Памятки: "Готовность к школе. Интеллектуальная!", "Развиваем память! Учимся считать", "Рекомендации по развитию внимания и мышления у дошкольника".
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Поветкина Наталья Викторовна

Памятки для педагогов и родителей подготовительной к школе группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С № 41 «Золотая рыбка»

Памятка для родителей

«Готовность к школе. Интеллектуальная!»

Подготовила: педагог

Поветкина Наталья Викторовна

г. Рубцовск

Как родители могут интеллектуально подготовить ребенка к школе (занятия проводятся, когда ребенок не устал и в хорошем настроении, 1-2 раза в день по 0,5ч).

Общая осведомленность

 - Как тебя зовут, сколько тебе лет?

 - Какое сейчас время года, месяц? Когда у тебя день рождения?

 - В каком городе ты живешь, назови адрес?

 - Что ты можешь рассказать о своей семье?

 - Каких животных (героев сказок, транспорт, виды спорта,..) ты знаешь?

 - Хочется ли тебе идти в школу?

•         Умение ориентироваться во времени и пространстве

o        Ребенок должен знать время суток: утро, день, вечер, ночь. (Что наступает после вечера? Как ты узнаешь, что наступила ночь? Назови части суток, начиная с дня...)

o        Ребенок должен быть знаком с календарем. Должен знать, что из суток складывается неделя, из недели - месяц, а из месяцев год. (Назови дни недели, месяцы).

o        Ребенок должен уметь соотносить положение своего тела с расположением окружающих предметов (Что спереди, сзади, сбоку, слева, права,..?)

o        На местности (на улице, в районе) ребенок должен уметь выделять основные ориентиры, по которым можно дойти до школы, до метро, до магазина. Упражнение: пройдите с ребенком от дома до школы (библиотеки, магазина), внимательно рассмотрите дорогу, дома ребенок должен подробно рассказать об этом пути и схематично нарисовать его.

•        Развитие памяти

o        Из 10 названных слов (например: тетрадь, торт, портфель, сказка, собака, цветы, друзья, улица, игрушки, школа) ребенок должен называть 7-8. Если с первого раза не удается запомнить, взрослый может повторить весь список второй или третий раз.

o        Рассмотрите репродукцию картины, попросите перечислить как можно больше деталей картины, которые он запомнил.

o        Выучите красивое длинное стихотворение, которое понравилось ребенку. Научите его декламировать стихотворение "с чувством, с толком, с расстановкой".

o        Разучите с ребенком танец, последовательность любых движений (например: сначала присесть и встать, потом хлопнуть в ладоши, закрыть глаза, потом лечь на живот...).

•        Развитие внимания

o        Умение настраиваться на восприятие указаний взрослого, не отвлекаться от выполнения задания, сосредотачиваться на задании для учебы в школе необходимы. Упражнение: на листе бумаги вразброс написаны буквы алфавита, ребенку нужно найти и вычеркнуть, например, букву О:

А О П Р Л Д О О Ж Ш Ь Т А О И Т М О В К

То же самое можно сделать и с цифрами, например, вычеркнуть цифру 1:

1 8 7 2 1 9 4 2 4 1 0 7 9 2 1 3 1 1 5 8 2 7 5 5 2 1 .

•        Развитие воображения

o        Способность к воображению у ребенка можно проверить (и развить), выполняя упражнения типа "Художник", "Скульптор", "Сказочник",.. Например: художник начал рисовать картины, но у него кончились краски. Заверши, пожалуйста, его работу.

•        Развитие эмоций

Ребенок должен уметь оценить эмоции и настроения людей. (Какое настроение, ты знаешь, бывает у людей и у животных?). Упражнение: назови, какое лицо здесь радостное, злое (сердитое), грустное, удивленное, испуганное,... Нарисуй свое настроение, настроение своей мамы, друга... Для этого можешь посмотреть в зеркало или на фотографию.

•        Развитие мышления

 -Умение обобщать и  исключать по существенным признакам. Назови одним словом: корова, бык, кролик – ? (дом. животные); груша, яблоко, вишня – что лишнее? (вишня).

