Играем и развиваем
консультация

Каждый родитель,  когда его ребёнок  идет в школу, задает себе вопрос «А готов ли мой ребенок к школе?». Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Иногда детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно.  Предлагаем игры для того, чтобы проверить готов ли ваш ребенок к школе.                                         

                       Гимнастика для пальчиков 

 

Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики

1. Руку положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.

2. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. 

3. Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

4. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

5. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный

Что изменилось? 

 

Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности 

     Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.

     Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.

 Найди свою половинку  

 

Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары

     Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. 

  Половинки перемешиваются и раздаются  детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. 

    В работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.

 

 

                                                                                                                                                                Какого цвета не стало

 

Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания

     Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

 

 

     Дотронься до...  

 

Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей

     Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

 

 

Отличия 

 

Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок дол-жен заметить, что изменилось в рисунке.  

Игру можно проводить в парах детей.

 

Съедобное – не съедобное 

 

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка)

Открытка,  заяц,  морковь,  дерево,  поезд,  хлеб,  огурец,  ромашка,  слон,  слива,  мяч,  свекла,  трава,  школа,  горох, елка...

Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п.

Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его.

Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.

 

 

Укрась слово 

 

Цель: развитие образного вариативного мышления

     Дети по очереди подбирают как можно больше определений к данному слову.

Осень (какая она?)…               Дом (какой он?)…

Зима (какая она?)…                Лето (какое оно?)…

Бабушка (какая она?)…        Цветок (какой он?)…

Мама (какая она?)…               Игра (какая она?)…

 

Рыба, птица, зверь 

 

Цель: Развитие  переключения внимания, памяти, мышления

     Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться. 

     Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

 

 

Профессия – действие 

 

Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.

     Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают. После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.

     Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д.

     Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д.

     Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д.

     Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д.

Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                           Овощи, мебель, цветы

 

Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя

     Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз.

    Взрослый говорит:  «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети.

     Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

 

 

 

Три предмета 

Цель: закрепление умения классифицировать.

     Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи.

     В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

 

 

Запомни хлопки

 

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя

     Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:

• На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками

• На два – объединиться в пары

• На три – встать на одну ногу

• На четыре – образовать круг и взяться за руки

 

 

 

Кто кем был? 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ)           ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ)

КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ)              РЫБА (ИКРИНКОЙ)

ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ)             БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ)

ХЛЕБ (МУКОЙ)                          ШКАФ (ДОСКОЙ)

ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ)        РУБАШКА (ТКАНЬЮ)

ДОМ (КИРПИЧОМ)                 ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ)

СОБАКА (ЩЕНКОМ)                СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ)

ПТИЦА (ПТЕНЦОМ)                    КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ)

ОВЦА (ЯГНЕНКОМ)                   МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)

Вариант: «Кто кем будет?»

 

Закончи предложение 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления

Взрослый бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.

Конфета сладкая, а лимон...                      Корова мычит, а свинья... 

Днем светло, а ночью...                              Солнце желтое, а небо... 

Летом жарко, а зимой...                             Самолет летит, а машина... 

Днем мы обедаем, а вечером...              Петух кукарекает, а ворона... 

Кузнечик прыгает, а птица...                     Ты смотришь глазами, а слышишь... 

Гусеница ползет, а рыба...                        Лиса живет в норе, а птица в... 

Ты нюхаешь носом, а ешь...                     Помидор красный, а огурец... 

Читатель читает, а писатель...                  Повар готовит, а врач... 

У человека две ноги, а у собаки…            Ты смотришь глазами, а дышишь…

Собака лает, а кошка…                               Певец поет, а строитель…

Трава зеленая, а небо…                             Машина едет, а лодка…

Птица летает, а змея…                                Птицы живут в гнездах, а люди…

Зимой идет снег, а летом…                       Из шерсти вяжут, а из ткани…

Балерина танцует, а пианист…                Дрова пилят, а гвозди…

 

 

 

 

Кляксы 

 

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

     Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

     Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

 

Говори наоборот

 

Цель: развитие внимания, мышления

     Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово. 

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ                    БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ          ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ                           УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ            ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ                 БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ                        ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ

ДЕНЬ – НОЧЬ                                   ЗИМА – ЛЕТО

ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ                      ВЫСОКО – НИЗКО

ПОЛ – ПОТОЛОК                               ДАЛЕКО – БЛИЗКО 

ГОРЯЧО – ХОЛОДНО                        ТИХО – ГРОМКО 

 

 

Бывает – не бывает 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.    

ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ.                 ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ.                       ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.

ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ.            ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.

БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО.         ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.

ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ.                     НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.

ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ.                 В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.

КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ.           ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК.             ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ.                ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.

РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ.                           КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.

МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ.         ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.

КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ.         ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.

ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД.             МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ

МАМА МОЕТ ПОСУДУ.                     ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО.                       МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.

КОРОВА ТАНЦУЕТ.                            ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.

ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ.           ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.

ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН.                   НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.

ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ.                     В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.

КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ.               ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ.          КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

 

Птица - не птица

 

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

     Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи

Прилетели птицы: Голуби, синицы,Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,  Майки и орланы. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы   Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

 

Три пункта

 

Цель: развитие объема внимания, памяти. 

     Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

     2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

    Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. 

 

 

 

Угадай по описанию 

 

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков. 

    Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

      "Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?".

     Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос "это круглое?" был ответ "нет", можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек.

     Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети - отгадывают. 

 

Профессии 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос:

КТО ВОДИТ АВТОБУС?            КТО ГОТОВИТ ЕДУ?         

 КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ?               КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ?            

 КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ?               КТО СТРОИТ ДОМА?         

КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ?          КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?

 КТО ПОЕТ ПЕСНИ?                   КТО ИГРАЕТ В КИНО?       

 

 

 

Вопрос – ответ 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше – лошадь или собака? 

2. Утром люди завтракают. А вечером? 

3. Днём на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава? 

5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что? 

6. Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск? 

7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?.. 

8. Какие ты знаешь виды транспорта? 

9. Чем весна отличается от осени?

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

11.  Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Что общего между белкой и кошкой?

13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

 

Школьные правила 

 

Цель: повышение школьной компетенции

       «Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

     «Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя.                                     Отвечать на вопросы учителя.   

Вставать и ходить по классу.                  Есть конфеты.

Разговаривать с соседом по парте.           Писать в тетрадях буквы.   

Рисовать в учебнике.                               Рисовать в тетрадях машинки.     

     

Что потом? 

 

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

     Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности.

     Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА                              

СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ    

ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК             

ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ                      

ДЕНЬ – ВЕЧЕР                            

ЛЕТО – ОСЕНЬ

СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ            

ПЯТЬ – ШЕСТЬ                        

НОЧЬ - УТРО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_i_razvivaem.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                 «Играем и развиваем»                                                                                                                                                 Каждый родитель,  когда его ребёнок  идет в школу, задает себе вопрос «А готов ли мой ребенок к школе?». Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Иногда детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. Чтобы учёба была успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя, выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу одновременно.  Предлагаем игры для того, чтобы проверить готов ли ваш ребенок к школе.                                          

                                                                                                                                     Гимнастика для пальчиков 

 

Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики

1. Руку положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.

2. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. 

3. Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

4. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

5. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный

Что изменилось? 

 

Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности 

     Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.

     Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.

 Найди свою половинку  

 

Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары

     Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. 

  Половинки перемешиваются и раздаются  детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. 

    В работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.

                                                                 Какого цвета не стало

 

Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания

     Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

 

 

     Дотронься до...  

 

Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей

     Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

 

Отличия 

 

Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок дол-жен заметить, что изменилось в рисунке.  

Игру можно проводить в парах детей.

 

Съедобное – не съедобное 

 

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка)

Открытка,  заяц,  морковь,  дерево,  поезд,  хлеб,  огурец,  ромашка,  слон,  слива,  мяч,  свекла,  трава,  школа,  горох, елка...

Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п.

Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его.

Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.

 

 

Укрась слово 

 

Цель: развитие образного вариативного мышления

     Дети по очереди подбирают как можно больше определений к данному слову.

Осень (какая она?)…               Дом (какой он?)…

Зима (какая она?)…                Лето (какое оно?)…

Бабушка (какая она?)…        Цветок (какой он?)…

Мама (какая она?)…               Игра (какая она?)…

 

Рыба, птица, зверь 

 

Цель: Развитие  переключения внимания, памяти, мышления

     Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться. 

     Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

 

 

Профессия – действие 

 

Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.

     Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают. После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.

     Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д.

     Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д.

     Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д.

     Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д.

Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.                                                       Овощи, мебель, цветы

 

Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя

     Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз.

    Взрослый говорит:  «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети.

     Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

 

 

Три предмета 

Цель: закрепление умения классифицировать.

     Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи.

     В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

 

 

Запомни хлопки

 

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя

     Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:

• На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками

• На два – объединиться в пары

• На три – встать на одну ногу

• На четыре – образовать круг и взяться за руки

 

 

Кто кем был? 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ)           ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ)

КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ)              РЫБА (ИКРИНКОЙ)

ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ)             БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ)

ХЛЕБ (МУКОЙ)                          ШКАФ (ДОСКОЙ)

ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ)        РУБАШКА (ТКАНЬЮ)

ДОМ (КИРПИЧОМ)                 ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ)

СОБАКА (ЩЕНКОМ)                СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ)

ПТИЦА (ПТЕНЦОМ)                    КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ)

ОВЦА (ЯГНЕНКОМ)                   МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)

Вариант: «Кто кем будет?»

