Публикация в журнале "Сахалинское образование XXI век"
статья

Петрачкова Екатерина Викторовна

Публикация статьи в журнале "Сахалинское образование XXI век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук: инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми.  В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность [3, с. 89 – 91]. Как сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, и он мог научиться пользоваться знаниями, захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых для детей является технология лэпбукинга [1, с. 29 – 30]. В нашей стране он считается методом новым и пока еще не получил широкого распространения. Научной литературы по использованию лэпбуков на данный момент нет. Однако стоит знать, что лэпбукинг – самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями во всем мире. Впервые термин «лэпбук» появился в книге Тэмми Дьюби в 2006 г. Тэмми – писательница, а также homeschool mom – мама, реализующая семейное обучение в штате Вирджиния, США. В России идея использования этой технологии принадлежит Татьяне Пироженко – автору научно-популярных и развивающих книг для детей [4, с. 33 – 34].

Лэпбук (lapbook, lap – колени, book – книга) – в дословном переводе с английского – книжка на коленях. Это небольшая интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, конвертов, подвижных кругов, стрелок, вынимающихся, разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка [4, 33 – 34].

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к организации пространственной предметно-развивающей среды:

-полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-доступен детям дошкольного возраста по структуре и содержанию;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников [3, с. 89 – 91].

      Лэпбук обеспечивает:

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
  • развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
  • развитие воображения, творческой и речевой активности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов работ;
  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

      Новизна данной формы работы с детьми заключается в отсутствии системного использования лэпбуков в практике детских садов. Образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе комплексно-тематического планирования. Возникает проблема проведения итогового мероприятия, т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).  Было принято решение, что формой представления итогов недели будут тематические лэпбуки. В младших группах тематические папки изготавливают дети с родителями, а в старших группах ребята презентуют в конце недели свои лэпбуки родителям, разработанные самостоятельно или совместно с воспитателем в качестве партнера.

     Так как 2019 год объявлен в России Годом тетра, в детском саду театральным мероприятиям был отведен месяц «Волшебных путешествий в театральном мире». Итогом стало творческое разнообразие лэпбуков, посвященных этой тематике.  Материалы условно можно разделить на несколько блоков: информационный, наглядный, игровой и продуктивный. Предложены тематические направления: «Театры нашего города», «Театральные профессии»,  «Правила поведения в театре»,  «Из какой сказки?»,  «Театральные афиши», «Эмоции», «Кукольный театр», фотоальбом «Я в театре».

     Наполнение блоков постоянно меняется, обновляется и пополняется. Создание лэпбука «Театр» позволило разнообразить формы работы,  повысить познавательный интерес детей к театру. Работа с детьми над лэпбуком опирается на принцип «ничего готового» и создает условия для совершения самостоятельных открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха и показать значимость его вклада в большое общее дело.

     Результат использования данной технологии позволил объединить детей, родителей и педагогов; развить творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкую моторику, пространственную ориентировку, расширить представлений детей об окружающем мире, самостоятельно собирать и организовывать информацию, что является подготовкой к исследовательской деятельности.

     Использование инновационной игровой технологии является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Работа с лэпбуком дает педагогам возможность эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми и родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования федерального стандарта. Опыт может быть использован в процессе организации проектной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, комплексно-тематическом  планировании,  взаимодействии  с  семьями воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Блохина, Е.  Лэпбук – «наколенная книга» [Текст] /Е. Блохина, Т. Лиханова // Обруч. – 2015. –  № 4. – С. 29-30.

2.        Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д.А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель, 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.

3.        Нурисламова, А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования [Текст] / А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII международной научной конференции (г. Самара, март, 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 89-91.

4.        Пироженко, Т. Лэпбук «Золотая осень» [Текст] / Дошкольное образование. - 2014. -№11. – С. 33-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на публикацию в Интернете статьи "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании"

Наш ребенок и компьютер... На  каком этапе следует нам познакомить наше чадо с ПК и следует ли это делать до школы?...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Публикация "Организация инклюзивного образования в детском саду"

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране....

Публикация "Наука и образование в жизни современного общества"

Статья "  Повышение психологического комфорта дошкольников через формирование социальной компетентности...

Публикация Журнал "Сфера Образования " выпуск №4 2020год

День Матери – тёплый и сердечный праздник.                        Среди многочисленн...

Публикация в газете Образование на Дальнем Востоке о МАДОУ №156

Публикация в газете Образование на Дальнем Востоке о МАДОУ №156...