 -Умение делать умозаключения по аналогии. Взрослый предлагает три слова, два из них подходят друг другу, являются парой. Ребенок должен придумать слово, подходящее по смыслу к третьему:

ДЕНЬ - НОЧЬ, БЕЛОЕ - ..? (черное)

ЗАЯЦ - ЖИВОТНОЕ, ЩУКА - ..? (рыба)  

 -Умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Взрослый берет открытку и разрезает ее на части, перемешивает их. Ребенок должен восстановить картинку, которую он прежде не видел.

 -Умение выделять причинно-следственные и пространственно-временные логические связи. Разложить по порядку 6 картинок. Составить по ним рассказ.

•        Развитие восприятия: умение создавать полный образ предмета. Упражнение: изучить предмет, используя все органы чувств, и рассказать какой он на вид (цвет, форма), на слух, по запаху, по вкусу, на ощупь (текстура материала, вес, температура).

o        Умение восстанавливать рисунок по образцу. Показывают половину картинки и просит дорисовать вторую половину.

•        Развитие речи

 -Умение произносить звуки. Логопедические проблемы решить до поступления в школу.

 - Умение производить звуко-буквенный анализ слова.

Упражнение №1: взрослый говорит ребенку слово, а он должен разбить его на части (слоги), хлопая в ладоши. Например, КРОКОДИЛ, ПОДУШКА, САМОВАР,...

Упражнение №2: ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: БЕРЕТ, ВОЛНА, АТАМАН, УТКА...

 - Родители должны иметь представление о количестве слов, которыми пользуется ребенок в речи и стараться увеличивать его словарный запас. Упражнение "Темы": вспомни все слова, которые относятся к теме "Зима", "Человек", "Все слова на букву К",...); чем больше слов ты придумаешь, тем лучше.

 - Ребенок должен уметь изменять существительные по числу (овца одна, а много - ...; облако одно, а много - ...); прилагательные по роду и числу (сахар - белый, молоко -..., бумага -..., снежинки - ...); глаголы по временам (вчера - гулял, сегодня - ..., завтра - ..).        



Предварительный просмотр:

МДОУ Д/с № 41 «Золотая рыбка»

Памятка для родителей

«Развиваем память! Учимся считать»

Подготовила: педагог

           Поветкина Наталья Викторовна

г. Рубцовск

Рекомендации по знакомству детей с цифрами и числами

•        Чтобы заинтересовать ребенка написанием цифр, покажите ему, на что они похожи. Например, единица похожа на спицу, двойка – на лебедя, тройка, если её положить на бок, - на усы и т.п.

•        Пусть он сам попробует придумать, на что похожи цифры. Нарисуйте на листе несколько единиц (они могут быть перевернутыми и лежащими на боку) и предложите ребенку дорисовать их до целого рисунка. Может быть, у вас получится корабль, проплывающий мимо порта, или жираф в зоопарке. То же самое предложите ребенку сделать и с другими цифрами.

•        Нарисуйте на бумаге большие цифры. Попросите ребенка выложить цифры из мелких предметов (пуговиц, семечек, горошин) поверх контура. Затем предложите ему выложить цифру на чистом листе бумаги.

•        Нарисуйте в воздухе цифру пальцем, а ребенок пусть попробует её угадать. Также вы можете рисовать цифры пальцем на ладошке ребенка.

•        Сделайте или купите карточки с числами. Раскладывайте числа «паровозиком» (по порядку). Находите «соседей» чисел. Например, у 4 числами - «соседями» являются 3 и 5, а у 9 – 8 и 10.

•        Сравнивайте числа. Спрашивайте у ребенка, какое число больше, а какое – меньше.

•        Обратите внимание ребенка на то, что с помощью цифр мы записываем числа, а с помощью чисел – считаем предметы. «Единица» - это цифра, а «один» - это число.

