Речь и моторика
консультация (старшая группа)

Васёха Светлана Юрьевна

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Исследования и наблю­дения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_motorika.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и моторика

У каждого пальца своё имя.

Знает ли ваш ребёнок названия своих пальцев? А это ведь очень важно для последующего обучения в школе письму, труду. Для этого обведите на листе бумаги карандашом ручку ребёнка и назовите все пальчики.

Поиграйте в такую игру. Называя пальчик, постукивайте им по большому пальцу.

,,Пальчики здороваются”

Здравствуй, Васька-Указка,

Здравствуй, Стёпка-Серёдка,

Здравствуй, Палец Безымянный,

Здравствуй, Крошка-Тимошка.

Пальцы здороваются энергично то на правой, то на левой руке, то сразу вместе на обеих руках.

1 Большой

2 Указательный

3 Средний

4 Безымянный

5 Мизинец

Пальцы помогают говорить.

Работу по тренировке пальцев можно и нужно начинать в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук: поглаживать их, слегка надавливать на ладонь, гладить в направлении от кончиков пальцев к запястью. Затем проделывать движения пальцами ребёнка, взрослый берёт каждый пальчик ребёнка в свои пальцы сгибает и разгибает его. Так надо делать 2-3 минуты ежедневно. Можно массажировать ладонь мягкой пластмассовой щёткой. С 10 месяцев следует начинать активную тренировку пальцев. Важно, чтобы в движение вовлекались все пальцы и чтобы действия были энергичными.

Можно давать малышам катать шарики и колбаски из пластилина, предварительно слегка размягчив его. Давайте рвать ему бумагу, в этом процессе участвуют все пальцы.

Можно давать детям крупные деревянные бусы, шарики, научите его складывать пирамидку, играть кубиками (строить башенку, дорожку, поезд, заборчик). Предложите ему крупную мозаику. Хороши игры с различными вкладышами.      ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения первого комплекса.

1. Ладони на столе / на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.

2. Ладошка-кулачок-ребро /на счет "раз-два-три".

3. Пальчики здороваются /на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный и т.д.

4. Человечек /указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.

5. Дети бегут наперегонки /движение как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно.

Потешка "Пальчик-мальчик"

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного.

Упражнения второго комплекса.

1. Коза /вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки.

2. Козлята /то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук.

3. Очки /образовать  два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

4. Зайцы /вытянуть вверх указательный и средний пальцы, соединить их.

5. Деревья /поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Потешка "Белка"

Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Логопед при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Упражнения третьего комплекса.

1. Флажок /большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе/.

2. Птички /поочередно большой палец соединяется с остальными/.

3. Гнездо /соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты/.

4. Цветок /то же, но пальцы разъединить/.

5. Корни растения /прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз/.

Игра- потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Упражнения четвёртого комплекса.

1. Пчела /указательным пальцем правой, затем левой руки, вращать вокруг.

2. Пчелы /то же упражнение выполняется двумя руками.

3. Лодочка /концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.

4. Солнечные лучи /скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

5. Пассажиры в автобусе /скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

Игра- потешка  ,,Этот пальчик"

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

... Этот пальчик хочет спать,

Это пальчик- прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали братики. Ура! В детский сад идти пора.

Пальчиковые игры

Пальчик, как тебя зовут?

Какому пальчику поочередно задается вопрос: "Пальчик, пальчик, как тебя зовут?" Пальчики отвечает соответственно: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Каждым пальчиком, начиная с первого, когда произносится вопрос, обращенный к нему, надо ритмично постучать по столу. При ответе поднять пальчик как можно выше. У каждого пальчика своя эмоциональная окраска в голосе: низким, с достоинством отвечает первый /большой/, хвастливо-второй, без особых эмоций-третий, грустно, с обидой-четвертый, весело, озорно-пятый.

Пальчик, где ты был?

Руки согнуты в локтях. Кисти на уровне груди, ладони повернуты друг к другу.

Пальчик, пальчик,                  Пошевелить большими пальцами.

Где ты был?

С этим)братцем в лес ходил    Большой палец соединяется с

                                                    указательным, делает "колечко"

С этим братцем щи варил.       То же со средним пальцем.

С этим братцем кашу ел.          То же с безымянным пальцем.

С этим братцем песни пел.       То же с мизинцем.

Две вороны.

Руки согнуты в локтях. Кисти сжаты в кулак, повернуты друг к другу.

Две вороны на дубу                 Ритмично снимать и разжимать              

Раскричались по утру:               кулаки.

Кар да кар,                               Большой палец отогнут в

Кар да кар!                               горизонтальном положении,         Вот устроили базар!                   остальные сомкнутые пальцы

                                       вместе сверху "вороны открывают клювы" 

                                          Развести большие пальцы как можно шире.

Дружная семья.

Этот пальчик-дедка,               Поочередно дотрагивается до пальцев

Этот пальчик-бабка,               и сжимая в кулачок.

Этот пальчик-папенька,

Этот пальчик-маменька,

Ну а этот пальчик-я

Вот и воя наша семья!

Этот пальчик в лес пошёл,       Поочередно дотрагиваясь до каждого

Этот пальчик гриб нашел,        пальчика.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Стирка.

Стираем, стираем, стираем мы белье          Дети имитируют

Стираем, стираем, стираем мы белье,            стирку белья.                                                                              

Смотрите наши ручки                         Вытягивают вперед руки и

Смотрите тут и там.                поворачивают ладонями вверх и вниз.

