Публикация "Организация инклюзивного образования в детском саду"
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

наноян юлия ивановна

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация инклюзивного образования в детском саду.

 Системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса

            На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развитии в обучении и воспитании.

            Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует от педагогов деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от воспитателя новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.             Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.

             Важным компонентом в образовательном процессе детского сада является коррекционно – развивающее обучение и воспитание, позволяющее решать задачи современной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование, направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

 Цель коррекционной работы детского сада – создание оптимальных психолого – педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом,речевом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи коррекции

— своенравное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

 — создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;

 — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

            Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной направленности, учитывает, особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей и основывается на следующих принципах и подходах:

— своевременность коррекции отклонений в развитии;

 — учет общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;

— учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ;

 — обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с ОВЗ на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и знаний закономерностей развития ребенка с нормой (с максимальной адаптацией к окружающей действительности);

 — проведение всех мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии анализаторов, функций и систем ребенка с ОВЗ;

  — осуществление комплексного (физиологический, психолого – педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ; осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОВЗ (учет психофизиологических особенностей ребенка с ОВЗ при подборе длительных мероприятий, темпа усвоения и скорости выполнения заданий)

 — конструирование содержания коррекционной работы и подбор темпа при выполнении ее заданий на основе непрерывности и преемственности дошкольного и школьного материала при соблюдении дидактических требований соответствия содержания возможностям детей;

— осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психофизического состояния и способов ориентации в познания окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально – подгруппового обучения;

 — осуществление деятельностного подхода к коррекции недостатков психофизического развития у детей с ОВЗ (проведение коррекционных мероприятий в процессе осуществления деятельности детей);

— обеспечение преемственных связей между специальными дошкольными организациями (группами) для детей с ОВЗ и соответствующим типом школы;

– бытовой адаптации самореализации детей с ОВЗ.

            К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

 

План работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика  детей с ОВЗ

Сентябрь,

обновление по мере поступления таких детей

Воспитатели, Ст.воспитатель

2.

Составление плана работы с детьми с ОВЗ

сентябрь

Ст воспитатель Ярыгина С.Н.

3.

Составление индивидуальных программ развития детей с ОВЗ

сентябрь

Председатель  и члены ПМПк

4.

 Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

В течении года

Педагог-психолог Тремасова Ж.А.

Учителя –логопеды Гоннова И.Н.

                                   МеркуловаТ.А.

5.

Изучение личностных характеристик детей с ОВЗ

Сентябрь, май

Воспитатели, педагог-психолог Тремасова Ж.А.

6.

Изучение семей, в которых  воспитываются  дети   с ОВЗ

Октябрь

воспитатели

7.

Работа по составленным индивидуальным программам развития

В течении года

Воспитатели, специалисты СП

8.

Мониторинг

май

Воспитатели, специалисты СП

В 2017 г. было обследовано 42 ребенка среднего дошкольного возраста, из них  24 ребенка были представлены на городскую ПМПК для определения диагноза и дальнейшего образовательного маршрута.

Соотношение между детьми с ОВЗ и детьми без нарушений в развитии,находящихся в общем образовательном пространстве.

(диаграмма соотношения нормы и ОВЗ)

По результатам ПМПК выявлены дети с нарушениями в развитии речи : ОНР1 - 2 ребенка, ОНР 2 - 9 детей, ОНР 3 – 13 детей .

(Диаграмма по онр)

Все дети,прошедшие ПМПК, нуждаются в психологическом сопровождении ( 24 ребенка) ; из них рекомендованы занятия с учителем-дефектологом – 5 человек

 диаграмма

В медицинском сопровождении нуждаются:

Невролог – 13 человек;

Психиатр – 16 человек;

Офтальмолог – 6 человек.

диаграмм

            С целью выявления и ранней диагностики отклонений в развитии детей, выбора дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса в ДОУ создано ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

            Одной из функций деятельности ПМПк является разработка и реализация программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком, который имеет индивидуальные особенности в развитии (на основе обследования и динамического наблюдения, проводимых с письменного согласия родителей (законных представителей) и по запросу родителей или педагогических работников), а для детей –инвалидов с учетом  ИПР( в ДОУ получают коррекционную помощь 5 детей-инвалидов)

           Для определения дальнейшего образовательного маршрута ПМПк ДОУ направляет детей с ОВЗ на городскую ПМПК.                       Персональный состав специалистов ПМПк определяется приказом руководителя учреждения.

ПМПк работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование, формулирующих коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями.

            Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми. Плановые консилиумы проводятся 4 раза в год.

            Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или родителей (законных представителей).

Целью ПМПк является обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи:

— выявлять нарушения и резервные возможности детского развития;

— определять пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

— вырабатывать согласованные решения по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

— консультировать родителей (законных представителей) по выявленной проблеме детского развития.

 Задачи внепланового консилиума:

— изменять направление коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов:

  1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами.
  2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коллегиальной помощи.
  3. Направление ребенка на городскую ПМПК (ПМПК более высокого уровня).
  4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
  5. Реализация решений консилиума и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

            В рамках ПМПк проходит психолого-медико-педагогического сопровождение ребенка, которое должно обеспечить наилучший прогноз преодоления недостатков в развитии, повлиять на эффективность педагогического процесса, на социализацию и интеграцию ребенка в детское общество.

            Психолого-медико-педагогическое сопровождение осуществляется специалистам и воспитателями комбинированных групп в сотрудничестве с медицинскими работниками, а также заключен договор с « Дворцом Здоровья» по сопровождению детей соматически ослабленных и нуждающихся в медицинской помощи.

  Сопровождение включает комплексную диагностику, обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду, индивидуальное сопровождение воспитанников, информационную поддержку педагогов и родителей.

 

 

Модель взаимодействия педагогов СП в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

Специалист

Содержание работы

1 этап

2 этап

Воспитатель

— наблюдения за детьми в процессе игры и взаимодействия друг с другом;

— направление к специалистам ДОО;

— реализация индивидуального подхода по рекомендациям специалистов;

— взаимодействие с родителями.

— отслеживание особенностей ребенка, выявление проблемы;

— информирование специалистов о возникшей проблеме;

— написание характеристик;

Руководитель

Ст.воспитатель

— организация ПМПк

-налаживание сотрудничества с городской ПМПК

-координирование работы специалистов с детьми, нуждающимися в коррекции;

-сбор циклограмм, планов работы специалистов, отчетов

педагог-психолог,

учитель-логопед

— мониторинг развития ребенка

— изучение анамнеза

— коррекционно-развивающая работа по преодолению недостатков развития

— консультативное сопровождение образовательного процесса

— диагностика

— составление индивидуальной карты развития

— написание характеристик

— подгрупповые и индивидуальные занятия

— консультации

— тетрадь взаимосвязи

Медицинские работники

— изучение анамнеза

-консультации для педагогов и специалистов

— взаимодействие с родителями

участие в ПМПк СП

— консультации

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

— взаимодействие с педагогами и специалистами

— осуществление индивидуального подхода с учетом особенностей ребенка

Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов структурного подразделения

Директор ГБОУ, руководитель СП, старший воспитатель

Задачи: Соблюдение требований приёма и комплектования групп для детей с нарушениями речи. Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников. Организация обмена опытом коррекционно- педагогической работы с другими детскими садами для детей с нарушениями речи. Пополнение библиотеки структурного подразделения специальной литературой, а групповые комнаты – учебными, дидактическими пособиями, специальным оборудованием. Привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическим процессе.

Учитель-логопед

Цель работы: Преодоление звукопроизношений в речи дошкольника

Задачи:

 — Формировать полноценные произносительные навыки.

— Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

— Формировать лексико-грамматические средства языка.

 — Развивать самостоятельную фразовую речь.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

 — Формирование лексико-грамматических категорий

— Развитие фонетической стороны речи

— Развитие связной речи

План реализации лого коррекционных мероприятий.

Выработка правильного речевого дыхания

Дифференциация звуков

Постановка и автоматизация звуков

Обогащение словарного запаса

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Развитие темпо-ритмической стороны речи

Развитие интонационной выразительности речи

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики

Развитие зрительно-моторной координации и мимики мышц лица

 

Другие специалисты СП (воспитатели, педагог-психолог,  музыкальный работник, инструктор по физкультуре).

 Задачи: Создание дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий воспитания и обучения, психолого-педагогической и речевой поддержки. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе. Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

            Работа воспитателей с детьми с нарушением речи направлена на развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи (различные дидактические, подвижные игры для развития речи). Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда, которого воспитанники посещают с родителями.

С детьми-инвалидами (СЗ и слабослышащим воспитанником) создание комфортной обстановки, учитывающей диагноз ребенка. Оказание помощи детям в организации безопасного взаимодействия с другими воспитанниками, создание безопасной среды.

