Подвижные игры как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Рангаева Александра Анатольевна

Материал будет интересен для педагогов дошкольного учреждения, родителей.     В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста

 В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Игра созвучна не только биологической природе ребенка, но и социальной, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении с взрослым. Вместе с тем, игра имеет огромное развивающее значение. В процессе игры ребёнок познает окружающий мир: изучает цвет, форму, свойства материалов, пространственные и числовые отношения, изучает растения, животных.

     К. Д. Ушинский говорил о том, что благодаря движению, человек овладевает пространством, умением ориентироваться в нем. В этом смысле особую роль приобретают подвижные игры.

     В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. Дело в том, что дифференцировка основных пространственных направлений в процессе ходьбы или бега более сложная задача, чем определение их в статическом положении. В подвижных играх ребенок упражняется в умении самостоятельно и правильно выбрать направление движения. У него формируется навык быстрого изменения направления в соответствии с изменившимися условиями. Умение выдать направление движения, сохранить его и добиться достижения цели способствует развитию пространственной ориентировки.

      Передвигаясь в пространстве, ребенок познает отношение между предметами, определяет свое собственное положение по отношению к окружающим его предметам на основе сравнения и выделения сходства и различий в положении объектов окружающего пространства, то есть у ребенка формируется представление о пространстве.

      Как известно, к подвижным играм относятся игры, основанные на двигательной активности. Для дошкольников значение подвижных игр очень велико, ведь благодаря играм происходит всестороннее развитие ребенка, совершенствуется координация движений, приобретаются навыки работы в команде и формируются многие из нравственных качеств - умение приходить на помощь, уступать. Играя все вместе в подвижные игры, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с остальными играющими, выполнять необходимые игровые действия, не мешая при этом другим участникам. Для дошкольников подвижные игры становятся прекрасной возможностью сдружиться, ведь ничто так не сближает детей, как полученные совместно хорошие эмоции и проявленная в игре взаимовыручка. Дошкольные подвижные игры являются отличным способом направить кипучую энергию детей в мирное русло, научив их при этом действовать согласованно.

     В детском возрасте развитие пространственных представлений имеет огромное значение для формирования у детей представлений об окружающем мире. Пространственные представления также являются «предпосылками для формирования пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения, внимание, память, воображение при обязательном участии речи». Ведущую роль при этом «играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование».

         Отмечено, что в настоящее время дети дошкольного возраста «слабо оперируют образами, у них недостаточно развиты пространственные представления, а также способность фиксировать технические и конструкторские идеи различными графическими способами» Это говорит о том, что следует особо обратить внимание на организацию работы по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста, так как уровень сформированности  пространственных представлений напрямую связан с успешностью их обучения в школе.

Одним из эффективных способов формирования у детей пространственных представлений является игра. Опираясь на исследования Д. Б. Эльконина, считаю целесообразным рассматривать подвижные игры как средство формирования пространственных представлений, развития интеллекта ребенка и развития его способностей, так как подвижные игры очень близки природе детства, отвечают его возможностям и запросам, выверены в своем обучающем и воспитательном воздействии.

Пространственные представления – это «представления человека о форме, величине, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве, а также их перемещении и трансформации во время движения»

      Одним из средств развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста являются подвижные игры, как «сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». 

Подвижные игры являются «незаменимым средством пополнения детьми знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, наблюдательности, ценных морально-волевых качеств».

       Можно предположить, что подвижные игры  могут быть эффективным средством формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста, если: содержание игры и выполнение игровых действий требует от детей владения характеристиками пространства; при знакомстве с правилами  игры педагог уточняет вместе с детьми пространственные представления, как основы для выполнения правил игры; при оценке выигрыша в игре педагог опирается на правильность соблюдения правил игры и игровых действий, связанных с пространственными представлениями детей.

Подвижные игры необходимо включать в следующие формы организации процесса формирования пространственных представлений у детей:

- подвижные игры и развлечения с занимательным математическим материалом;

- ежедневные режимные моменты (прогулки, дежурство, режимные процессы).

Игры, используемые на предшествующих этапах формирования представлений о пространстве, используются на последующих этапах с изменением дидактических задач и усложнением действий. В ходе проведения подвижной игры задавались вопросы, направленные на освоение различных видов пространственных представлений: «Ты находишься перед окном или за окном? В какой руке я держу флажок? Стенд с фотографиями находится слева или справа? Как вы понимаете слова «давным-давно»?» и т. д.

Применение определённой системы игр, специально созданных правил, содержит определяющую роль в качестве обучения детей, поэтому основным методическим приемом, который мы использовали, было личное участие каждого ребенка в подвижных играх. Подвижные игры включались также в занятия физической культурой и велись уже после упражнений в ключевых движениях с целью повышения физической нагрузки и эмоциональности занятия. Условия проведения организации подвижных игр состоят из нескольких важных моментов:

- предварительное ознакомление педагога с содержанием подвижных игр;

- подготовка к проведению конкретной игры. Учитывалось, где будет проводиться игра: на участке или в помещении и с каким количеством детей;

- непосредственно перед игрой обращалось внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где проходила игра.

Также необходимо создать предметно-развивающую среду – специально выделенный игровой уголок, где будет расположен весь используемый дидактический материал (картотека подвижных игр, наглядность по формированию пространственных представлений, материал и оборудование к играм и т. д., что обеспечивало свободный доступ к нему детей и возможность его использования в самостоятельной деятельности. Итак, пространственные представления – это представления человека о форме, величине, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве, а также их перемещении и трансформации во время движения. И всего выше сказанного можно сделать вывод, что подвижные игры играют огромную роль в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Во-первых, малыши усваивают материал намного лучше именно в игровом варианте. Во-вторых, дети не только сами выделяют из процесса знания и нужную информацию, но и сразу применяют всё это на практике, что очень важно. В-третьих, именно благодаря подвижным играм, пространственная ориентация у малышей развивается, и развивается очень быстро. В-четвёртых, дети, благодаря таким играм, усваивают и пространственную терминологию, что имеет не меньшую роль в развитии малышей и формировании самой ориентации.

Список использованной литературы

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2016. 304 с.

2. Белошистая А. В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2015. 320 с.

3. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М., 2018. 86 с.

4. Былеева Л. В. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., 2018. 225 с.

5. Ковалец И. В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. М., 2017. 72 с.

6. Пространственные представления как средство познания объективной действительности / Под ред. М. Н. Макаровой. М., 2016. 220 с.

7. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления у детей. М., 2017. 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста "

     Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики....

Презентация "Народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста"

Этот материал поможет воспитателям  сформировать у детей старшего дошкольного возраста  доброжелательные отношения между сверстниками и в развитии навыков общения посредством народных подвиж...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Подвижная игра как средство развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста....

Мастер - класс по теме "Макет "кукольная комната" как средство развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Очень важно научить дошкольника ориентроваться в разных пространствах: в ДОУ, на улице и др....