Конспект занятия для средней группы детского сада: «Русская игрушка!»
план-конспект занятия (средняя группа)

Через  знакомство с народным  искусством  происходит ознакомление с историей, культурой своего народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_igrushka.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе

Тема: «Русская игрушка!»

Интеграция областей:

«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

Задачи:

художественно-эстетические:

- развивать творческие способности;

- развивать умение украшать силуэт игрушки разнообразными узорами;

познавательные

- формировать элементарные представления о русской народной игрушке;

- закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи;

- развивать познавательную деятельность, инициативность;

речевые:

- учить планировать высказывания;

- учить  внимательно, слушать  речь  воспитателя, отгадывать простые  загадки;

- развивать связную речь;

- продолжать расширять  и  активизировать словарный  запас воспитанников;

- совершенствовать грамматический  строй  речи;

воспитательные:

- воспитывать бережное  отношение к игрушкам;

- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, к труду народных мастеров;

- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

Оборудование и материалы:  ростовые шаблоны матрешки, кота (гжель), медведицы (дымковская), петушка (филимоновская), русская народная мелодия, фигурки дымковской, филимоновской игрушек, гжель, матрешки, куклы-обереги, современные игрушки, шаблоны для раскрашивания, пластилин, салфетки, досточки для лепки  на каждого ребенка, картинки  «русские мастера».

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, слайдов;

- работа с раскрасками по теме;        

- беседы с детьми о русских народных традициях;

- знакомство детей с русскими народными играми;

- чтение литературы по теме;

- продуктивная деятельность;

- познавательные рассказы воспитателя по теме;

- разучивание пословиц, поговорок, частушек, потешек.

 

Ход НОД:

Дети входят в группу. На столах выставка всевозможных игрушек.

Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько у нас в группе сегодня  игрушек. Настоящая выставка игрушек. Давайте рассмотрим, какие предметы здесь выставлены.

Дети рассматривают игрушки.

На одном столе фабричные игрушки, а народные — на другом столе. Предлагает детям назвать те и другие игрушки.

Воспитатель: - Как вы думаете, что за  игрушки находятся на первом столе? (современные игрушки)

Далее воспитатель обращает внимание детей на народные игрушки.

Воспитатель: - А на другом столе, какие игрушки?  (ответы детей)

Воспитатель: - Металлические автомобили, пластмассовые животные и куклы, поролоновые зверушки сделаны на фабриках или заводах. Их производят очень много и такие игрушки можно найти в любом городе и в каждом магазине игрушек. В отличие от фабричных игрушек народные игрушки — дымковские, и филимоновские, матрешки  и др.  делает от начала до конца один  мастер или члены одной семьи. 

Воспитатель: - Вы уже много знаете о русских народных игрушках?

Воспитатель:  - Давайте поиграем? Я буду загадывать загадки про народные игрушки, а вы будете искать их на выставке. Заодно и проверим, что вы уже успели узнать о народных игрушках.

Загадки о народных игрушках:

В деревянной Машеньке,
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там — крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке,
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)

С лоскутков ее скрутила.

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь кто она?

(Тряпичная кукла)

Веселая белая глина.

Кружочки, цветные на мне.

Козлы и лошадки смешные,

И всадники и ребятня.

Ну, отгадали кто я?

(Дымковские игрушки)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись…

(Гжель)

Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки-

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

(Филимоновские игрушки)

Воспитатель: - Отлично справились дети! Ребята, а вы хотите сами расписать народную игрушку! (ответы детей)

Дидактическая игра «Распиши игрушку»:

Воспитатель: - Ребятки посмотрите на игрушки и скажите пожалуйста чего не хватает на игрушках? (узоров) Каким узором мы раскрасим матрешку? (разноцветными цветами) …а фигурку кота? (сине-голубыми цветами)  В какой технике она расписана? (гжель) … петушка? (полосками)…почему? (это филимоновская игрушка, ее расписывают зелеными, желтыми и красными полосками) …а медведицу? (разноцветными кружочками) …как называется игрушка, которую расписывают кружочками? (дымковская).

