Пальчиковый тренинг (индивидуальная работа и рекомендации родителям)
методическая разработка (средняя группа) на тему

Данная разработка содержит материалы для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovyy_trening.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города  Новосибирска «Детский сад №484 комбинированного вида»

                     

Пальчиковый тренинг

(индивидуальная работа и рекомендации для родителей)

                                                                                    А.П. Осинцева,

                                                                                    учитель – логопед

                                                                                    первой кв. категории

Новосибирск

2013г.

Октябрь

1.Сжать пальцы в кулак и разжать (по 10 раз)

- ладонями вверх, вниз, обеих рук одновременно

2.  2. Вращение кистями рук (по 10 раз):

       в правую, затем в левую сторону;

       б)        вовнутрь (обеими кистями);

        в)        наружу.

3.Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого,

сжать, большой палец вытянуть вправо.

 4. «Пальчики здороваются» - поочередно прикоснуться большим

 пальцем правой (левой) руки ко второму, третьему, четвертому и

 пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

  5.  Растирание ладоней шестигранным карандашом с увеличением усилий

2 неделя

1.Сжать пальцы в кулак и разжать (по 10 раз)

- ладонями вверх, вниз, обеих рук одновременно

     2. Вращение кистями рук (по 10 раз):

       в правую, затем в левую сторону;

       б)        вовнутрь (обеими кистями);

        в)        наружу.

 3.  Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

       а)        одновременно;

      б)   правой, левой по очереди

 4. «Пальчики здороваются» - поочередно прикоснуться большим

 пальцем       правой (левой) руки ко второму, третьему,

четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

 5. Растирание ладоней движениями вверх-вниз

3 неделя

1. Неплотно сжать пальцы правой (левой) руки в кулак, оставив

между пальцами и ладонью небольшое отверстие.

2. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз)

а) Одновременно;

б) Правой, левой по очереди.

3«Пальчики здороваются» - поочередно прикоснуться большим пальцем       правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам

 в обычном и максимальном темпе. (Одновременно двумя руками)

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев

4 неделя

1. Чередование прогибания и выгибания.

2. Чередование сжимания пальцы правой руки в кулак, разжимания

пальцы левой руки (большой палец вытянут в сторону)

3. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами

 левой (правой) руки (похлопывание) подушечками пальцев, начиная с большого).

4. Массаж «Прижимающий» Кисть одной руки лежит на столе ладонью

вниз, пальцы разведены.Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке

влево – вправо.

Ноябрь

1 неделя

1. Чередование прогибания и выгибания.

2. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

3.Соприкосновение подушечек пальцев — "Пальчики здороваются" (по 10-15 раз):

а)        пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;

б)        пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;

в)        то же одновременно двумя руками;

г)        пальцы правой руки — с соответствующими пальцами
левой.

Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения

3. «Пальчики кивают»  

4. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые
движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

2 неделя

1. Чередование сжимания пальцы правой руки в кулак, разжимания

 пальцы левой руки (большой палец вытянут в сторону)

2.Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный

 палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

3.Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой
руке) большой палец и мизинец,  остальные пальцы
сжать.

4. «Кто кого победит».

Соединить кисти рук перед собой. Поочередно производить поджимы

 рук вправо, влево.

5. "Щелчки" (по 10 раз).

6. Выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая

 один через другой, одной рукой, затем другой

3 неделя

1. Соединить наклонно( «домиком») пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.

2.Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

3. Пальцы правой (левой) руки широко развести, свести, снова развести, удержать в течение 2—3 секунд.

4. "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев
(по 10-20 раз).

5. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание

                                   4 неделя

1. Образовать   пальцами   правой   (левой)   руки   в кольцо. (Это упражнение вариативно: кольцо можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.)

2. «Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками

положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами

 по столу.

3. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

4. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые
движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Затем выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через

другой, одной рукой, затем другой.

Декабрь

1 неделя

1.Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

2.Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

3. «Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

4.         "Ножницы" - разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

а)        правой, затем левой руки;

б)        обеих рук одновременно;

в)        соединив ладони вместе.

5. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2 неделя

1. «Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

2. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

3. Упражнение "Замок"— ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):

а)        сдавливание ладоней с силой;

б)        вращение (поворот вправо-влево);

в)        наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в луче-
запястных суставах;

г)        разворачивание ладоней наружу и выворачивание в об
ратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;

4. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.

3 неделя

1. «Лягушка».

Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.

2. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца.

3. "Солнечные лучи"   - руки в "Замке" подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

4. "Фонарики" вращение свободными кистями рук (по 10 раз).

5.  Имитация игры на пианино.

4 неделя

1. «Крокодил».Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

2. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочередно их выпрямлять, начиная с большого пальца.

3. Разведение пальцев врозь и сведение вместе

4.         Упражнения с сомкнутыми ладонями (по 5-10 раз) (рис. 9а):

а) сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо-влево, преодолевая сопротивление;

б)движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед-назад;

в) сомкнутые ладони вытянуты вперед — разведение кистей в стороны, не размыкая запястий;

г) «Цветок»: сомкн. ладони подняты вверх – развед. кистей, не размыкая запястий

                                                             Январь

1 неделя

1. «Курочка».

Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

2. «Петушок».

Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при движениях петушка.

3. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочерёдно их выпрямлять начиная с мизинца.

4.         Потряхивание расслабленными кистями:

а)        руки вверх;

б)        руки в стороны;

в)        руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

5. "Бегают человечки"   - указательный и средний пальцы
правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по
столу вперед и назад.

2 неделя

1. «Птичка пьет водичку».

Левую руку неплотно сжать в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие (бочонок с водой).Большой и указательный пальцы правой руки соединить в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак (птичка). Соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой.

2. Игра на пианино последовательно с 1 по 5 палец.

3."Футбол" — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д- пальцами.

4.Уложить спички в коробку одновременно обеими руками: большим и указательным пальцем обеих рук .

5.Взять в руки по карандашу  и одновременно отстукивая ими по бумаге, расставлять точки в произвольном порядке.

3 неделя

      1. «Мостик».

Средние и безымянные пальцы правой и левой рук расположить горизонтально так, чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх. Большие пальцы прижать к кистям.

  1. Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в определённую руку, не меняя положение листа на котором нарисован лабиринт.

  1. Одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую разжимать выпрямляя пальцы.

4 неделя

1.«Слон».

Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона. Большой палец и мизинец — задние ноги. Вытянутый вперед средний палец — хобот.

2.Скомкать пальцами правой /левой/ руки лист папиросной бумаги в шарик, не помогать при этом другой рукой.

3.Одновременно выбрасывать кисти рук вперёд, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак.

                                                                      Февраль

1 неделя

1. «Сова».

Большой палец и мизинец отвести в стороны (крылья совы), они могут двигаться при «полете». Остальные три пальца согнуть, прижав подушечки к основанию пальцев (голова).

2. На столе раскладывают бусинки разного размера, но одинакового цвета (разного размера и разного цвета, одного размера и разного цвета). Нанизывать бусинки, подбирая по цвету и размеру, и завязать концы нити бантиком.

3. Указательными пальцами вытянутых вперёд рук описывать в воздухе одинаковые круги любого размера. Пальцами правой руки описывать круги по часовой стрелки, пальцем левой  - в обратном направление.

2 неделя

1. «Приветствие».

Кисть правой (левой) руки расположить вертикально. Указательным и большим пальцами образовать полукольцо.

2. Предлагается карточка, в которой в определённой последовательности сделаны отверстия.

Нужно:

- протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

- то же, пропуская одно отверстие;

- выполнить обычную шнуровку.

3. « Весёлые маляры»

Синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха, затем – влево, вправо.

3 неделя

1. «Очки».Кисти обеих рук располагаются вертикально. Указательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.

2.«Ворота».Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к другу; руки повернуть ладонями к себе, большие пальцы поднять вверх.

3.«Крыша».Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.

     4.«Кулачки» Опереться локтями на стол, пальцы обеих рук

      сжать  в кулаки. Одновременно пальцы рук разжать, кисти

     Разжать.

4 неделя

1. «Прилавок».Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней. Указательные пальцы расположить горизонтально, большие — прижать к ним.

2.«Дом».Разведенные книзу полусогнутые пальцы опираются на стол.

