Информационный буклет «Игры и упражнения способствующие развитию пространственных представлений будущего первоклассника».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему


Памятка для родителей по развитию пространственных представлний детей старшего дошкольного  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Если вашему ребенку трудно запомнить времена года и последовательность месяцев в году, если у него возникают трудности при определении времени по часам, если он до сих пор не запомнил, где у него правая, а где левая рука, если буквы и цифры он пишет зеркально или при письме, несмотря на все упреки, устойчиво «заезжает» за поля, то вам нужно помочь справиться с этими досадными препятствиями, мешающими вашему ребенку. Преодолеть эти препятствия можно, уделив внимание развитию пространственных представлений, тем самым помогая их естественному формированию. Давайте разберемся, как они формируются.

Развитие пространственных представлений начинается еще в раннем детстве, они складываются постепенно, проходя несколько этапов.

 В период, когда ваш малыш еще только тянется к погремушке, у него начинает формироваться представление о собственном теле и о расположении внешних объектов по отношению к нему.

Это первая и основная ступенька в развитии пространственных представлений.

 Вторая ступень связана с развитием у малыша мышления и речи. Ребенок уже начинает понимать, а позднее и употреблять такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко», «впереди», «сзади» и т. п. 

Третья ступень формирования пространственных представлений — появление так называемого «квазипространства», которое является наиболее сложной и поздно формирующейся структурой. Примером могут служить представления о времени, понимание сложных логикограмматических конструкций.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Данные представления очень важны для обучения ребенка счету, письму, чтению и другим дисциплинам. Рисование, география, геометрия, алгебра, русский язык и все остальные школьные предметы основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей. При изучении математики пространственные представления нужны ребенку для:

  • понимания разрядного строения числа (17 и 71 различаются только «местом» входящих в их состав цифр);
  • правильного, не зеркального написания цифр;
  • понимания отношений сравнения (больше — меньше, ближе — дальше, раньше — позже);
  • осуществления счетных операций (сложение — вычитание, деление — умножение);
  • понимания условий задачи: часто при постановке задачи ребенок попадает в тупик перед грамматической формулировкой ее условий (например «на столько то больше» или
  • «во столько то больше»);
  • работы с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется ее местом (разрядом);
  • проведения операций с отрицательными числами, условием которых является направление производимой операции.

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место. Часто в тетради ребенка мы видим ошибки следующего характера: путаница в прописных буквах «б», «д» («хвостик» вверх или вниз?) «ш» «и» (сколько «крючочков» — два или три?), вместо буквы «к» — буква «н» и наоборот, зеркальное написание (буквы «э», «з» или «с» написаны в другую сторону), путаница в редко встречающихся буквах (например, вместо «ц» — «у», вместо «х» — «ж»: не «мухомор», а «мужомор»). У детей с несформированностью пространственных представлений обычно беспорядок в тетрадях: они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существительное с предлогом (например, «настоле» или «надокном»), не соблюдают правил переноса и т. д.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у детей 6–7 лет

 Игра в «солдатики». В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

 «Зеркало». Если Ваш ребенок «зеркалит», то вспомните, что подобное можно «вылечить» подобным. Продиктуйте ему буквы, цифры и числа, которые он обычно изображает неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребенок сравнит зеркальное изображение с написанным. Пусть напишет буквы и цифры так, как они видны в зеркале.

 Упражнение «Зеркало–2»: повторить позу партнера в зеркальном порядке.

 «Почта»: разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.

 Отыскивание букв по «Азбуке»: работать можно с группой детей, тогда «Азбука» должна быть большая и висеть на доске. Аналогично предыдущему заданию: «Какая буква находится на две буквы вниз и одну букву направо от буквы М ?».

 «Левее–правее»: вариант игры «Горячо–холодно». Наряду со словами «горячо–холодно» говорим «левее–правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

 «Поиск клада». Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо–холодно», а также «левее–правее», «выше–ниже» и т.п.

«Собери фигуру из деталей». Можете попробовать собрать из прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов несколько простых фигур (дом, светофор) и более сложные фигуры (девочка, мишка) При выполнении этих заданий можете дать понятия о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т. п.

Во все эти игры можно играть на прогулке, по дороге в магазин, дома. Чем чаще и с большим удовольствием будете играть, тем лучше.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 97»  

памятка для родителей

игры и упражнения способствующие развитию пространственных представлений будущего первоклассника

 

Педагог – психолог

Евграфова Галина Игоревна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  на развитие пространственных представлений....

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6-7 лет...

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

Дидактические игры и упражнения на развитие пространственных представлений

Подборка игр и упражнений на развитие пространственных представлений для организации в домашних условиях....

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения.

В настоящее время имеется очень много материала, предназначенного для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоваться также и некоторыми упражнениями, предл...