Игры и упражнения, рекомендованные педагогам-психологом родителям будущих первоклассников
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Таймолкина Елена Евгеньевна

Рекомендаци педагога-психолога, которые будут полезны детям, имеющим недостаточный уровень развития готовности к обучению в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, рекомендованные педагогом-психологом воспитателям  и родителям будущих первоклассников

Недостаточная мотивационная готовность к обучению в школе

  • Чтение книг о школе, проведение бесед с участием учителей.
  • Рассказы родителей из личного опыта «Как я пошел в школу», формирующие позитивный образ школы, учителя.

Снижение общей познавательной активности

  • Игры типа «Почемучки» - выражение своих мыслей в устной форме.
  • «Назови наоборот», «Задом наперед», «Что напутал художник?», «Эхо», требующие правильного построения высказывания.
  • Проектная, исследовательская, экспериментальная деятельность.
  • Совместное со взрослым планирование деятельности (исследование, изучение объектов окружающего мира).
  • Развитие  диалогической  речи с помощью вопросно-ответной деятельности. («Интервью»)
  • Упражнения на развитие слухового восприятия: неречевые звуки, узнавание сходных неречевых звуков, звуков природы.
  • Упражнения на восприятие особых свойств предметов (температура, тяжесть, вкус, запах, звук).

Проблемы понимания инструкции и следования установленным правилам

  • Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики» (словесные инструкции: «Иди вперед, у березы поверни направо, пройди еще 2 шага, повернись кругом и т.д.»).
  • Выполнение детьми заданий на смену темпа, направления движений, поиску предметов по словесной инструкции.
  • Игры типа : «Жмурки», «Дойти до цели с закрытыми глазами».
  • Включение элемента соревнования в проводимые игры и упражнения.
  • Выкладывание из палочек по образцу (домик, стол, окно).
  • Игры типа «Разложи, как я скажу», «Конструирование предметов из заданных частей».
  • Шашки, шахматы.

Низкая работоспособность и недостаточный уровень произвольности в деятельности

  • Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек.
  • Игры типа «Найти отличия», «Найди картинки с изображение предметов, по форме напоминающих квадрат, круг, треугольник».
  • Выкладывание мозаики по образцу.
  • Игры типа «Море волнуется».
  • Задания типа «Где цифры, где буквы?»,»Составь слово»
  • Задания на узнавание предмета по словесному описанию.
  • Описание предмета по схеме – алгоритму.
  • Задания на поиск неточностей «Правильное - неправильное зеркало», «Ошибки», и т п..

Нарушения пространственного восприятия

  • Освоение схемы тела; формирование представлений о собственном теле, его положении в пространстве.
  • Анализировать части лица и их расположение по отношению друг к другу (над, под, сбоку от); расположение частей собственного тела по вертикальной оси (над, под, между; выше, чем; ниже, чем).
  • Зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.
  • Игры типа «Парные картинки» (например: найди парные карточки, руководствуясь признаком пространственного расположения изображения предметов, или нужную карточку по описанию).

  • Ориентирование на тетрадном листе должно строиться по этапам:
  • а) анализ готового рисунка и его воспроизведение (фигурка неопределенной формы, вычерченная по клеточкам);
  • б) выполнение заданий под диктовку;
  • в) составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка детьми друг другу порядка изображения.
  • Игры на развитие умения распознавать эталоны формы в разных пространственных положениях .
  • Игры на развитие умения осуществлять слуховую ориентировку в пространстве: определять направление и степень удаленности, местонахождение источника звука.

Нарушение графомоторных функций и зрительно-моторной координации

  • Обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство(предваряющее ориентировочное действие).
  • Графические диктанты
  • Изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц, пальчиковая гимнастика, «Ладушки».
  • Написание различных фигур в клеточной, линейной основе.
  • Игры типа «Соединим точки».
  • Упражнение в обведении по контуру (глазами, рукой, карандашом).
  • Обведение предмета на некотором расстоянии от контура.
  • Обводить трафареты, шаблоны; раскрашивать изображение с соблюдением его границ; проводить линии заданной формы («дорожки»); рисовать прямые и волнистые линии, круги и овалы; рисовать по клеточкам; штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; копировать линии («палочки»), разные по длине, высоте, цвету; копировать геометрические фигуры, их ряды.
  • Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка и др.

Несформированность способов логического мышления, проблемы в процессе установления закономерностей

  • Игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
  • Преобразование слов путем замены или добавления букв: ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т.д. Верь - дверь – зверь; Езда - звезда - поезда
  • Игра со словом, н-р, КОЛОБОК – это кол, лоб, бок, око, кок, блок, колок.
  • Группировка изображения по 1-2 признакам.
  • «Продолжи орнамент», «Дорисуй узор».

Недостаточный уровень развития способов наглядно-образного мышления, воображения

  • Различной сложности лабиринты, игры типа «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Камушки на берегу», «Что за фигура?» (зашумленный фон) и др..
  • Деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую, «Танграм» и др.
  • Игры типа «Узнай предмет» (в фас, профиль, полупрофиль), «Найди тень» (соотнесение реального изображения предмета с его силуэтом), опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями, «Кто спрятался?» (опознание изображения в условиях маскировки - прямые, ломанные, волнистые линии).
  • «Зашей коврик», «Поставь заплатку» (опознание разноцветных изображений по отдельной части.
  • Упражнения  с элементами изотерапии: «Волшебные фигуры», «Разноцветные дорожки», «На что похожа клякса»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет «Игры и упражнения способствующие развитию пространственных представлений будущего первоклассника».

Памятка для родителей по развитию пространственных представлний детей старшего дошкольного  возраста...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГАРОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ...

Рекомендации педагога-психолога для родителей будущих первоклассников

Рекомендации педагога-психолога для родителей будущих первоклассников...

Рекомендации родителям будущих первоклассников от педагога-психолога

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу...

Рекомендации педагога-психолога родителям будущего первоклассника.

В памятке раскрываются основные правила для родителей выпускников, придерживаясь которых их ребенок с радостью пойдет в первый класс и будет подготовлен к обучению в школе....

Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно зн...

Рекомендации педагога -психолога для родителей будущих первоклассников

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников, а так же педагогам подготовительных к школе групп....