3«Дом закрыт».Правую (левую) руку сжать в кулак, при этом прижав большой палец остальными четырьмя пальцами.

  4.«Мышка чистюля»

Мышка мылом мыла лапку (одной рукой мыть другую)

Каждый пальчик по порядку (указ.пальц. дотронутся до кажд. пальца другой )

Вот намылила Большой(всеми пальцами сначала правой, затем левой руки «намыливать» большой палец),

Сполоснув его водой. Не забыла и Указку, Смыв с него и грязь и краску(аналогичные движения с указательными пальцами). Средний мылила усердно,Самый грязный был, наверно(аналогичные движения со средними пальцами). Безымянный терла пастой, Кожа сразу стала красной(аналогичные движения с безымянными пальцами).А Мизинчик быстро мыла: Очень он боялся мыла (быстрыми движениями «намыливать» мизинцы).

Март

1 неделя

1.«Цветок».Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.

2.«Корень растения».Соединив кисти рук тыльной стороной, пальцы свободно опустить вниз.

3. «Растение проросло». Пальцы обеих рук сжать в кулаки, плотно прижать друг к другу. Большие пальцы поднять вверх. Затем все остальные пальцы медленно поднять вверх, как бы образуя бутон цветка.

4. «Бегущий человечек». Поочередно касаясь поверхности стола кончиками указательного и среднего пальцев правой (левой) руки, изобразить бегущего человечка.

 5.Отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно в такт ударять по столу указательным пальцем левой (правой) руки.

  6. Работа в тетради: «Дорожка».

2 неделя

1. «Лошадка». Все пальцы правой руки, кроме указательного, полусогнуты и опираются на стол. Указательный палец вытянут горизонтально.

2.«Всадник на лошади».Правая рука в том же положении, как и в предыдущем задании. Указательный и средний пальцы левой руки широко развести и «посадить» на указательный палец правой руки.

 3. «Углы».

Показать углы мы можем,

Руки так и этак сложим.

Вот — прямой на перекрестке (концы пальцев обеих рук соединить под прямым углом), 

Кончик стрелки угол острый (кончики пальцев и локти соединены, запястья разведены)

 Кран с приподнятой стрелой

Получается тупой (к кончикам пальцев одной руки приставляется локоть другой)

5.  Работа в тетради: «Капельки».

3 неделя

1. «Кошка».Средний и безымянный пальцы прижать согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный -вытянуть вверх.

2.«Человек в доме».Большой палец правой (левой) руки поднять вверх и плотно обхватить пальцами другой руки.

 3. «Футбол» Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами

правой (левой) руки.

4. Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой  по одному такту, одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

   5.  Работа в тетради: «Капельки».

4 неделя

1. «Кораблик».  Кисти   рук   расположить   горизонтально,   ладони плотно прижать друг к другу, пальцы слегка развести.

2. «Солнечные лучи».Кисти обеих рук поднять вверх, скрестить, пальцы        развести.

3. «Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7—10 раз.

 4. «Скакалка». Пальцы обеих рук сжать в кулаки. Большие пальцы ' поднять вверх и описывать ими ритмичные, с большой амплитудой круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую

 5. Работа в тетради: «Столбики».

Апрель

1 неделя

1. «Елка». Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.

2. «Лакомка».Левую руку неплотно сжать в кулак, образовав между пальцами и ладонью небольшое отверстие (горшок). Указательным и средним пальцами правой руки изобразить крадущуюся кошку.

Стоит на кухне за столом. Горшок со свежим молоком.

Тайком прокралась в кухню кошка. Отведать молока немножко

(указательный и средний пальцы правой руки медленно двигаются к левой руке). Наклонясь, пьет вершок,Сунув голову в горшок (указательный и средний пальцы правой руки вводятся в неплотно сжатый кулак левой). А потом ой-ой-ой! ай-ай-ай!

Не вынуть голову (кулак левой руки, сжимая пальцы правой, не дает им подниматься вверх). Бежит кошка во двор, Натолкнулась на забор — Буме! Бац/ Тук! Тук! Ток! Раскололся тот горшок (руки разводятся в стороны). Побежала кошка в дом. Опять за вкусным молоком.

3. Работа в тетради: «Кирпичи»

2 неделя

1.«Пассажиры в автобусе».Сцепить пальцы рук. Тыльные стороны кистей развернуть наружу, большие пальцы поднять вверх.

