Главные вкладки

    Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"
    консультация на тему

    Малтыкова Светлана Николаевна

    В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использованием мяча по разным разделам коррекционной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл maltykova_s.n._s_myachom_igraem_-_rech_razvivaem.docx429.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Малтыкова С.Н., учитель-логопед

    МАДОУ д/с №36  г.Невьянска

    Свердловской области.

    Консультация для родителей

    С мячом играем – речь развиваем.

    Игры с мячом в логопедической работе. 

          Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

          В России в старину  в простонародье мячи делали из  тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. 

           В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. 

    Сейчас в продаже огромный выбор мячей:  пластмассовые, резиновые гладкие и колючие,  надувные и т.д.

           Замечено, что дети отдают предпочтение  мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч  яркий, легкий и прыгучий. 

    Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

          Между тем логопедам хорошо известно, что  мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку  игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений.  Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.   Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

           Все это является необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

     Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.

    Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
    • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.

     

    1.      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

     

    Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон. 

    Можно:

    • использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
    • подбирать их по цвету
    • вводить с их использованием элементы самомассажа

     

    Упражнения:

    • сжимание мячика
    • обхват пальцами
    • прокатывание
    • прокатывание  между пальцами
    • разминание между ладонями

     

    Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

    Описание: mac7     Описание: mac1   Описание: mac2   Описание: mac3  Описание: mac4

    Описание: mac5  Описание: mac6    Описание: mac7  

    Описание: mac8  

    1.      «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

    2.      «Дождик» - прокатывание шариков

    3.      «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

    4.      «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

    5.      «Спираль»

    6.      «Кто быстрее?»

    7.      «Снежинки»

    8.      «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

    9.      «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

    10.  «Угощение» - использование съемных картинок

    11.  «Машина и стрекоза»

    12.  «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

     

    2.   Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

    • используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
    • применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

    Упражнения:

    • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
    • выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
    • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
    • рисование мячом фигур на полу 

    3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

    Упражнения и игры:

    • «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
    • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
    • «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
    • «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
    • «Тихо – громко»
    • Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
    • Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» -  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

    G:\Работа 2013\P1050951.JPG

    4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

    Упражнения и игры:

    • «Мяч бросай и животных называй»
    • «Я знаю 3(5) названий животных» …
    • «Животные и их детеныши»
    • «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
    • «Подскажи словечко»
    • «Скажи ласково»
    • «Составь предложение»
    • «Горячий – холодный» (антонимы)
    • «Из чего сделано»
    • «Лови да бросай – цвета называй»
    • «Третий лишний»
    • «Какой по форме»
    • «Один – много» (множественное число), «Один – много – Чего нет»
    • «Бывает – не бывает»
    • «Кто кем был»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

    Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

    Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

    Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

    с мячом играю, речь развиваю.

    Консультация по логопедии (средняя, старшая группа) на тему:  Классификация речевых игр, направленных на развитие лексики и формирования грамматического строя речи...

    Консультация для родителей "Учимся играть в народные игры с мячом"

    Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация ув...

    Консультация для родителей"Пальчиками играем - речь развиваем"

    Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и кор...

    Консультация для родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»

    Хочу остановиться на важности развития пальчиков, так как именно в раннем возрасте это важно, актуально и необходимо. Известны такие выражения: «Рука развивает мозг» или «Играем паль...

    С мячом играем – речь развиваем

    Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира....