Статья «Значение развития связной речи, как необходимое условие для формирования активной диалогической позиции ребёнка».
статья (старшая группа)

Рыжова Татьяна Николаевна
Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в старшем дошкольном возрасте. Монолог — более сложная форма речи. Для того, чтобы научить дошкольников осознанно строить высказывания, необходимо знать: особенности монологов разных типов (описания, повествования и рассуждения); Рассуждение - самый сложный тип монолога. Поэтому у детей 5-7 лет наблюдаются лишь элементы рассуждения. Диалогическая речь. Дети к 5-7 годам достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь — семья) относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка. Развитие связной речи, способствует коммуникативной самостоятельности, что очень важно для их личностного развития и успешному обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._znachenie_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Статья.

«Значение развития связной речи, как необходимое условие для          формирования активной диалогической позиции ребёнка».

«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя»

 (А.Ф. Кони). 

В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст от 5 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи, в старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка.

Нормально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Ожидать нормального развития речи можно лишь в том случае, если работой охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь. Каждая сторона речи включает в себя определенный, часто достаточно объемный круг речевых навыков и умений, которые в свою очередь имеют собственную динамику развития.

Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в старшем дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу.

В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей к 5 годам. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.

Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований элементы монологической речи появляются у детей лишь к пяти годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов.

Важным условием развития монологической речи детей является формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений, на основе чего у них развивается произвольность построения развернутого высказывания, создается основа для успешного овладения в дальнейшем и письменной монологической речью.

В практике современного детского сада обучение связной речи часто осуществляется без учета видовой классификации монологической речи, недостаточное внимание уделяется обучению дошкольников осознанному построению высказывания. Первостепенное значение до сих пор уделяется обучению детей видам рассказывания, выделенных по принципу принадлежности к определенной, четко обозначенной основе обучения (предметы, тексты, картинки, личный и коллективный опыт и прочее).

Для того, чтобы научить дошкольников осознанно строить высказывания, необходимо знать:

- особенности монологов разных типов (описания, повествования и рассуждения); — особенности монологических высказываний детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до пяти лет. В речи детей 5-7 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны, и понять их без наглядности практически невозможно. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются “тяготением” к диалогу.

Рассуждение - самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует формирования логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства. Поэтому у детей 5-7 лет наблюдаются лишь элементы рассуждения, говорить о которых, как о самостоятельных монологических высказываниях, в данном возрасте не приходится.

Таким образом, формирование связной монологической речи детей 5 -7 лет предлагается строить на основе:

-раздельного целенаправленного обучения описанию и повествованию, то есть тем типам монолога, которые доступны детям 5 -7 лет

-освоения умений необходимых для осознанного построения монологических высказываний. К ним относятся: — в описании — умение определять объект речи и последовательность, логику перечисления; — в повествовании — умение вычленять главную тему рассказа, соблюдать структуру повествования.

В возрасте 5-7 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. Дети постигают словарь антонимов и синонимов. В речи детей пяти лет начинают появляться «сорные слова», на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои меры воздействия на ребенка: для одних — это «темница для лишних слов»; для других — это прямой запрет на употребление «сорных слов». Но во всех случаях ребенку следует показать красоту и богатство родного языка.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие с

Диалогическая речь совершенствуется в старшем дошкольном возрасте,   что позволяет ребенку более успешно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Уровень общего развития старшего дошкольника подводит его к элементарному осознанию языковых и речевых явлений, на основе чего у детей развивается произвольность, осознанность построения развернутого монологического высказывания, создается основа для успешного овладения письменной монологической речью.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослым, так и со сверстниками. В диалогической речи коммуникативная (социальная) функция — основополагающая и во многом определяет языковое насыщение диалога. Действительно, языковое оформление диалога (стилистика речи, интонация, подбор словаря и т.п.) зависит от коммуникативных ситуаций (с кем вступаешь в контакт; содержание и цель общения и т.п.). Поэтому дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь — семья) относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к их мнению, интересам, потребностям и пр.; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте мы уделяем диалогическому взаимодействию детей друг с другом (со сверстниками). Именно в общении со сверстниками речь детей более богата точными языковыми средствами, более контекстна, чем в общении с взрослыми.                      В старшем дошкольном возрасте именно в диалоге со сверстником дети учатся согласовывать, контролировать собственные действия и действия партнера. Особенно ярко это проявляется в ситуации, которая нацелена на получение определенного результата совместных действий детей.

В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводиться как речевым средствам, так и внеречевым (мимике, жестам, движениям). Все это характерно для диалогической формы речи.

Итак, овладение диалогом – это больше, чем простое овладение композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование активной диалогической позиции, которая проявляется в следующем: инициативность вопрошающего и готовность к ответным реакциям на инициативу партнера; умение слышать и понимать товарища; привлечь его внимание к себе и своей деятельности; интересоваться собеседником и быть интересным ему.                             В процессе взаимодействия дети приобретают опыт диалогического общения, проявляют коммуникативную самостоятельность, что очень важно для их личностного развития и  успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития связной речи .Консультация педагогам и родителям.

По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи проявляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоят...

Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи

Консультация для родителей имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии...

«Значение развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста»

Методический материал для воспитателей детских садов и родителей значению развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста...

Статья "Значение развития связной речи у дошкольников"

Статья "Значение развития связной речи у дошкольников" В этой статье описано, почему развитие связной речи у дошкольников важно и если этому не уделять достойного внимания, какие последствия могут быт...