Игры и упражнения, как средство развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Кутлуметова Татьяна Валентиновна

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэтому познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей жизни, условием успешной познавательной и практической деятельности. В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности в использовании методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности -игра. Именно через игры и упражнения, ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту. Поэтому упор на игру- это важнейший путь формирования у дошкольников представлений о пространстве.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещения относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Работа Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт (трамвай, троллейбус, автобус), входить и выходить из него и т. д. Освоение этих правил (алгоритмов) прежде всего связано с дифференцировкой «правого» и «левого» и других пространственных направлений.

Я веду целенаправленную деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная), которая повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Развивающая среда включает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

– в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);

– вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

– в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

– в совместной с родителями деятельности.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

 

Всю работу по развитию у дошкольников пространственных представлений организую по следующим разделам.

1. Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела»

Дидактическая игра: «Петрушки (клоуны)». Цель: познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

ДИ: «Угадайка», «Что изменилось?».

Игра «Правый глаз».

Игра «Внутри и снаружи»

ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель: показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот.

Игра «Обезьянки». На начальных этапах игру провожу без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница». Детям предлагаю правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой.

Данные задания можно включать в следующие виды деятельности: физкультурные и музыкальные занятия, аппликация и рисование, конструирование. Например, на листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактического материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо.

Игровая ситуация «Мышиные истории», «Три котенка», «Красная Шапочка»

Математическая игра «Вперед и назад»

Математическая игра «Что изменилось?»

Конструирование «Мосты»

Аппликация «Угости зайку морковкой»

Конструирование «Терема»

Игра «Вопрос – ответ»

Физкультминутка «Самолет»

2. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево

ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?».

Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать команды взрослого.

Игра «Лото с животными»

ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри».

Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе». Понятия «близко – далеко».

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Математическая игра «Уголки»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Конструирование «Городской транспорт»

Математическая игра «Мастерская ковров»

Конструирование «Самолеты»

3. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте

ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.

ДИ: «Встань впереди или сзади товарища»

Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик»

Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т.д.

Игра «Путешествие жука». Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Игровая ситуация «Переполох»

Математическая игра «По три в трех»

Конструирование «Гаражи для своей машины»

Математическая игра «Найди ключи»

Экологическая игра «Охотник и пастух»

Математическая игра «Узнай, что изменилось»

4. Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете

ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?»

Игра «Что под ладошкой?»

Игра «На параде»

Игра «Справа и слева»

ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?»

Аппликация «Теремок»

5. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга

Игра «Лото с животными»

Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

Игра «Художник»

Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

Упражнения на развитие глазомера

Математическая игра «Что изменилось»

Математическая игра «Пройди к избушке лесника»

Психогимнастика «Сосулька»

Пальчиковая игра «Коза и козленок»

Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

6. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются

Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объясняют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на обратном пути – в левую сторону

Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

«Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек)

Дидактическая задача. Учить детей свободно пользоваться планом.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?»

Игра «Раскрась разными штрихами домик»

Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.

Игровая ситуация «Спящая красавица»

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве использовала методики диагностики:

«Пробы Хеда» (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

Таким образом, к выпуску детей в школу планирую достичь следующих результатов:

– развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.);

– осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной;

– способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т.д.;

– хорошей ориентировки в пространстве.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.razrabotka.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэтому познание пространственных отношений является условием правильного отражения явлений окружающей жизни, условием успешной познавательной и практической деятельности. В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности в использовании методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности -игра. Именно через игры и упражнения, ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту. Поэтому упор на игру- это важнейший путь формирования у дошкольников представлений о пространстве.

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;
7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на
плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещения относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Работа Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт (трамвай, троллейбус, автобус), входить и выходить из него и т. д. Освоение этих правил (алгоритмов) прежде всего связано с дифференцировкой «правого» и «левого» и других пространственных направлений.

Я веду целенаправленную деятельность (специально-организованные занятия, самостоятельная и совместная), которая повышает эффективность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Развивающая среда включает комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

– в специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);

– вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

– в других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

– в совместной с родителями деятельности.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Всю работу по развитию у дошкольников пространственных представлений организую по следующим разделам.

1. Ориентировка «на себя»; освоение «схемы собственного тела»

Дидактическая игра: «Петрушки (клоуны)». Цель: познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

ДИ: «Угадайка», «Что изменилось?».