2. «Выгладим пеленки для сестры Аленки».
Перед ребенком положен лист бумаги (пеленка).

Нужно:

  • пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить
    его так, чтобы он не топорщился, а края не оставались
    загнутыми;
  • сделать то же самое, пользуясь одной рукой;
  • сделать то же самое, пользуясь большими, указа
    тельными и средними пальцами обеих рук;
  • сделать то же самое двумя мизинцами;
  • разгладить лист кулаками обеих рук, большим и
    указательным пальцами одной руки, указательным и
    средним пальцами одной руки, средним и безымянным
    пальцами одной руки, безымянным и мизинцем;
  • повторить все движения с закрытыми глазами.

3. Работа в тетради: «Забор повалился»

3 неделя

1. «Улитка».

Руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательные и средние пальцы, расставив их. Другую руку положить сверху.

2. «Кошки-мышки».Кошка мышку цап-царап (пальцы обеих рук сжимаются в кулаки),

Подержала, подержала, отпустила (кулаки одновременно разжимаются), 

Мышка побежала, побежала (одновременно   двигаются   по   плоскости   стола пальцы обеих рук), 

Хвостиком завиляла, завиляла (указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону). 

До свидания, мышка, до свидания (одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз).

3. Работа в тетради: «Зубцы»

4 неделя

1. Воспроизвести предложенную схему с закрытыми глазами.

2. Перенести бревна к месту строительства:

  • пользуясь любыми пальцами обеих рук;
  • пользуясь любыми пальцами правой (левой) руки;
  • пользуясь только двумя пальцами - большим и мизинцем — правой (левой) руки;

- пользуясь только указательным и средним пальцами правой (левой) руки,

- пользуясь только средним и безымянным пальцами правой (левой) руки;

- пользуясь только безымянным и мизинцем правой (левой) руки.

- Указательным   и   средним   пальцами    правой (левой) руки построить четырехугольник (стены).

- Средним и мизинцем правой (левой) руки построить треугольник (крышу).

Май.

1 неделя

1. «Улитка».

Руку сжать в кулак, положить на стол. Поднять указательные и средние пальцы, расставив их. Другую руку положить сверху.

2. «Футбол» Забивать шарик в ворота одним и двумя пальцами

правой (левой) руки.

3.Отбивать в удобном темпе правой (левой) рукой  по одному такту, одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

4. Работа в тетради: «Яйца»

2 неделя

1. «Солнечные лучи».Кисти обеих рук поднять вверх, скрестить, пальцы        развести.

2. «Ножницы». Развести указательный и средний пальцы правой (левой) руки в стороны 7—10 раз.

3. «Колечки» Большой и указательный палец правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем на пальцы правой.

4. Работа в тетради: «Колечки»

3 неделя

1. Лошадка». Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднят вверх. На ребро ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца поднять вверх (уши). Лошадка может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот (мизинец опускать и прижимать к кисти).

2. «Колечки» Большой и указательный палец правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем на пальцы правой.

3. Работа в тетради: «Крючки»

4  неделя

1.«Цветок».Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.

2.«Корень растения».Соединив кисти рук тыльной стороной, пальцы свободно опустить вниз.

3.  Работа в тетради: «Волны»

   

Используемая литература:

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. –СПб: Изд. дом «Литера», 2001.
  3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Фесюкова Л.Б. Год перед школой.- Харьков; М. АСТ, 2000.

       5. Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки». – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы»

Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.И...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы.

Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук.Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Данная статья о преимуществе индивидуальной работы с родителями различных «категорий» педагогической подготовленности.Ключевые слова. Индивидуальная работа, семья, родители, требования, ко...

Пальчиковые игры (индивидуальная работа)

В помощь родителям для занятий в домашних условиях....

«Проектирование индивидуальной работы воспитателя с родителем ребёнка с ОВЗ»

Индивидуальная работа воспитателя с родителями ребёнка с ОВЗ, является важным направлением в подготовке ребёнка к самостоятельной жизни, его адаптации в социуме. Только слаженная работа всех педагогов...


 

Комментарии

Данный тренинг лучше использовать для детей старшего дошкольного возраста