Главные вкладки

    С мячом играем – речь развиваем
    консультация (старшая группа)

    Марук Мария Ивановна

    Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_v_myach_igraesh_rech_razvivaesh.docx47.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 «РОМАШКА»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    на тему: «С мячом играем – речь развиваем».

                                                                          ПОДГОТОВИЛА:

    Учитель-логопед Марук М.И

                                                                                                           

                                                                                                                                   

                                                                                                               

                                                         

                                                           

                                                                       

       

                                                         

    г. Видное

    2019 г.

    Игры с мячом в логопедической работе. 

    Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

    В России в старину в простонародье мячи делали из  тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. 

    В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому. 

    Сейчас в продаже огромный выбор мячей:  пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т.д.

    Замечено, что дети отдают предпочтение  мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий. 

    Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

      Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.   Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

     Все это является необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

     Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.

    Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики
    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки
    • игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков
    • игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.

     

    1.      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

     

    Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон. 

    Можно:

    • использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука
    • подбирать их по цвету
    • вводить с их использованием элементы самомассажа

     

    Упражнения:

    • сжимание мячика
    • обхват пальцами
    • прокатывание
    • прокатывание  между пальцами
    • разминание между ладонями

     

    Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

    hello_html_m6215dd8.jpg     hello_html_m22d9748a.jpg   hello_html_7d7ca776.jpg   hello_html_4b3f5be7.jpg  hello_html_m2924f99d.jpg

    hello_html_m2c113cfb.jpg  hello_html_293dc24d.jpg    hello_html_m6215dd8.jpg  

    hello_html_m105cf76f.jpg  

    1.      «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

    2.      «Дождик» - прокатывание шариков

    3.      «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

    4.      «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

    5.      «Спираль»

    6.      «Кто быстрее?»

    7.      «Снежинки»

    8.      «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

    9.      «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

    10.  «Угощение» - использование съемных картинок

    11.  «Машина и стрекоза»

    12.  «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

     

    2.   Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

    • используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии
    • применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

    Упражнения:

    • прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении
    • выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)
    • попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях
    • рисование мячом фигур на полу 

    3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

    Упражнения и игры:

    • «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол
    • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх
    • «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха
    • «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово
    • «Тихо – громко»
    • Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»
    • Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» -  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

    4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

    Упражнения и игры:

    • «Мяч бросай и животных называй»
    • «Я знаю 3(5) названий животных» …
    • «Животные и их детеныши»
    • «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»
    • «Подскажи словечко»
    • «Скажи ласково»
    • «Составь предложение»
    • «Горячий – холодный» (антонимы)
    • «Из чего сделано»
    • «Лови да бросай – цвета называй»
    • «Третий лишний»
    • «Какой по форме»
    • «Один – много» (множественное число), «Один – много – Чего нет»
    • «Бывает – не бывает»
    • «Кто кем был»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В игры играем - речь развиваем

    Информация для родителей...

    Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

    В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

    с мячом играю, речь развиваю.

    Консультация по логопедии (средняя, старшая группа) на тему:  Классификация речевых игр, направленных на развитие лексики и формирования грамматического строя речи...

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

    Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

    Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

    Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

    Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей. Создание развивающей среды в семье" Игра-путешествие в страну "Играем - речь развиваем"

    Повестка дня:1.Возрастные нормы речевого развития детей дошкольников.2. Создание развивающей речевой среды в семье.Цель:Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....