Главные вкладки

    Игры и игровые упражнения упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
    консультация

    Осипова Марина Александровна

    Развитие пространственных представлений в двигательной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры и игровые упражнения

    для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.

     Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, а так же в повседневной жизни.

    Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой наиболее естественной, генетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

    Бабушкин клубок.

    Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

    Робот.

    Воспитатель предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

    Все на месте.

    Воспитатель просит ребенка помочь ему навести порядок в группе, разложив вещи на места (руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т.п.).

    Поиски.

    Воспитатель прячет в группе какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя  словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут.

    В качестве варианта игру можно провести иначе,  на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

    Далеко и близко, высоко и низко.

    В эту игру можно играть в группе и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади.

    Упражнение «Тень».

    Цель: развитие пространства тела.

    Методика проведения: Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.

    Игра «Стань по заданию».

    Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

    Упражнение «У ребят порядок строгий…»

    Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.

    Методика проведения: Дети маршируют по залу и произносят слова:

    У ребят порядок строгий,

    Знают все свои места,

    Ну-ка, быстро повторите так,

    Как покажу вам я!

    После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:

    руки перед собой округлые – в круг,

    руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу,

    две вытянутые перед собой руки – в колонну.

    Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».

    Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

    Методика проведения: Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

    Упражнение «Регулировщик».

    Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

    Игровой материал: свисток.

    Методика проведения: Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.

    Упражнение «Маршрутный лист».

    Цель: развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах.

    Игровой материал: схемы движения.

    Методика проведения: Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы.

    Игра «Поиск клада».

    Нарисуйте приблизительный план группы (с мебелью). На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п.

    Игра «Левее – правее».

    Это вариант игры «Горячо – холодно». Наряду со словами «горячо – холодно» говорим «левее – правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.

    Игра в «солдатики».

    В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки.

    По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

    Упражнение «Замри».

    Цель: Развитие произвольности. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования.

    Материал: Карты – образцы (20 х 30 см) со схематическим изображением человека, в какой либо позе: руки подняты вверх, правая нога в сторону и т.д.

    Проведение: Детям демонстрируется картинка, и они принимают ту позу, которая нарисована.

    Упражнение «Справа – Слева».

    Цель: Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.

    Материал: Мяч.

    Проведение: С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади.

    Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева).

    Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

    Упражнение «План местности».

    Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

    Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

    Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

    Игра «Через речку»

    Цель: закрепить понятия «справа» и «слева», их речевые обозначения. Активизировать эти понятия в речи детей.

    Материал: длинная доска или канат, или положенные в одну линию скакалки.

    Правила игры: дети встают около «речки» в ряд по одному, лицом к речке. Перейти речку сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос ведущего: «Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?» Дается возможность перейти речку тому, кто справится с заданием: «Поднимет руку тот, у кого справа (или слева) стоит …(имя ребенка)»

    Условие игры: задания детям даются с учетом их знаний пространственной терминологии и уровнем речевого развития.

    Игра «Путаница»

    Цель: формировать умение правильно определять направление движения от себя и определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

    Правила игры: дети встают в колонну по одному друг за другом. Логопед дает команды, а дети их выполняют. Логопед командует: «Дима делает два шага вправо. Саша делает три шага вправо. Катя делает один шаг влево и один шаг назад. Валя делает один шаг вправо и два шага вперед». Дальше детям предлагают определить, кто, где находится по отношению к нему.

    Условие игры: каждый ребенок должен выполнить не менее двух заданий в движении и должен определить своих соседей.

    Игра «Зарядка»

    Цель: учить определять направление движения схематически изображенного человека и использовать их в речи.

    Материал: набор картинок с изображениями схематичного человека, который делает различные движения.

    Правила игры: дети делятся по парам. Каждой паре выдается набор картинок, которые нужно разложить в той последовательности, в которой захотят. Затем один ребенок из пары выходит к доске делать зарядку, а второй, используя схемы, дает ему команды (пример: «Поднять руки вверх, опустить их вниз, наклониться влево, вперед»).

    Игра «Сигнальные флажки»

    Цель: продолжать учить детей выделять правую и левую руку, закрепить их обозначение в речи.

    Материал: флажки. Разных цветов: красный, синий, желтый и белый (цвета флажков можно менять)

    Правила игры: каждый ребенок берет себе по желанию 2 флажка разного цвета: один флажок в левую руку, а второй в правую. Ведущий командует: «Открыть путь синим катерам». Дети, у кого в руке синий флажок (он может быть в любой руке) поднимают её вверх. Чтобы путь был открыт полностью, каждый ребенок должен правильно назвать, в какой руке он держит флажок.

    Условие игры: называть цвета надо так, чтобы поучаствовал каждый ребенок хотя бы один раз.

    Игра «Найди себе место»

    Цель: формировать умение правильно определять стороны у другого человека и употреблять их обозначения в речи.

    Материал: детские стулья или скамейка.

    Правила игры: дети сидят на стульчиках, перед ними стоит свободный стул. Ведущий дает словесную инструкцию каждому ребенку. Например: «Дима встань впереди стула спиной к детям. Ваня встань справа Димы. Катя встань на стул. Костя встань сзади Вани». Когда все дети нашли себе место, они должны рассказать, как они стоят относительно других ребят (пример: «Я стою справа Димы и впереди Кости»).

    Условие игры: должны участвовать все дети. Если словесное обозначение своего пространственного расположения относительно других детей, ребенок затрудняется дать, то предложить ему рассказать о том, как расположены дети относительно его самого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Картотека дидактических игр  на развитие пространственных представлений....

    Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

    Буклет "Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста" содержит информацию об актуальности проблемы нарушений письма и чтения, как следствия недостаточного уровня разви...

    Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

    Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

    Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

    Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

    Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста.

    Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста....

    Картотека игр и упражнений на развитие пространственной представлений у детей старшего дошкольного возраста

    В данной работе представлена картотека дидактических игр по ФЭМП на развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста....