Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по математике на тему

Семёнова Мария Сергеевна

Методическое пособие

«Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

 

Введение

 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не используют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском аду или семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка.

Особенно высоко ценятся игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы, окружающие ребенка в действительности. Такие игры особенно увлекают детей и побуждают интерес к изученному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx639.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение

Детский сад «Звёзочка» города Заозерного

        

        Методическое пособие

«Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

                2016 год

Методическое пособие

«Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Введение

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не используют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском аду или семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка.

Особенно высоко ценятся игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на которых изображены предметы, окружающие ребенка в действительности. Такие игры особенно увлекают детей и побуждают интерес к изученному материалу.

Развитие у детей дошкольного возраста пространственных представлений в условиях педагогического процесса дошкольных учреждений является довольно сложным явлением в силу ряда объективных причин:

- сочетание непосредственного восприятия ребенком пространственных отношений и зависимостей (справа, дальше, левее, выше, чем… и др.) и словесного обозначения их ( где находится предмет относительно ориентирующегося, другого человека, объекта удалённости и др.);

- отсутствие в речи ребенка слов, обозначающие пространственные категории, или неадекватное их использование затрудняет ориентировку, обеспечение безопасного поведения, Сохранение собственного здоровья и жизнедеятельности организма;

- постоянная смена слов, обозначающих пространственные направления, при условии передвижения ребенка среди объектов окружающей среды (в условиях ограниченного или расширенного пространства); неизменные при этом остается схема собственного тела, что и обеспечивает точность ориентировки в ходе поисковых действий, довольно длительный у некоторых детей.

В общем понимании в понятие пространственной ориентации включается оценка расстояния, размера, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося, т.е. ориентировка на местности. Это:

- определение «точки стояния», т.е. своего местоположения по отношению к окружающим объектам, например «я стою между Вовой и Светой);

- определение местоположения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например «окно справа, а стол слева от меня»;

- определение пространственного расположения одного объекта относительно другого, пространственных отношений между ними, например в ограниченном пространстве стола: «справа от меня- карандаш, слева бумага».

Одним из основных условий развития умения ориентироваться в пространстве является движение.

Педагогическая технология развития пространственных представлений, овладения умениями ориентироваться и отражать свои представления в речи и в простой модели представлена:

- упражнениями в познании пространственных отношений в контексте любой детской деятельности (рассматривание фотографий, иллюстраций, оригами и вышивание; «прочтение схем и т. д.);

- специально сконструированными играми, упражнениями, проблемными и творческими ситуациями с элементами моделирования (использования замещения, предметно- схематических и графических моделей и схем);

Формы организации детской деятельности могут быть представлены следующими способами;

- Мини – ситуации, специально создаваемые педагогами, родителями с целью овладения детьми какими либо видом ориентировки. Например. схематически показано, что справа от дерева в берлоги поселилась лиса, а впереди слева, около норы стоит медведь. Ребенок « Наводит порядок», называя пространственные перемещения;

- Игровые упражнения на определение место положения предметов и направлений « Что впереди, что сзади», «Переложи игрушку в правую руку. Спрячь под столом». Самостоятельно придумывание детьми подобных упражнений. Полезно предложить ребенку задать вопрос «де и что находится», показать стрелкой, где лежит предмет или в каком направлении его искать. При поиске спрятанных предметов разумно использовать игровой прием «  Горячо, холодно»;

- Упражнения типа «А что будет, если» (изменится расположение направление движение, количество сидящих за столом расположение изображённых на фотографии и т.д.). Возможно схематизация, предложена детьми;

- Проблемные ситуации, например, надо найти самый короткий маршрут ( ситуация для детей 6-7 лет из книги А.А. Смоленцевой и О.В

Суворовой «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей»;

- графические упражнения, « зрительные диктанты» на освоение симметрии, развитие умения ориентироваться на плоскости, раскрашивать чёрно белые рисунки. Упражнения выполняются на бумаге в крупную клетку по образцу, под диктовку, по собственному замыслу;

- Дидактические игры ( развивающие);

- Игра на основание наглядного моделирования с использованием плана – схемы, разного рода замещений («Кукольная комната», «Найди спрятанную игрушку»,  «Кукла Маша купила мебель» и др.);

- Игры с использованием самостоятельного придуманных детьми и представленных графически планов (схем): «Поиск кладов», «Мы – разведчики!» и др.;

- «Мы – пешеходы»: серия игр и упражнений на основании правил движения по тротуару, пешеходной дорожке; перехода через улицу по светофору и без и др.;

- Рассказывание по картинам, чтение и беседа о прочитанном. Изображение (условное) разных видов пространственных отношений, удалённости, перспективы. Творческие упражнения и игры, рассказы  - инсценировки, разные виды театра и др.

Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. В настольно - печатных играх по ориентировке в пространстве более точное определение пространственного местонахождения.

В результате можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека».

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Детей необходимо обучать не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Дидактические игры и упражнения должны способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

В методическом пособии представлены  дидактические игры и упражнения, которые были  специально подобраны, структурированы по этапам освоения детьми пространственных представлений, модифицированы и разработаны.

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа»

Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.

Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать - какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать - с какой они стороны.

Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например: Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

Игра «Колокольчик»

Все дети сидят на ковре, один из них - водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, - откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Скажи наоборот»

Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево - право, верх - низ, и т.д.

Игра «Магазин»

 В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию

(от себя, от предмета)

Игра «Отгадай - где…»

Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре и посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

Игра «Корабли»

 Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а воспитатель даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.

Вариант 1: Воспитатель даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров - ищи.

Вариант 2: Воспитатель даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним - белый «остров».

Вариант 3: Воспитатель даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.

Игра «Где я сяду»

Эту игру рационально проводить перед занятием, чтобы рассадить детей на определённые места. Все дети собираются на ковре. На столах лежат перевёрнутые карточки (это может быть личный  бэдж ребёнка, парная картинка и т.п.). Воспитатель даёт каждому инструкцию, по которой ребёнок должен отыскать своё место, а карточка даст возможность самому проверить правильность выбора. Например, Марина, подойди к столу, который находится перед дверью, слева от окна. Сядь за этим столом справа. Миша, подойди к столу, который стоит между столом воспитателя и шкафом, лицом к окну, сядь слева, и т.д.

Игра «Давай меняться»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому

Игра «Что изменилось?»

 Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

В роли ведущего может быть как воспитатель, так и ребёнок.

Игра «Новоселье»

 В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок - слева, а обезьянка - между мышкой и козлёнком, и т.д.

Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает воспитатель, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Игра «Давайте дружить»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве относительно другого человека.

Дети встают парами напротив друг друга. Педагог даёт задания: поздоровайтесь друг с другом правой рукой, погладьте друг друга по голове левой рукой, похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.

Игры и упражнения на формирование умений ориентироваться в движении

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь»

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда воспитатель спрятал игрушку. Затем ведущий даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем - это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Найди магнит»

 Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, - какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти «свой» магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.

Игра «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.                                                                                                

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Воспитатель: Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игра «Собери слово»

На магнитной доске в разных углах расположены буквы. Педагог даёт инструкцию: например, первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем - в верхнем левом, затем - в верхнем правом, последняя - справа от буквы Н. Вы узнаете, как зовут мальчика.

Игра «Синхронное плавание»

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

Игра «Новая походка»

 Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

Упражнение 1 «Найди пазлы»

Цель: развитие понимания пространственных отношений предметов посредством вербальных обозначений.

Используемые материалы: небольшая картинка, выложенная из пазлов.

Ведущий просит детей встать около двери и сообщает им, что от картинки, которую он собрал, потерялись несколько пазлов (число потерянных пазлов ровняется числу участников) и детям предстоит их. Как найти недостающие элементы картинки подскажет ведущий. Указания месторасположения пазла ведущий сообщает каждому ребёнку по очереди, используя при этом слова и предлоги, с помощью которых определяется местоположение объектов.

Например: «Встань так, чтобы впереди тебя было окно, сделай три шага налево, два шага вперед, и ты найдёшь пазл на стуле под книгой».

Упражнение  2 «Дом кукол»

Цель: развивать пространственную ориентацию

Дети по указанию педагога ставят игрушку: на стол, на стул, под стол, за стол, сбоку от стола и т.д.

Упражнение  3 «Путешествие на автомобиле»

Цель: развивать пространственную ориентацию

Дети по указанию педагога направляют машину в том направлении, в котором педагог указал:  в право, в лево, назад, в право и т.д.

Игры и упражнения на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве)

Игра «Назови соседей»

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт Гарри Поттера»

 Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит - весь ли путь он проделал верно.

Игра «Считай, сравнивай, рисуй».