 

Закончи предложение 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления

Взрослый бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.

Конфета сладкая, а лимон...                      Корова мычит, а свинья... 

Днем светло, а ночью...                              Солнце желтое, а небо... 

Летом жарко, а зимой...                             Самолет летит, а машина... 

Днем мы обедаем, а вечером...              Петух кукарекает, а ворона... 

Кузнечик прыгает, а птица...                     Ты смотришь глазами, а слышишь... 

Гусеница ползет, а рыба...                        Лиса живет в норе, а птица в... 

Ты нюхаешь носом, а ешь...                     Помидор красный, а огурец... 

Читатель читает, а писатель...                  Повар готовит, а врач... 

У человека две ноги, а у собаки…            Ты смотришь глазами, а дышишь…

Собака лает, а кошка…                               Певец поет, а строитель…

Трава зеленая, а небо…                             Машина едет, а лодка…

Птица летает, а змея…                                Птицы живут в гнездах, а люди…

Зимой идет снег, а летом…                       Из шерсти вяжут, а из ткани…

Балерина танцует, а пианист…                Дрова пилят, а гвозди…

 

 

 

Кляксы 

 

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

     Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

     Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

 

Говори наоборот

 

Цель: развитие внимания, мышления

     Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово. 

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ                    БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ          ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ                           УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ            ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ                 БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ                        ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ

ДЕНЬ – НОЧЬ                                   ЗИМА – ЛЕТО

ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ                      ВЫСОКО – НИЗКО

ПОЛ – ПОТОЛОК                               ДАЛЕКО – БЛИЗКО 

ГОРЯЧО – ХОЛОДНО                        ТИХО – ГРОМКО 

 

 

Бывает – не бывает 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.    

ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ.                 ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ.                       ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.

ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ.            ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.

БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО.         ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.

ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ.                     НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.

ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ.                 В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.

КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ.           ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК.             ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ.                ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.

РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ.                           КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.

МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ.         ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.

КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ.         ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.

ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД.             МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ

МАМА МОЕТ ПОСУДУ.                     ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО.                       МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.

КОРОВА ТАНЦУЕТ.                            ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.

ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ.           ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.

ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН.                   НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.

ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ.                     В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.

КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ.               ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.

ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ.          КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

 

Птица - не птица

 

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

     Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи

Прилетели птицы: Голуби, синицы,Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,  Майки и орланы. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы   Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

 

Три пункта

 

Цель: развитие объема внимания, памяти. 

     Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

     2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

    Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. 

 

 

Угадай по описанию 

 

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков. 

    Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

      "Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?".

     Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос "это круглое?" был ответ "нет", можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек.

     Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети - отгадывают. 

 

Профессии 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос:

КТО ВОДИТ АВТОБУС?            КТО ГОТОВИТ ЕДУ?         

 КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ?               КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ?            

 КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ?               КТО СТРОИТ ДОМА?         

КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ?          КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?

 КТО ПОЕТ ПЕСНИ?                   КТО ИГРАЕТ В КИНО?       

 

 

Вопрос – ответ 

 

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

     Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше – лошадь или собака? 

2. Утром люди завтракают. А вечером? 

3. Днём на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава? 

5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что? 

6. Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск? 

7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?.. 

8. Какие ты знаешь виды транспорта? 

9. Чем весна отличается от осени?

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

11.  Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Что общего между белкой и кошкой?

13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

 

Школьные правила 

 

Цель: повышение школьной компетенции

       «Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

     «Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя.                                     Отвечать на вопросы учителя.   

Вставать и ходить по классу.                  Есть конфеты.

Разговаривать с соседом по парте.           Писать в тетрадях буквы.   

Рисовать в учебнике.                               Рисовать в тетрадях машинки.     

     

Что потом? 

 

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

     Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности.

     Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА                              

СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ    

ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК             

ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ                      

ДЕНЬ – ВЕЧЕР                            

ЛЕТО – ОСЕНЬ

СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ            

ПЯТЬ – ШЕСТЬ                        

НОЧЬ - УТРО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры из подручных материалов - играем и развиваемся дома.

Развивающие игры из подручных материалов - играем и развиваем ребёнка дома Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый ...

Памятка для родителей "В игры играем – внимание развиваем".

Памятка для родителей  В игры играем – внимание развиваем....

Буклет для родителей "В игры - играем детей развиваем"

Буклет для родителей о том, как интересно занять ребёнка дома...

В игры играем - речь развиваем

Информация для родителей...

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

Памятка для родителей " В игры играем - ребёнка развиваем!"

"Мы играем вместе с мамой, мы играем  вместе с папой!"...

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...