Рекомендации по формированию навыков сложения и вычитания

•        Чтобы научить ребенка решать примеры, воспользуйтесь счетными палочками, карточками с числами и тарелочками (коробочками, салфетками). Поставьте на стол 3 тарелки. Между первыми двумя поставьте знак «+» (его можно сложить из счетных палочек или нарисовать на листке бумаги), между последними двумя – знак «=». Положите в 2 первые тарелочки 2 числа, чтобы получился пример. 4 +  5 =

Теперь ваш ребенок должен отсчитать 4 счетные палочки и положить их к числу 4. Затем 5 счетных палочек положить к числу 5. Чтобы решить пример, ему нужно взять палочки с обеих тарелок и положить на третью. После чего ребенок считает палочки и подбирает карточку с соответствующим числом (9).

•        Примеры на вычитание решаются чуть сложнее. 6  –  2 =

Ребенок снова кладет в 2 первые тарелочки соответствующее числам число палочек (6 и 2). Теперь он выкладывает из 2 тарелочек по одной палочке (пары палочек), пока во второй их не останется (из второй тарелки одну и из первой тарелки одну, затем опять из второй тарелки одну и из первой – одну). Оставшиеся палочки перекладываются из первой тарелки в третью, подсчитывается их количество, и находится соответствующая карточка с числом (4).

После того как ребенок понял, что такое сложение и вычитание, выучите с ним состав числа. Например, состав числа 5:

5= 0 + 5, 5= 1 + 4, 5 = 2 + 3, 5 = 3 + 2, 5 = 4 + 1, 5 = 5 + 0

Рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Чтобы память вашего ребёнка интенсивно развивалась, нужно:

•        учить  с ним как можно больше стихотворений;

•        петь и разучивать вместе песни;

•        просить его пересказывать сказки и рассказы, которые вы прочли;

•        расспрашивать его о том, как прошёл день, что он видел на прогулке, во что играл в детском саду и т.п.;

•        учить и постоянно повторять информацию для механического запоминания: адрес, телефон, день рождения, фамилии, имена и отчества членов семьи, кто кем работает, дни недели, месяцы года, алфавит, счёт;

•        выполнять задания по пособиям, развивающим память ребёнка;

•        познакомиться в специальной литературе с играми, направленными на развитие памяти.

Зачастую вам придётся разучивать с ребёнком тексты, учить его пересказывать рассказы и сказки.

Сделать это быстрее и эффективнее вам поможет знание законов памяти:

•        Лучше усваивается первая и последняя информация. Поэтому, перед тем как что-то учить, кратко расскажите ребёнку, о чём будет текст. В конце сделайте небольшое резюме (задайте ребёнку вопросы по тексту).

•        Учите ребёнка составлять план и рассказывать по нему. В плане обязательно должны быть использованы рисунки или схематические значки. Чем меньше слов используется при составлении плана, тем лучше.

•        Чем больше ребёнок знает по этой теме, тем легче ему запомнить материал. Так, если нужно пересказать русскую народную сказку, то ребенку будет легче сделать это, если он знаком с другими народными сказками. Если ребёнок уже знает некоторые английские слова по теме «Игрушки», то ещё несколько слов он запомнит относительно быстро. Это означает, что если ребёнок впервые сталкивается с информацией на какую-либо тему, то вы потратите больше времени на её заучивание, чем если бы ребёнок был знаком с данной темой до этого.

Разучивая с ребёнком что-либо, вы можете использовать следующие приёмы:

•        зарисуйте стихотворение. Нарисуйте к каждой строчке 1-2 картинки. Глядя на них, ребёнку будет легче рассказывать стихотворение;

•        начинайте строчку, а ребёнок должен будет её завершить;

•        говорите строчки по очереди (одну – вы, одну – ребёнок);

•        если стих большой, его обязательно нужно разделить на несколько частей (сложно охватить за раз больше 8 строчек);

•        если это возможно, «расскажите стихи руками». Например, если «дует ветер», то поднимите руки вверх и сделайте покачивающие движения, если «плывёт кораблик», то сложите ладони «лодочкой» и совершайте волнообразные движения и т.п. Так как память на действия у детей развита лучше, чем память на слова, такая опора на действия поможет быстрее выучить стихотворение;

•        повторяйте стих как можно чаще. Как правило, дети быстро устают от монотонного повторения одного и того же. Но «повторение – мать учения», и без него невозможно обойтись. Однако его можно сделать творческим и занимательным.