Цель:  учить детей ориентировки на листе бумаги

Сначала детям дается задание нарисовать в прямоугольнике внизу кружков столько же, сколько в верхнем прямоугольнике, но расположить их на большом расстоянии друг от друга. Спросить «Что можно сказать о количестве кружков?» (в верхнем и нижнем прямоугольнике кружков поровну, по четыре). «Что надо сделать, чтобы в верхнем прямоугольнике стало кружков на один больше, чем  в нижнем?» (надо нарисовать в верхнем прямоугольнике один кружок). Предложить детям нарисовать в верхнем прямоугольнике один кружок. «Что теперь можно сказать про кружки в прямоугольнике?» (в верхнем на один кружок больше, чем в нижнем).

Игра «Куда прилетела бабочка»

У детей цветные полянки и плоскостная бабочка. Педагог даёт инструкцию: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.

Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

b9c3c1c332a512280a480004f70406b1

Игра «Геометрический диктант»

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

У воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

Игра «Я еду на машине»

Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Игра «Калейдоскоп»

Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

Игра «Укрась ёлку»

 Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

Игра «Путаница»

Цель: развитие пространственных представлений относительно себя

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

Игра «Путешествие жука»

Цель:  формирование навыка ориентировки на листе бумаги

Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх, одна вниз и т.д.

Игра «Над, под, на»

Цель: Учить различать и называть пространственные отношения: на, над, под.

Педагог вывешивает изображения дерева и различных предметов: яблоки, пчелки, солнышко, ежик, грибочки, листья.

-Ребята давайте попробуем сделать так, чтобы дереву на было одиноко, мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.

Постепенно дети составляют на доске картинку, попутно комментируют свои действия.

Упражнение 2

Раскрась пирамидку, которая в коробке, красным цветом; около коробки – зелёным; за коробкой – синим; перед коробкой – жёлтым.

d3453228f6d9fe220fd7f27a78bd9292

Упражнение 1

Раскрась рыбок, плывущих на право, зелёным карандашом, налево – жёлтым карандашом.

888553cf89fe18687872a5496623984d

Упражнение 3

Слева от Мурзика рыжий кот Тишка, справа от Мурзика чёрный кот Кузя. А Мурзик серого цвета. Раскрась котов и скажи, кого как зовут.

d3453228f6d9fe220fd7f27a78bd9292

Упражнение 4

В правом верхнем углу нарисуй квадрат, в левом нижнем – треугольник, в левом верхнем – овал, в правом нижнем – прямоугольник, в середине – круг.

fKl_U7iuQfU — копия

Упражнение 5

Найди рисунок, на котором слева от ёжика рыбка, справа – хомячок, сверху – попугайчик, снизу пчёлка. Расскажи, как расположены фигуры на других рисунках.

dKI9zxQxjXo

Упражнение 6

Назови предмет, который находится над колокольчиком. Под звёздочкой. Между шариком и шапочкой.

fKl_U7iuQfU — копия (2)

Упражнение 7

Обведи зонтик, который направлен вверх, красным карандашом, вниз – зелёным, направо – жёлтым, налево – синим.

fKl_U7iuQfU

Упражнение 8

Что нарисовано в правом верхнем углу, в левом нижнем, в правом нижнем, в левом верхнем, посередине?

Ve2BWbxtWJA — копия

Упражнение 9

Какая игрушка стоит между лампой и корабликом, между корабликом и чашкой? Что стоит под будильником, над вазой?

Ve2BWbxtWJA

Упражнение  10 «Расставь правильно»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет психолог определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей в группе. По заданию ведущего дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке. Затем дети по очереди становятся в роли ведущего и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников занятия правильность выполнения задания.

Упражнение 11 «Лабиринты»

Цели: развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре.

Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3 .

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы.

Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта.

Упражнение 13 Графический диктант «Терьер»

2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 5 клеток вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх.

Упражнение 14 Графический диктант «Парусник»

5 клеток вправо, 2 клетки наискосок влево вниз, 2 клетки влево, 2 клетки наискосок влево вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки наискосок вправо вниз.

Упражнение 15 Графический диктант «Муравей»

2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка наискосок вправо вверх, 1 клетка наискосок вправо вниз, 1 клетка наискосок вправо вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка наискосок вправо в низ, 1 клетка наискосок влево вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка наискосок влево вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Рефлексивный анализ деятельности

Пространственные представления — представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать, где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и так далее). Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень — расширяются и углубляются пространственные представления.

Реализация методического пособия по развитию пространственных представлений с помощью моделирования была проведена на базе  дошкольного учереждения. Было проедено две диагностики вводная и итоговая.

С детьми была проведена вводная диагностика, для выявления уровня развития пространственной ориентировки.

В результате проведенной диагностики можно выделить следующие результаты работы:

  • Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.  У детей освоено на 100 %;
  • Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека». У детей освоено на 70%, не все дети справились с заданием;
  • Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. У детей освоено на 80%;
  • Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. У детей освоено на 80%;
  • Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве). У детей освоено на 50%.

Если смотреть диагностику в целом, сформированость пространственных представлений у детей подготовительной группы составила на 74%.

После проведенной диагностики была проведена коррекционная работа  с помощью игр на формирование пространственных представлений: с точки отсчета « от предмета», «от другого человека», формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении, формирование умений ориентироваться на плоскости освоено на 50%, этому этапу было уделено больше времени. После проведенной работы была проведена итоговая диагностика.

Результаты проведенной диагностики:

  • Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.  У детей освоено на 100 %;
  • Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека». У детей освоено на 90%, не все дети справились с заданием;
  • Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. У детей освоено на 100%;
  • Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. У детей освоено на 90%;
  • Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве). У детей освоено на 80%.

Если смотреть диагностику в целом, сформированость пространственных представлений у детей подготовительной группы

составила на 92%.

Рис.1 Диаграмма сравнения диагностики вводной и оценочной.

Литература

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в детском саду., М., Айрис дидактика, 2005
  2. Белошистая А.В. Формирование и развитие  математических способностей дошкольников, М., Владос, 2004
  3. Березина Р.Л, Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л,  Рихтерман Т.Д, Столяр А.А «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» М. Просвещение, 1988г с.243
  4. Березина Р.Л., Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., и др. «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях» М, Просвещение,  1987
  5. Венгер Л. А.  Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М.: Просвещение, 1989. - 126 с.
  6. Венгер Л.А.,    B.C. Мухина.  Психология М., 1988 с. 92-94
  7. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры – занятия с детьми раннего возраста, М., Мозаика – Синтез, 2008
  8. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста, М., Владос, 2007
  9. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста, М., Творческий центр, 2009
  10. Данилова В.В., Михайлова З.А, Рихтерман Т.Д., Обучение математике в детском саду. М. Просвещение,1997 г
  11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. /Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. М., 1998
  12. Каразану В. Ориентировка в пространстве//Дошкольное воспитание - 2002 - №5 -С.14
  13. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н., Рвзвитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет. М., Творческий центр, 2004
  14. Колесникова Е.В.,  Программа «Математические ступени» М.,2007
  15. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) Изд. 3-е, испр., доп., М., Мозаика-Синтез, 2005  
  16. Мусейибова Т. А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста,  Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. С – П отделение Российского фонда культуры ЛНПК « АРК»  (Хрестоматия  в 6-и частях) 2002
  17. Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985.
  18. Павлова Т.А «Развитие пространственного ориентирования»,   М., Школьная пресса, 2002
  19. Павлова Т.А «Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников», М., Школьная пресса, 2004
  20. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего  и дошкольного возраста, М.,  2006    
  21. Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В, Комаровой Т.С, издание второе исправленное и дополненное. М., « Мозаика- Синтез» 2005
  22. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений "Кроха", М., Просвещение, 2007
  23. Смоленцева А.А "Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием", М.,  "Просвещение" 1987/
  24. Сычева Г.Е., «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» М., «Книголюб» 2004
  25.   Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Санкт – Петербургское отделение Российского фонда культуры ЛНПК « АРК»  (Хрестоматия  в 6-и частях) 2002
  26. Фалькович Т.А, Барылкина Л.П. «Формирование математических представлений» М., «Вако» 2005
  27. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В.)  Арапова - Пискарева Н.А. Издательство: Мозаика-Синтез Год: 2006
  28. Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. М., Мозаика-Синиез, 2004
  29. Шорыгина Т.А «Ориентировка в пространстве» М., «Творческий центр» 2004г. стр.19,25

Интернет ресурс

  1. http://revolution.allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  на развитие пространственных представлений....

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Картотека игр и упражнений на развитие пространственной представлений у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлена картотека дидактических игр по ФЭМП на развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения, как средство развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэтому п...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

ПредисловиеПонятие пространственного представления в Большом психологическом словаре интерпретируется как «представление пространственных и пространственно-временных свойств и отношений: форма, ...

Картотека дидактических игр и упражнений для развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Представлены игры и  упражнения  для развития  пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...