С детьми с ОВЗ развитие познавательных интересов детей в ходе занятий с воспитателями, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей (или лиц, их заменяющих) предусматривает следующую работу:

 — активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

— помощь ребёнку в выполнении заданий, дидактического материала для занятий дома: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

-помощь родителям для организации занятий с ребёнком дома по закреплению изученного материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

 — создание положительного эмоционального настроя на занятиях, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

В работе с детьми педагоги опираются на методологические подходы коррегирующего обучения:

— нетрадиционное начало занятий (мотивация детей к деятельности);

— удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;

-дифференцированный подход к организации взаимодействия  детей в подгруппах;

— выслушивание ответа каждого;

— развитие речи в любых формах деятельности;

— учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

— обучение видению многовариативности выполнения задания;

— поддержка у детей ощущения успешности.

 Результатом успешной коррекционной работы можно считать следующее:

 — ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

— ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук

и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

— ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.

 Родители и педагоги включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с друг другом, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой СП.

                Практики в ДОУ,используемые в образовательной          организации для  обучения и развития детей с ОВЗ.

            В процессе образовательной деятельности в структурном подразделении сочетаются индивидуальные и дифференцированные подходы в воспитании и развитии детей. Для повышения эффективности коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, в детском саду используется экспертная система индивидуального сопровождения развития « Лонгитюд».

«Программа» представляет собой план занятий с ребенком на ближайшие 3-6 месяцев и включает в себя разделы,направленные на развитие социально-адаптивных функций ребенка,физических качеств и укрепление здоровья,речевое развитие,развитие восприятия и познавательных способностей, различних видов деятельности,навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

По результатам обследования для каждого ребенка составляется индивидуальная « Программа».В неё включаются  рекомендации и игры из компьютерного банка данных по каждому параметру,выделяемому в этом возрастном диапазоне (в соответствии с уровнем развития тебенка).

Рекомендации и игры рассчитаны как на закрепление имеющихся умений и навыков,так и на развитие новых с учетом ближайшей зоны развития ребенка. Подготовленная таким образом « Программа» учитывает индивидуальный темп развития. С её помощью можно осуществлять как индивидуальный подход к детям в ДОУ, так и использовать её для организации домашних занятий ребенком.

Одним из условий является создание адекватной возможности ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка ( культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, игротека, музыкально-игровая среда) Другим условием для воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является внесение изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: индивидуальных и подгрупповых.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

При работе с детьми с ОВЗ предусматривается три типа непосредственной образовательной деятельности: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы специалистов  в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.

  Основная цель подгрупповой непосредственной образовательной деятельности  — воспитание навыков коллективной работы. Дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению специалистов в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

 Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой непосредственной образовательной деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

      Фронтальная непосредственная образовательная деятельность предусматривает усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

      Во время фронтальной непосредственной образовательной деятельности организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков с детьми проводится от 1 до 3 раз в неделю в зависимости от степени дефекта речи и индивидуальных особенностей детей.

Подгрупповая работа проводится по мере необходимости.

Фронтальная непосредственная образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю.

Следующим условием организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием. В детском саду имеется некоторый дидактический материал: для детей с нарушением речи разнообразные пособия, дидактические материалы, игры для развития словаря, воспитания звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, развитию фонематического слуха, развитию мелкой моторики руки. Имеется спортивный инвентарь, оборудование, пособия изготовленные руками педагогов. Для организации и проведения коррекционных мероприятий, в соответствии с возможностями детей с ОВЗ используются методы обучения – это наглядные, практические, словесные и отдельные методические приемы. В детском саду созданы условия для реализации основной общеобразовательной программы

Специальные условия по профилактике и преодоления трудностей в воспитании и обучении детей с нарушением речи

  1. Каждому педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями специалистов и индивидуальной программой развития такого воспитанника, и четко следовать рекомендациям.
  2. Педагогам важно научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свою речь, как повод для одиночества и формирования комплексов. Ровесник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали относиться к ребенку с речевым нарушением как равному, только нуждающемуся в помощи.
  3. При проведении образовательной деятельности, рабочее место ребенка располагается в центре группы, за первым-вторым столом.
  4. В связи с тем, что темп работы детей с речевыми нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.
  5. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы ребенок мог осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить с ответом, дать 1-2 минуты на обдумывание.
  6. При знакомстве с новым объектом следует давать больше времени для зрительного восприятия, осмысления, повторного рассматривания.