Игра «Правый глаз».

Игра «Внутри и снаружи»

ДИ: «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)». Цель: показать, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться внизу, и наоборот.

Игра «Обезьянки». На начальных этапах игру провожу без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница». Детям предлагаю правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой.

Данные задания можно включать в следующие виды деятельности: физкультурные и музыкальные занятия, аппликация и рисование, конструирование. Например, на листе бумаги упражнение: «Дорожки», «Ленточки», раскладывание дидактического материала на занятиях по счету тоже в направлении слева направо.

Игровая ситуация «Мышиные истории», «Три котенка», «Красная Шапочка»

Математическая игра «Вперед и назад»

Математическая игра «Что изменилось?»

Конструирование «Мосты»

Аппликация «Угости зайку морковкой»

Конструирование «Терема»

Игра «Вопрос – ответ»

Физкультминутка «Самолет»

2. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево

ДИ: «Куда пойдешь, что найдешь?».

Игра «Я робот!» Игра учит ребёнка внимательно слушать команды взрослого.

Игра «Лото с животными»

ДИ: «Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)» Цель: учить ориентироваться в реальном пространстве с опорой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бумаге, с реальными предметами.

Игровая ситуация «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри».

Отношения «длиннее – короче», «дальше – ближе». Понятия «близко – далеко».

Игровое упражнение «Что изменилось?»

Математическая игра «Уголки»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Конструирование «Городской транспорт»

Математическая игра «Мастерская ковров»

Конструирование «Самолеты»

3. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте

ДИ: «Клоуны» (кукольный театр). Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.

ДИ: «Встань впереди или сзади товарища»

Игра «Кого загадали?», «Развивающий коврик»

Игра «На параде», «Слева, справа, ниже, выше – нарисуешь, как услышишь». Цель: научиться ориентироваться в пространстве, используя понятия «налево», «вправо», «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «за» и т.д.

Игра «Путешествие жука». Слушай внимательно и рисуй, как движется жук: одна клеточка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вверх.

Игровая ситуация «Переполох»

Математическая игра «По три в трех»

Конструирование «Гаражи для своей машины»

Математическая игра «Найди ключи»

Экологическая игра «Охотник и пастух»

Математическая игра «Узнай, что изменилось»

4. Определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете

ДИ: «Угадай, что где находится», «Кто ушел и где он стоял?»

Игра «Что под ладошкой?»

Игра «На параде»

Игра «Справа и слева»

ДИ: «Угадай, кто за кем». Цель: продолжать формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за», «перед».

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?», «Кто стоит впереди, кто сзади?»

Аппликация «Теремок»

5. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга

Игра «Лото с животными»

Игра «Помоги пчёлке собрать урожай»

Игра «Художник»

Игра «Замри». Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

Упражнения на развитие глазомера

Математическая игра «Что изменилось»

Математическая игра «Пройди к избушке лесника»

Психогимнастика «Сосулька»

Пальчиковая игра «Коза и козленок»

Математическая игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт»

6. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются

Игра «В гости к другу». Графический диктант. «Эстафета». Детям объясняют, что сначала они должны выполнять все движения в правую сторону, а на обратном пути – в левую сторону

Игра «Зайцы и волк» (В игре участвует вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты.

«Где мишка!» (В игре принимают участие от пяти до семи человек)

Дидактическая задача. Учить детей свободно пользоваться планом.

Математическая игра «Сколько пар ботинок?»

Игра «Раскрась разными штрихами домик»

Игра «Строительство» бензозаправочной станции по рисунку.

Игровая ситуация «Спящая красавица»

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве использовала методики диагностики:

«Пробы Хеда» (Диагностика пространственных представлений о собственном теле). Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

Таким образом, к выпуску детей в школу планирую достичь следующих результатов:

– развитие понимания пространственных отношений между предметами, связанных с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.);

– осознание пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной;

– способность к пространственно-временной обработке информации, что позволит составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т.д.;

– хорошей ориентировки в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...

План по самообразованию: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План по самообразованию. "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....

Подвижные игры как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Материал будет интересен для педагогов дошкольного учреждения, родителей.     В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, н...

Мастер - класс по теме "Макет "кукольная комната" как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Очень важно научить дошкольника ориентроваться в разных пространствах: в ДОУ, на улице и др....