Окончена работа,

Теперь мы спляшем вам.                           Ручки пляшут.

Ладушки-ладушки.

Наварили кашки, помешали ложкой,

Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

Курочке-пеструшке накрошили крошки,

Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

Пожалели птичку, погрозили кошке,

Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

Строили ладошки домик для Матрешки,

Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

Принесли ладошки, ладушки-ладошки.

Хлопали ладошки, танцевали ножки,

Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

Прилегли ладошки, отдохнули ножки,

Вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние    на развитие активной речи ребенка. Исследования и наблюдения    показали, что степень развития движений пальцев совпадает со    степенью развития    речи    у    детей.

Детям   дошкольного    возраста    для    развития    мелкой    моторики можно предложить:

-   мозаику (мелкую    и    крупную),  всевозможные    пирамидки,    наборы    коробочек    для    собирания    в    них мелких камешков    и    других    предметов;

-   наборы   пористых    губок   для    тренировки    мускулатуры  кисти    руки;                                                                                                                                                                 

-   цветные    клубочки    ниток   для    переживания;                                             

-   пособие по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок,    крючков;

-   наборы    мелких   игрушек   для    развития    тактильного    восприятий    (узнавания    предметов    на    ощупь);

-   наборы веревочек различной    толщины   для    завязывания   и    развязывания    узелков;

-   дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания  узоров   из  мелких камешков,  горошин,    зерен   риса   и т.д.                                   

-   пластмассовые    или    деревянные    палочки   для   выкладывания узоров    по    образцу.

Пальчиковые    игры    не должны  быть продолжительными,    пять    минут    в   день   достаточно    для    того, чтобы  стимулировать    речевую   функцию    ребёнка.

С разнообразными пальчиковыми играми вы можете подробнее  познакомиться посмотрев альбомы, которые есть у воспитателей речевых групп и у логопедов.     

Забор.

Как у нашего у Саввы        Ребёнок сидит, положив ладони на стол.

Во дворе забор дырявый.

Раз    -   дыра                        От сомкнутых пальцев отводят большие.

Два    -   дыра,                      От сомкнутых пальцев отводят вместе

                                               большой и указательный пальцы.

Три    -   дыра,                      От сомкнутых пальцев отводят вместе

                                               большой,  указательный и средний.

Четыре  -  дыра.                   От сомкнутых пальцев отводят  вместе

                                               большой,  указательный, средний

                                               и безымянный.

Теремок.

Концы  пальцев соединены, изображая крышу.  

Стоит в поле  теремок,        Пальцы, не разъединяя, раздвинуть.

На двери висит замок.         Пальцы переплести в замок.

Открывает его волк:            Движения сомкнутыми пальцами

                                                    и кистями влево-вправо.

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.          Движения к себе от  себя.

Пришёл  петя-петушок       Пальцы размыкаются.

и ключом открыл замок.     Руки занимают исходное положение.

Засолка капусты.

Мы капусту рубим,              Резкие движения прямыми

                                                    кистями вниз и вверх.

Мы морковку трём,              Пальцы рук сжаты в кулаки,

                                               движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,             Движения пальцев, имитирующие

                                              посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём.       Интенсивно сжимаем пальцы рук в кулаки.

Почему ваш ребёнок молчит или развитие его речи задерживается? Каковы причины?

1.  Недостаток речевого общения ребёнка со взрослым, причём активного речевого общения.

2.  Общая двигательная неактивность ребёнка.

3.  Недостаточная тренировка тонких движений пальцев рук, оказывающая огромное влияние на развитие активной речи ребёнка именно в наиболее благоприятный период развития речи ( с 1 месяца до 5 лет).

В чём заключается взаимосвязь движений пальцев рук и речи?

Первой формой общения людей были жесты. Велика роль руки, она дала возможность путём указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить первичный язык, с его помощью люди общались. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

Русские психологи придавали большое значение созидательной работе рук для развития мышления и речи. Величина проекции кисти руки на головной мозг, по сравнению с другими частями тела, огромна, её близость к речевой зоне навела на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие активной речи ребёнка.

На шестом месяце жизни движения руки становятся более точными ( ребёнок может целенаправленным движением взять игрушку), а в речи появляются первые слоги. В девять-десять месяцев малыш уже берёт мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на предмет и ... начинает говорить первые слова.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Так что кисть руки можно смело отнести к речевому аппарату.

Тренируйте пальчики рук ребёнка наряду с выполнением упражнений для языка, губ, челюсти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер для развития речи и моторики рук.

С помощью этого простого тренажера сделанного из бросового материала можно развивать моторику рук ребенка.Также все картинки здесь имеют имя существительноен.Поэтому  можно спросить ребенка: Что...

Комплексное занятие " Снеговик".Конструирование,развитие речи, воображения, моторики.

- Артикуляционная  гимнастика- Психологическая игра- Пальчиковая  гимнастика(музыкальная)- Рассматривание  картины- Коллективная работа с ковролином- Физкульт   минутка-...

Игры с песком и водой для занятий с детьми для развития речи, мелкой моторики рук.

Игры с песком и водой для занятий с детьми для развития речи, мелкой моторики....

Речь и моторика.

Материал для развития речи иобщей моторики....

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

Собственная методическая разработка на тему: "Изонить,как средство развития речи и моторики у детей дошкольного возраста"

Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро; придумать можно много интересных картинок. На занятиях по изонити, работая над развитием зрительно-моторной координации, а в частно...

развитие речи и моторики

консультация для родителей...