Под музыкальное сопровождение на ростовых шаблонах игрушек (дымковской, филимоновской, матрешки, гжель)  детям предлагается подобрать и выложить узор.

Воспитатель: - Мне очень нравиться, как вы расписали игрушки! Давайте присядем!

Дети садятся с воспитателем на стульчики.

Воспитатель:- В давние времена на Руси, своими  руками  русские  люди  творили  чудеса:  делали  посуду,  игрушки  и  много  других  предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы. Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Русские мастера удивительный  народ. Такие замечательные игрушки они создают. Вот посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила.

Рассматривание и обсуждение картинок «Русские мастера»:

Воспитатель рассматривает с детьми картинки «русские мастера»

Воспитатель:

- Кто изображен на картинке?  (русские мастера)

- Что делает мастер?  (расписывает игрушки)

- Какие игрушки расписывают мастера? (матрешки, дымковские, филимоновские)

- Из чего делают дымковские и филимоновские игрушки? (из глины)

- Чем мастер расписывает игрушки? (кистью и красками)

- Как мастер делает тряпичную куклу? (связывает ниткой лоскутки ткани)

- Из чего мастер делает Богородскую игрушку?  (из дерева)

- Чем мастер выпиливает игрушку из дерева? (специальными ножами и напильниками)

Воспитатель: - Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете. 

Игровое  задание «Скажи пословицу»:


1. У работящего  в руках  дело огнем горит. 
2. Дело мастера боится. 

3. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. 
4. Труд человека кормит, а лень портит. 

5. Глаза страшатся, а руки делают. 
6. От лени-болезни, от труда – здоровье. 
7. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 

Воспитатель: - Молодцы! Много пословиц назвали. Но делу - время, а потехе – час. Давайте ка повеселимся и поиграем! Превратимся с вами в народные игрушки.

Физминутка «Игрушки»:

Дети повторяют слова вместе с воспитателем

Мы игрушки расписные,  (стоика прямо пожимают  плечами)

Хохотушки вятские, (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские, (поворот вокруг себя)

Кумушки посадские.  (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком  (показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки.  (легкое касание щек)

С нами издавна знаком  

Весь народ на ярмарке. (поклон)

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные. (ходят по кругу)

Всех на ярмарку зовём, (машут руками)

Всем игрушки продаём! (руки вперед)

Раз, два, три, четыре,  (идут  в круг)

Круг по уже, круг пошире! (идут из круга)

На носочек и на пятку, (движение ногой)

А потом пляши вприсядку! (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Влево, вправо повернись, (поворот влево, вправо)

Веселее улыбнись!  (улыбаются)

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки,
(руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки.
(топают ногами)
Влево, вправо повернись,
(поворот головы  влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(поклон)
Девчонки озорные, матрешки расписные. (небольшие приседания)
В сарафанах ваших пестрых
(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (хлопают в ладоши)

Дети садятся на стулья.

Воспитатель:- Посмотрите ребятки, кажется, к нам еще гости пришли.

Под музыкальное сопровождение в группу входит  «Дымковская барышня», танцует по музыку

Барыня: - Здравствуйте детишки! Я Русская игрушка, барыня сударыня. Мне очень нравиться, как вы расписали игрушки! Когда вы немного подрастете, то сможете стать мастерами и создавать игрушки.  Меня тоже мастер расписал. Посмотрите, какая я красивая! Какое у меня яркое платье! Вы знаете ребята, какие трудолюбивые были мастера на Руси? Давным-давно это было. Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц. Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Это очень кропотливый труд.  Мы должны беречь и уважать труд талантливых людей!

Воспитатель:  - Нам барыня очень нравятся игрушки русских мастеров. Правда, ребята? (ответы детей) И мы очень уважаем их труд. Мы про наших русских мастеров даже частушки разучили! Мы их сейчас споем для тебя и для наших гостей.

