Консультация для родителей: "Как понять готов ли ваш ребенок к школе!"
консультация (подготовительная группа)
Подготовка к школе - одна из самых волнующих и острых тем, особенно для тех родителей, чьим детям предстоит идти в ближайшее время в первый класс. Их волнения понятны, ведь школа -это новый этап в жизни ребенка.
От года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать. Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться," - считал детский психолог Л. А. Венгер. И как же он был прав!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 156.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Как понять готов ли ваш ребенок к школе?»
Подготовка к школе — одна из самых волнующих и острых тем, особенно для тех родителей, чьим детям предстоит идти в ближайшее время в первый класс. Их волнения понятны, ведь школа — это новый этап в жизни ребенка.
От года к году требования к первоклассникам ужесточаются, и многие родители убеждены в том, что самая главная подготовка до школы — это как можно быстрее научить ребенка считать, читать и писать. Однако, как доказал многолетний опыт педагогов и психологов, это не главное.
"Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться," — считал детский психолог Л. А. Венгер. И как же он был прав!
Представим, что "подготовка к школе", это некий прямоугольник, где самая большая его сторона называется "Умение читать, считать, писать". Эти навыки называют педагогической готовностью ребенка. К сожалению, многие родители "зациклены" на этой стороне прямоугольника и не хотят посмотреть на все стороны и аспекты "подготовки к школе". Однако если мы с вами "завернем за каждый угол", то увидим, что ещё одна сторона подготовки к школе называется "психологическая готовность", также есть "речевая готовность" и "физическая готовность". Важно понимать, что все эти аспекты взаимосвязаны, и необходимо развивать каждый из них.
Школьные психологи считают ребенка неготовым к школьному обучению, если он:
не самостоятелен или недостаточно самостоятелен;
не умеет сосредотачиваться на задании;
не умеет слушать инструкцию педагога;
больше настроен на игру, чем на учение;
не умеет дружить со сверстниками;
не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их;
слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен;
у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др.
При любом уровне знаний и готовности ребенок будет принят в первый класс. А вот неуспеваемость, нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.
Что же такое психологическая готовность к обучению школе?
Когда говорят о психологической готовности, то подразумевают три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, которые включают в себя аналитическое мышление, умение концентрировать внимание, умение регулировать свое поведение, возможность выполнять задания, которое выполнять порой не хочется, достаточно длительное время, а также, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться.
Из схемы, представленной выше, мы видим, что психологическая готовность к обучению в школе включает в себя интеллектуальную, мотивационную, коммуникативную и волевую готовность. Давайте подробнее рассмотрим каждый аспект готовности к школе.
Интеллектуальная готовность — это развитие внимания, памяти, мышления, умение анализировать и обобщать. Иными словами, ребенок должен уметь не только ориентироваться во времени и пространстве, но и иметь запас бытовых знаний об окружающем мире.
Мотивационная готовность — это готовность к учебной деятельности и наличие мотивации. Этот вид готовности подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Очень важно, чтобы школа была привлекательна для ребенка своей главной деятельностью — учебой. В формировании у дошкольников мотивации к учебе важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, в том числе социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в период раннего детства.
Волевая готовность — это умение ребенка следовать правилам, вопреки своим желаниям. Волевая готовность — это умение ставить перед собой цель и принимать решения, выполнять определенные команды, следовать алгоритму выполнения действий, уметь оценить свои действия и действия других. Значима и высокая работоспособность. Развитию волевой готовности помогут занятия творческого цикла — рисование, конструирование, лепка.
Коммуникативная готовность — это умение ребёнка общаться с коллективом, дружить и жить в коллективе, умение общаться с учителем и взрослыми людьми, соблюдать определенные нормы поведения. Готовность ребёнка остаться без родителей с учителем и классом.
Развитию коммуникативной готовности способствуют регулярные занятия (как занятия по раннему развитию, так и по подготовке к школе), посещения праздничных мероприятий, конкурсов, выступления на концертах, посещение театральной студии, занятие музыкой и танцами.
Физическая готовность — это не только умение "удержания статических поз в положении сидя", но и развитие мелкой моторики рук (умение завязать шнурки, застегнуть пуговицы, уверенно и правильно держать столовые приборы), а также общая физическая выносливость. Помогут в развитии физической готовности занятия ритмикой, танцами, занятия в спортивных секциях, занятия по бисероплетению и вязанию.
