Рекомендации для родителей. "Использование произведений искусства для развития речи детей"
консультация

Лылова Светлана Васильевна

Главная идея взаимодействия педагога с родителями – это сотрудничество. Современные формы работы учителя-логопеда способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и положительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proizvedeniy_iskusstva.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование произведений искусства

 для развития речи детей

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Дорогие родители, бабушки и дедушки, тети и дяди! Да просто, уважаемые взрослые! Что Ваши малыши любят больше всего на свете? Чем они могут заниматься круглые сутки, практически без перерывов на еду и сон? Конечно, ИГРАТЬ!

Придумано множество различных игр, развивающих и обучающих, позволяющих деткам становиться сильными, быстрыми и смышлеными. А главное, игра — это такое удовольствие. Вот и для развития речи существуют интересные игры. Вы можете включать игру во все режимные моменты. Не ленитесь играть. И вы обязательно увидите и услышите результаты, и очень скоро!

Может ли мама без посторонней помощи, самостоятельно развивать речь своего крохи? Конечно! И в этом нет никакого труда,  просто надо знать некоторые особенности речевого развития ребенка, о которых сегодня мы с вами и поговорим.

ПОТЕШКИ

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша. Чрезвычайно полезны потешки и другие стихотворные тексты, сопряженные с деятельностью, которой вы сейчас вместе с ребенком занимаетесь.

Можно распечатать эти потешки или написать их от руки и развесить в удобных для вас местах, там, где они попадутся вам на глаза и там, где вы сможете их прочитать как раз в тему действий, которые сейчас происходят с ребенком. Умывание – в ванной на зеркало, про одевание – на шкафчик, где лежат вещи ребенка для прогулки и т.д.

Можно также подыскать какие-то короткие стихотворения известных детских авторов про домашние предметы и игрушки ребенка и тоже наклеить куда-то эти стихи, чтобы вы постоянно читали их ребенку вслух и запоминали вместе с ним. Со временем вы сможете использовать прием договаривания. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

СКАЗКИ

Сложно переоценить роль в развитии малыша сказки, которая входит в его жизнь уже на первом году жизни и остается любимым литературным жанром весь дошкольный и младший школьный период. Сказка для малыша важна не только как развлекательное мероприятие или ритуал перед сном.

Она обладает безграничными возможностями по развитию крохи и часто используется увлеченными мамами как основа для полноценного развивающего занятия.

Все мы знаем, что чтение сказок расширяет словарный запас ребенка, развивает образное мышление и помогает справляться с трудными жизненными ситуациями, так как малыш неосознанно переносит сюжет сказки в свою жизнь. Для развития же речи необходимо обсуждение сказки, ее обыгрывание, сочинение и словотворчество.

Обсуждение сюжета сказки

После прочтения сказки обсудите с ребенком сюжет сказки и ее главных героев. Начните с простых вопросов, переходя к более распространенным, отвечая на которые ребенок будет выражать свою точку зрения, рассуждать и фантазировать. Варианты вопросов:

  • Кто больше всех понравился в сказке?
  • Кого тебе жалко?
  • Кем бы ты хотел быть в этой сказке и почему?
  • Как бы ты поступил на месте этого персонажа?
  • Как думаешь, почему так поступил герой?
  • Что случилось бы, если бы колобок покатился в поле?
  • Почему медведь не заглянул в короб?
  • Зачем Маша ела из всех тарелок в чужом доме?
  • А если бы у козлят в двери был глазок?
  • Чем похожи и чем отличаются сказки «Коза-дереза» и «Заюшкина избушка»?

Обсуждая сказку, поговорите с ребенком, чему учит эта сказка, какой в ней урок.

Новый герой

Приевшейся сказке придать новый смысл может появление нового героя или исчезновение старого. Для последнего используется прием с частицей «не»: «Испекла баба не колобка, а …»

Новое название сказки

Попробуйте переименовать сказку и подобрать к ней более подходящее название, например, «Репка» – «Большой урожай», «Колобок» – «Хитрый хитрого обманул» и т.д.

Инсценировка сказок

Умение одновременно показывать и рассказывать сказку является показателем развития речи у ребенка. Кроме того, различные постановки, спектакли, игры с кукольным театром развивают артистические способности ребенка, эмпатию, повышают самооценку и уверенность в себе, помогают глубже понять смысл сказки.

И еще несколько полезных советов по созданию речевой среды дома 

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от окружающей его среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие ребенка. Для детей дошкольного возраста самой развивающей средой является его дом, место, где он проводит большую часть времени.

Но обогащенная развивающая среда не только должна стимулировать интенсивное развитие ребенка, но должна быть гармоничной и естественной. Правильная развивающая среда — это такая среда, которая способствует всестороннему развитию ребенка в процессе ее освоения.

Во-первых, необходимо расположить на удобном для ребенка уровне различные плакаты. Это могут быть покупные плакаты или нарисованные, или распечатанные вами дома на принтере. В комнате должны быть фотографии родственников ребенка, которых он знает и может узнавать на этих изображениях.

Любые предметы, которые могут заинтересовать ребенка и будут для него безопасны, поскольку помимо того, что вы об этих предметах поговорите, вам придется (и нужно это сделать) дать этот предмет ребенку для ощупывания и изучения, чтобы слова, которые вы произносите, запомнились лучше.

Во-вторых, в комнате должны быть разнообразные игрушки на развитие мелкой моторики, которые способствуют и развитию речи. И у ребенка должна быть возможность взаимодействовать с этими игрушками, использовать их в те моменты, когда у него есть к этому желание, то есть они должны быть всегда в прямом доступе. Это то, что касается формирования среды для самостоятельных занятий и игр ребенка.

И самое главное:

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность своего малыша и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей"

В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности....

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в развитии речи детей»

Актуальность пальчиковых игр для речи детей и примеры некоторых упражнений....

практикум для родителей " Использование хороводных игр для развития речи детей".

Через хороводные игры воспитывается любовь к родному языку, культуре русского народа, формируется интерес к фолбклору....

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей»

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотв...

Консультация для родителей "Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет"

Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием р...

Презентация. Мастер - класс для родителей "Использование дидактических игр для развития речи детей в средней группе"

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного образования. Очень важно создать условия для того, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать ...

КВН для родителей "Использование инновационных технологий в развитии речи детей с ОНР"

Повысить интерес родителей к овладению  новыми знаниями по вопросам обучения и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки. Познак...