Пальчиковый тренинг.
консультация

Голубкова Наталия Вячеславовна

      Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_trening.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют её развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведённое в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т. п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Практикум для родителей

Цели

  • Познакомить родителей с нетрадиционными приёмами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
  • Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.
  • Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Метод проведения: имитационная игра.

Детям (и родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, - страну пальчиковых игр.

Самомассаж кистей и пальцев рук

(по Йосиро Цуцуми, модифицированный)

Этот массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»), стихами.

1.Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

2.Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперёд его качу, вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу- правой

Я его катаю, браво.

3.Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.  Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4.Массаж грецкими орехами (каштанами). Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

5.Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Щелчки» - каждым пальцем по бусам, закреплённым на дуге ширмы.

«Кус-кус» - бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котёнок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!

В. Берестов

«Узелки» - перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно.

Кто идёт?

Идёт собака, кот идёт,

И дождь идёт, и град…

Ещё часы идут вперёд,

Хоть на столе стоят.

Л.Г. Парамонова

На прогулку мы пойдём,

И в футбол играть начнём.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.

«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?..

(Лыжи)

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится?

(Лыжник)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

«Волшебные превращения верёвочки» - из различной длины и цвета верёвочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.

«Музыканты» - нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Слоги:

Ша-шо-шу-ши-ше;

Шко-шка-шку-шки-шке;

Аш-ош-уш-иш-еш;

Шта-што-шту-шти-ште.

Чистоговорки:

Ша-ша-ша – в доме у нас Маша;

Шо-шо-шо – Маша ведёт себя хорошо;

Шу-шу-шу – на руках её ношу;

Ши-ши-ши – калоши у Маши очень хороши.

Стихотворение:

Кто потерял много игрушек

Маша шла, шла, шла

И игрушки нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,

Мишку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой весёлый мяч-прыгун» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке –

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

Рисование – рисовать «цветы», верёвочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

А речь красивой.

Итог практикума

В ходе дискуссии с родителями выясняются.

  1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

- развивают мелкую моторику рук;

- стимулируют речевое развитие;

- повышают работоспособность головного мозга;

- оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

2.  Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

В детском саду родители могут получить:

- варианты самомассажа кистей и пальцев рук;

- схемы «Значение пальчиковых игр и упражнений», «Формы работы для развития мелкой моторики рук»;

- разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук): «шалуны» - воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые эспандеры, мячики с шипами, резинки для волос, карандиши шестигранные, орехи грецкие, каштаны, мочалки, зубные щётки.

Кроме того, родители могут ознакомиться:

- с выставкой авторских пособий: «Универсальное панно», «Спираль», «Подушка-думка», «Ширма – ловкие пальчики»;

- выставкой дидактического материала: «Народные игры с пальцами», «Художественно-конструктивный праксис», «Расскажем стихи руками»;

- фотовыставками: «Тренируем пальчики»; «Рисуем картинки».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игровой тренинг

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием ...

План-конспект проведения тренинга с родителями по артикуляционной и пальчиковой гимнастике.

Тренинг проводился в рамках родительской конференции по развитию речи...

Игровой тренинг для родителей "Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста"

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития речи детей раннего возраста по средствам пальчиковых игр  и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.Задачи:стремиться устано...

Пальчиковый тренинг (индивидуальная работа и рекомендации родителям)

Данная разработка содержит материалы для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Пальчиковый тренинг.

Пальчиковый тренинг....

Презентация "Пальчиковый тренинг"

     Сопряжённая гимнастика - это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, ...

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мастер-класс по теме "ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" для педагогов ДОУ...