Так, стихи можно повторять:

•        тонким голоском (как лилипуты);

•        басом (как великаны);

•        очень быстро (как пчёлки);

•        очень медленно (как улитки);

•        грустно (как ослик Иа);

•        весело (как Буратино);

•        испуганно (как Зайчик);

•        злорадно (как Баба Яга);

•        гневно (как синьор Помидор);

•        плача (как царевна Несмеяна);

•        тихо (как шелест листьев);

•        громко (как гроза);

•        заботливо (как фея, крёстная мама Золушки);

•        сердито (как мачеха Золушки).

Таким образом, вы проговорите стихотворение 14 раз, ни разу не повторившись.

                 



Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С № 41 «Золотая рыбка»

Памятка для родителей

«Внимание! Мышление!»

Подготовила: педагог

Поветкина Наталья Викторовна

г. Рубцовск

Рекомендации по развитию логического мышления дошкольника

Самое главное для развития мышления дошкольника – чтобы ребёнок учился спрашивать, видел ваше участие и заинтересованность его вопросами и не переставал стремиться как можно больше узнать о мире.

 Иногда дети ставят взрослых в тупик своими вопросами. Бывает, что ответы на них мы проходили в старших классах в курсе физики (например, «Почему, когда смотришь через лупу, всё кажется больше?»).

Иногда родителям просто не хватает знаний, чтобы ответить на «простой» вопрос своего малыша. Старайтесь не оставлять детские «почему?» без внимания. Прекрасно, если вы ответите: «не знаю, но давай узнаем вместе». Этим вы покажите пример любознательности, интереса к новому.

Вместе с ребёнком обратитесь к книгам, энциклопедиям, Интернету, найдите ответ на интересующий его вопрос.

Постарайтесь найти способ доступно объяснить ребёнку причины явления, о которых он спрашивает. Старайтесь упрощать, объяснять «примерно», а все уточнения в знания ребёнка о мире потом внесёт школа.

Учитесь сами быть «почемучкой». Задавайте ребёнку простые вопросы, на которые он в силах ответить.

Задав вопрос, ждите. Не стремитесь к тому, чтобы сразу дать ребёнку правильный ответ. Ребёнок никогда не научится отгадывать загадки, если он будет сразу после прочтения получать готовые ответы. Конечно, это не значит, что никогда нельзя давать ответы. Но приучайте ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно искал решение поставленной перед ним задачи.

Если ребёнку сложно справиться с задачей на слух, постарайтесь найти для него наглядные опоры: картинки, схемы, счётные палочки. Например, ребенку даётся задача: «Мама купила синее и красное платье. Маше она подарила не синее платье. Какое платье она подарила Ире?» (ответ: синее).

Редкому ребёнку удаётся решить эту задачу в уме. Схематично нарисуйте маму и двух девочек. Напишите, кто есть кто. Рядом с каждой девочкой нарисуйте по красному и синему платью (можно просто красный и синий кружки). Прочитайте задачу ещё раз. Ребёнок зачеркнёт синий кружок рядом с Машей и сделает вывод, что ей досталось красное платье. А значит, у Иры не может быть красного и у неё синее платье.

Занимайтесь с ребёнком по пособиям с упражнениями, направленными на развитие мышление, и познакомьтесь в литературе со специальными развивающими играми.

       

Рекомендации по развитию внимания дошкольника

  • Занимайтесь с ребёнком по пособиям с упражнениями, направленными на развитие внимания.
  • Играйте в настольные игры, требующие усидчивости и длительного сосредоточения внимания (пазлы, домино, лото).
  • Познакомьтесь в специальной литературе с играми, направленными на развитие внимания ребёнка.
  • Чтобы у ребёнка сформировалось хорошее внимание, конечно же, мало просто тренировать его с помощью специальных игр и развивающих упражнений. По своей сути внимание – это организация познавательной активности ребёнка. То, насколько хорошо вы научите ребёнка организовывать свою деятельность, во многом определит степень развития его внимания.

