Развиваем внимание и мышление дошкольников, учим быть любознательными.
консультация (средняя группа)

Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем внимание и мышление дошкольников, учим быть любознательными.

Каждый из нас понимает, что внимание – это необходимое свойство для успешного обучения и развития ребенка. А что же такое внимание?

В различных психологических  учебниках можно найти такое трактование этого понятия:

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

Внимание обеспечивает более полное и четкое восприятие информации. При этом внимание не является самостоятельным психическим процессом,  так как не может проявляться вне других процессов.  Мы внимательно смотрим, думаем, читаем…

Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов, выполняя следующие функции:

1) отбор значимых  сигналов  и игнорирование несущественных, побочных;

2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель;

3) регуляция и контроль протекания деятельности.

Таким образом, об успешной деятельности мы можем говорить лишь тогда, когда в ней присутствует внимание.

К сожалению или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.

Если внимание – приобретенное свойство, значит,  его можно развивать! И для этого существуем множество различных упражнений.  Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.

Сразу хочу Вас успокоить.  Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: « Давай, поиграем!»

Во что будем играть? Да вот Вам несколько простейших игр. В данном случае, простейшее не значит – простое и легкое.

Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку…  А  Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря!  Всех  прохожих вы можете использовать  для интересной игры «Кто внимательнее?»

Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц,  и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?

Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете «Что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.

Сели в маршрутку или  троллейбус. Спросите и ребенка:  «Какого цвета эта маршрутка?»

Выйдите  из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или  какого цвета там дверь?  Или сколько окон было в магазине?

Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие  вещи. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых. 

Вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок.  Такие игры  носят развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки  и радуются тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.

Вы думаете, что это баловство?  А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает,  как губка, все, что замечает,  и учится замечать все больше и больше мелочей.

С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе?  Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в это место и проверить ответ ребенка.

Зачем это нужно? Хороший вопрос.

Во-первых, такие игры  развивают наблюдательность ребенка, умение замечать мельчайшие детали в окружающей обстановке,  активируют различные познавательные процессы ребенка,  учат  воспринимать количество предметов целиком, без присчитывания по одному, а во-вторых,  Вы прекрасно проводите время, занимаете ребенка полезными развивающими  играми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие задания для дошкольников подготовительной группы «Я готовлюсь к школе!» №1 Развиваем внимание, мышление, логику.

Материалы будут интересны воспитателям, педагогам-психологам в работе с дошкольниками и их родителям в период подготовки к школе. Презентации оформлены так, что выполняя  задания, дети не только ...

Консультация для родителей «Развиваем внимание, память, мышление детей 6–7 лет с задержкой психического развития»

Предлагаемые в данном материале игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоя...

«Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с задержкой психического развития»

Возраст (6–7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенств...

Развиваем внимание, память , мышления у детей 6-7 лет с ЗПР

Развиваем внимание, память , мышления у детей 6-7 лет с ЗПР...

Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с задержкой психического развития....