консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Жирохова Ольга Анатольевна

консультация с родителями "с мячом играем речь развиваем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_myachom_igraem_rech_razvivaem.docx56.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

С мячом играем – речь развиваем.

        

        Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

        В России в старину в простонародье мячи делали из  тряпья и тряпьем же набивали.

В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. 

        В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. 

        Сейчас в продаже огромный выбор мячей:  пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д.

        Замечено, что дети отдают предпочтение  мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий. 

        Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

        Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.  

        Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

        Все это является необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

        Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
  • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
  • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.

 

1.      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

 

        Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон. 

        Можно: использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука, подбирать их по цвету, вводить с их использованием элементы самомассажа

         Упражнения:

  • сжимание мячика
  • обхват пальцами
  • прокатывание
  • прокатывание  между пальцами
  • разминание между ладонями

         Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

hello_html_m6215dd8.jpg     hello_html_m22d9748a.jpg   hello_html_7d7ca776.jpg   hello_html_4b3f5be7.jpg  hello_html_m2924f99d.jpg

hello_html_m2c113cfb.jpg  hello_html_293dc24d.jpg    hello_html_m6215dd8.jpg  

hello_html_m105cf76f.jpg  

1.      «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2.      «Дождик» - прокатывание шариков

3.      «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4.      «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5.      «Спираль»

6.      «Кто быстрее?»

7.      «Снежинки»

8.      «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9.      «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10.  «Угощение» - использование съемных картинок

11.  «Машина и стрекоза»

12.  «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

 

2.   Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

Используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии, применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:

  • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
  • выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
  • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
  • рисование мячом фигур на полу 

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

  • «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
  • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
  • «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
  • «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
  • «Тихо – громко»
  • Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
  • Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» -  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

 «Мяч бросай детенышей животных называй»

        В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

        Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла,

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

«Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »

        Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

        Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Животные и их детеныши»

«Человеческие дети знают всех зверят на свете»

        Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

        Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра - у льва — у слона - у оленя - у лося — у лисы —

Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок

Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок

«Кто как разговаривает? »

«Мяч лови, да поскорей назови язык зверей»

        Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

        Ход игры.

        Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит, рычит,  шипит,  пищит,  лает,  воет,  крякает,  хрюкает.

        Вариант 2. Взрослый, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д.

«Подскажи словечко»

        Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.

        Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

        Ход игры. Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Чей домик?» или «Кто где живет?»

        Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!»

        Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

        Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

        Вариант 1. Взрослый: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь

        Вариант 2. Взрослый: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

        Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

«Скажи ласково»

«Мячик маленький поймай, да словечком приласкай»

        Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

        Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово (шар-шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

«Что происходит в природе? »

«Человек легко находит, что в природе происходит»

        Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

        Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Дети, солнце — что делает? Светит, греет. Ручьи — что делают? Бегут, журчат. Снег — что делает? Темнеет, тает. Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель - что делает? Звенит. Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

«Составь предложение»

«Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю»

        Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

        Ход игры. Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей и произносит при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

«Кто как передвигается? »

«Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет»

        Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

        Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.

Взрослый: Кто летает? Дети: Летают птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки, Кто плавает? Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Кто ползает? Ползают Змеи, гусеницы, черви. Кто прыгает?  Прыгают кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные? »

«Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?»

        Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

        Ход игры. Взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Логопед: Собака - Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает) ; Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает) ; Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет) ; Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

«Кто, чем занимается? » «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди»

        Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

        Ход игры.

        Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

        Взрослый называет профессию человека, а дети называют действие, которое выполняет человек данной профессии (Строитель - строит; повар – варит, готовит; носильщик - носит; чертежник - чертит; рабочий - работает; уборщица – убирает, художник -  рисует и т. д.

        Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

«Кто может совершать эти движения? »

«Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?»

        Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

        Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Взрослый: Идет - Дети  Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время); Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма); Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

  «Лови да бросай — цвета называй»

        «Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом»

        Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

        Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Логопед: красный - Дети:  мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила;  фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

«Что бывает круглым? »

«Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает»

        Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

        Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

«Где мяч?»

«Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь»

        Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

        Ход игры. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

Игра «Утро, день, вечер, ночь»

«Утро, вечер, день и ночь  - навсегда уходят прочь»

«Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи»

        Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

        Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?. » 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)

Материал из книги Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук "Мяч и речь"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

Консультация для родителей"Пальчиками играем - речь развиваем"

Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому для предупреждения нарушений речи и кор...

С мячом играем – речь развиваем

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира....

С мячом играем - речь развиваем.

Консультация для родителей....

С мячом играем - речь развиваем

Роль игр с  мячом в логопедической работе с дошкольниками....