Специальные условия по профилактике и преодоления трудностей в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха Педагоги, работающие с детьми со сниженным слухом должны помнить следующее:

– ребенку воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо окружающего;

– ребенку трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог;

 – ребенок испытывает значительные трудности в ситуации диалога;

 – у ребенка имеются психологические барьеры в общении со слышащими.

Учитывая вышеизложенные особенности, педагоги, работающие со слабослышащими детьми соблюдают следующие рекомендации: 1. Организуя образовательную деятельность, педагог обязательно проверяет, как ребенок понял его просьбу, задание, инструкцию. Для этого просит его повторить инструкцию полностью или фрагментарно, задавая вопрос, требует его повторения вслух.

  1. Общаясь с ребенком, всегда располагается к нему лицом, и начинает говорить, только после того, как удостоверился, что установлен зрительный контакт. В процессе общения не закрывает лицо рукой.
  2. В общении соблюдает доброжелательность, терпимость, готовность всегда оказать помощь.
  3. В случае непонимания ребенком, обращенной к нему речи, произносит фразу повторно в медленном темпе.
  4. Особое внимание в своей работе уделяет формированию дружеских отношений в детском коллективе.

 В корректной форме поясняет другим детям особенности слабослышащего ребенка, необходимости оказания ему помощи и поддержки. Не допускает неуважительного отношения к нему со стороны других детей.

Методическое и дидактическое оснащение образовательного процесса для детей с ОВЗ

Парциальные программы:

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей старшего возраста»

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей подготовительного возраста»

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей подготовительного возраста».

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФНР (I, II, III периоды)»

Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи».

 

Использование педагогических технологий

  • Интерактивные технологии в работе с дошкольниками (И.В. Руденко, О.Б. Макарова, А.Ш. Мингалеева, О.В. Скворцова).
  • Здоровьесберегающие технологии (М.Л. Лазарев, М.А. Рунова, О.В. Козырева и другие).
  • Педагогическая технология художественно – творческого развития (Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, М.Б. Заценина).
  • Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению
  • Агапова И.А., М.А. Давыдова Веселая психогимнастика или как научить ребенка управлять самим собой.
  • Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.
  • Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия детей старшего дошкольного возраста.
  • Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ
  • Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
  • Бардиер Г. и др. Я хочу!
  • Безруких М. и др. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия
  • Безруких М. и др. Как подготовить ребенка к школе
  • Венгер А. и др. Готовность детей к школе – диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов
  • Голубина Чему научит клеточка
  • Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.
  • Жиль Р. Методика исследования межличностных отношений детей
  • Жданова Л.А., Нежкина Н.Н. Формирование психофункциональной готовности детей к обучению в школе
  • Жданова Л.А., Нежкина Н.Н. Система медико-психолого-педагогического сопровождения детей при адаптации к дошкольному учреждению
  • Забрамная С. От диагностики к развитию
  • Игровые технологии как условие формирования личности ребенка
  • Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
  • Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. — М.: Генезис
  • Люшер М. Цветовой тест
  • Марцинковская Т. Диагностика психического развития детей
  • Минаева В. Развитие эмоций дошкольников
  • Немов Р. Психология. Основы психологического консультирования

Методические пособия:

  • «Неизведанное рядом» — О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова Т.Ц. «Сфера».
  • «Мир вокруг нас» — Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова ДИС «АВТОВАЗ».
  • «Рождение маленького гражданина» — О.В. Дыбина, Р.Е. Шнайдер ДИС «АВТОВАЗ».
  • «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика» Н.А. Фомина. Министерство образования РФ.
  • Пособие «Методика экспресс-диагностика в детском саду» Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.
  • Пособие «Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью»
  • Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодествия.
  • Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании
  • Розенцвейг С. Фрустрационный тест рисуночных ассоциаций
  • Рузина М др. Страна пальчиковых игр
  • Семаго Н др. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения
  • Семаго Н. др. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога
  • Старадубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения.
  • Сакович Н.А. Практика сказкотерапии
  • Экслайн В. Игровая терапия.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование в детском саду

На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данн...

Презентация об инклюзивном образовании в детском саду

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...

Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.

Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....

Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Инклюзивное образование в детском саду

Материал будет полезен педагогам работающих в детском саду  с воспитанниками ОВЗ и инвалидностью....