Частушки:

Все дети вместе:

    Пропоем мы вам частушки

    Слушайте внимательно

    И под музыку все вместе

    Хлопайте старательно

1ребенок:

    Ты играй, моя гармошка,

    Ты, подруга, подпевай,

    Мастеров Руси великой

    Во весь голос прославляй!

2 ребенок:

     Тем село и знаменито, 
    Что войдя в любой здесь дом,
    Видишь: мастер деловито,
    Что-то крутит над столом

3 ребенок:

      Ну, игрушка, просто диво,
      Загляденье, как красива!
      И не зря ведь говорится: 
      «Дело мастера боится»

4 ребенок:

      Наша русская матрешка,
      Не стареет сотню лет.
      В красоте, в таланте русском,
      Весь находится секрет.

Все дети вместе:

      Как понравились частушки?

      Мы пропели их для вас.

      Мы желаем вам здоровья

      В этот светлый, добрый час.

Барыня: - Молодцы детишки! Мне так нравиться, как вы поете! Да, ребята, русские мастера трудились на славу, и всю работу они вкладывали свое умение, душу, потому изделия и получались такими красивыми, так радовали глаз. 

Воспитатель: -  Ребята,  ведь вы тоже очень трудолюбивые? (ответы детей) Давайте покажем барышне, как мы умеем трудиться? (ответы детей)

Барыня: - Ребятки потрудитесь, покажите мне, как вы это умеете!

Пальчиковая гимнастика:


Но прежде, чем рисовать
 
Нужно пальчики размять.
 
Указательный и средний,
 
Безымянный и последний
,

Поздоровались с большим. 
А теперь потрем ладошки
 
Друг о друга мы немножко.
 
Кулачки разжали – сжали,
 
Кулачки разжали – сжали.
 
Вот и пальчики размяли.
 
А сейчас мастера,
За работу всем пора.
 

Пластилинография «Наряди матрешку»:

Детям предлагается раскрасить шаблон игрушки пластилином

Барыня:

- Ребята я сегодня пришла к вам не одна, а с подружками. Но почему-то подружки не веселые. У них не украшен сарафан.

- Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными. Давайте мы поможем и украсим матрешкам наряд?

- А какими узорами мы можем украсить наряд матрешки? (цветочки и листики).
- Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветочек?
- Возьмем пластилин желтого цвета, нужно скатать шарики и положить их на сарафан матрешке – это будет серединка цветка. Далее из пластилина другого цвета, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика.

- Ну вот! Теперь матрешки довольны! Молодцы ребята.

Рефлексия:

Воспитатель:

- Ребята вам понравились играть?

- О чем мы свами сегодня говорили?

- А что вам понравилось больше всего?

- Посмотрите ребята, какие замечательные и чудесные  игрушки мы сделали!

«Доскажи словечко»

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли)

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно)

Игрушки нам разные показали.

О них много мы………….. (узнали)

Русские народные игрушки

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть)

Барыня: -  Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось. Спасибо за работу вашу, за старание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада по формированию элементарных математических представлений с элементами изобразительной деятельности «Иван-царевич»

Поупражнять детей в счете в пределах 10. Проверить знание цифр первого десятка. Развивать представление о геометрических телах (шар, куб, цилиндр, конус). Закреплять умение детей рисовать не традицион...

Конспект занятий в средней группе детского сада по теме "Широкая масленица"

Предлагается, методический материал -конспект занятия проводимого с детьми средней группы детского сада на тему "Широкая масленица". В процессе совместной деятельности, дети изготавливают аппликацию "...

Конспект занятия в средней группе детского сада по обучению творческому рассказыванию с использованием изобразительной деятельности .

Конспект за Обучение детей 4-5 лет творческому рассказыванию с использованием изобразительной деятельности ....

Конспект занятия в средней группе детского сада для детей 4-5 лет Конспект НОД «Мой дом»

Конспект занятия в средней группе детского сада для детей 4-5 летКонспект НОД «Мой дом»...