Чтобы сформировать у ребёнка хорошее внимание, вам нужно делать следующее:

•        Соблюдать режим дня. «Режимные» дети обладают гораздо более сильным вниманием. Это связано с тем, что их организм работает в определённом режиме, что помогает ему экономно расходовать энергию: тратить её в то время, когда ребёнок обычно активно играет, и сохранять в периоды отдыха и сна. Таким образом, внимание «режимного» ребёнка работает более интенсивно, так как сам организм настраивается на активное сосредоточение внимания.

•        Содержать в порядке рабочее (учебное) место ребёнка, приучать его к порядку. Стол должен быть чист. Книги, карандаши, игрушки – всё на своих местах. Если вы водите ребёнка в развивающую студию, то приучайте его заранее собирать свой «портфель», проверяйте, заточены ли карандаши, есть ли все необходимые принадлежности в пенале и т.д.

•        Давать ребёнку возможность отдохнуть. Известно, что лучший отдых – это смена деятельности. Обычно ребёнок-дошкольник не способен долго заниматься «сидячей» работой. Занимаясь с ребёнком спокойными видами деятельности (настольными играми,  рисованием, выполнением упражнений по пособиям), каждые 10-15 минут делайте перерыв: давайте ребёнку немного попрыгать и побегать. Затем он может снова вернуться к спокойным занятиям.

•        Исключить воздействие отвлекающих факторов: шума улицы, включённого телевизора, громкой музыки, резких запахов. Однако имейте в виду, что тихая спокойная музыка, как правило, не отвлекает, а, напротив, усиливает внимание ребёнка.

•        Тренировать внимание ребёнка не только с помощью интеллектуальных игр, но и в подвижных играх.

Игры, требующие от ребёнка проявления точности, быстроты реакции, выносливости, тренируют его внимание не меньше, чем пазлы и лото.

Кроме этого, занимаясь с ребёнком по развивающим пособиям, учите его трём вещам:

•        Переспрашивать, если что-то непонятно, уточнять, что именно имеется в виду в игровом задании.

•        Планировать свои действия. Проговорите, что нужно сделать, чтобы выполнить задание, дайте чёткую инструкцию.

•        Проверять задание после его выполнения.

Если приучать ребёнка к этим вещам с дошкольного возраста, то многие школьные трудности, связанные с рассеянностью и неумением проверять свою работу, обойдут вас стороной.

Например, ребёнку нужно найти 10 отличий между двумя картинками.

Попросите его рассказать, что нужно сделать. Составьте план.

Проговорите шаги, которые нужно совершить, чтобы решить поставленную задачу: «Эти картинки чем-то отличаются. Нужно внимательно рассмотреть каждый предмет по очереди: вначале на одной картинке, затем на другой». Можно спросить: «Как быстро найти отличия между картинками?». Если вы раньше уже объясняли ему, как это сделать, ребёнок сможет ответить на этот вопрос. Дайте опоры. Скажите: «Как только найдёшь отличие, поставь рядом галочку на одной и на другой картинке». Проверьте правильность выполнения задания. Посчитайте количество галочек на одной из картинок. Если их 10, то задание выполнено правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет.

Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет....

Памятка для родителей «Развиваем память! Учимся считать»

Рекомендации по знакомству детей с цифрами и числами•          Чтобы заинтересовать ребенка написанием цифр, покажите ему, на что они похожи. Например...

«Развиваем память! Учимся считать»

laquo;Развиваем память! Учимся считать»...

Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления для дошкольников 6-7 лет

Пособие позволяет подготовить руку ребенка к письму, развить моторику, а так же мышление, внимание и память. Ребенок овладеет навыками рисования по клеточкам, научится сопоставлять и анализировать....

Памятка для родителей «Развиваем память! Учимся считать»

Памятка для родителей «Развиваем память! Учимся считать»...

Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.

Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе  направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки. Предлагаемые нами упражнения не требуют от родителей  ...