Речевая готовность. Известно, что чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Ребёнок должен уметь вести диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них, уметь пересказать прочитанное или услышанное, уметь владеть связной речью. При подготовке к школе необходимо уделить внимание качеству звукопроизношения, умению строить предложения, правильному употреблению предлогов, умению составлять рассказ по картинке.
Фонетические дефекты речи — это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
В ходе исследований по преодолению трудностей в обучении детей, проводимых авторитетными психологами А.Ф.Ануфриевым и С.Н.Костроминой, были выявлены наиболее типичные нарушения в сфере учебной деятельности. Это исследование является достаточно важным, так как позволяет нам понять природу возникающим проблем при подготовке к школе и обучении в начальных классах.
Исследования показали, что "в письменных работах пропускают буквы те дети, которые имеют низкий уровень развития фонематического слуха, у которых слабая концентрация внимания, имеется несформированность приемов самоконтроля.
Неразвитость орфографической зоркости у детей с низким уровнем развития произвольности, с несформированностью приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), с низким уровнем объема и распределения внимания и низким уровнем развития кратковременной памяти.
При исследовании отмечалось, что 17% детей невнимательны и рассеяны. Это говорит о том, что у этих детей низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, а преобладающая мотивация учения — игровая.
Учащиеся, испытывающие трудности при решении математических задач, имеют низкий уровень развития образного мышления, низкий уровень развития общего интеллекта, слабое понимание грамматических конструкций.
13,5 % детей испытывают затруднения при пересказывании текста. Это дети с низким уровнем речевого развития, с низким уровнем развития образного мышления, заниженной самооценкой, низким уровнем развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации).
13,1% неусидчивых детей с низким уровнем развития волевой сферы.
12,7% трудно понимает объяснение с первого раза. Это учащиеся с несформированностью приемов учебной деятельности и слабой концентрацией внимания, с низким уровнем развития общего интеллекта и низким уровнем развития восприятия.
Особо хочется сказать о выявлениях такого нарушения, как грязь в тетради. Это говорит о слабо развитой тонкой моторики пальцев рук, несформированности приемов учебной деятельности, о низком уровне развития кратковременной памяти у ребенка.
Плохо списывают с доски (8,7%). У таких учеников не сформированы предпосылки учебной деятельности, у них низкий уровень переключения внимания и низкий уровень развития кратковременной памяти.
Было замечено, что если во время урока ребенок выходит и отсутствует продолжительное время, то это означает, что у него отсутствует учебная мотивация, не сформировано отношение к себе как к школьнику, возникают трудности в усвоении материала".
Чтобы преодолеть будущие трудности в обучении ребенка, нужно обойти весь прямоугольник и понять, что же вы ещё не успели до школы. Может быть, записаться на ритмику или шахматы, посетить театральную студию, логопеда, психолога или занятия творческого цикла. А может быть, вам стоит записать ребенка на вязание или бисероплетение? Каратэ или йогу? Танцы, вокал, музыку или конструирование?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Готов ли ваш ребенок к школе"
Консультация и тест для родителей на тему: "Готов ли ваш ребенок к школе"...
Статья-консультация для родителей подготовительной группы: «Готов ли ваш ребенок к школе?»
В современном мире время является одним из самых ценных жизненных ресурсов. Оно быстротечно и невосполнимо. Еще вчера как будто вы забираете своего малыша из младшей группы, а уже сегодня – выбираете ...
Анализ анкетирования родителей по теме:«Готов ли ваш ребенок к школе?»
Анализ анкетирования родителей по теме: «Готов ли ваш ребенок к школе?&ra...
Консультация для родителей будущих первоклассников "Готов ли ваш ребенок к школе"
Данная консультация посзволяет родителям самостоятельно определить степень готовности ребенка к школе....
Консультация для родителей " Как понять, готов ли ребенок в школе?"
Как понять, готов ли ребенок к школе?Скоро в школу. Этот факт заставляет родителей будущих первоклассников переживать и волноваться, постоянно возвращая их к вопросу о...
Как понять, готов ли ваш ребенок к школе?
Ребенок должен быть достаточно развит физиологически, у него должны быть сформированы определенные социальные навыки: он должен уметь слушать, понимать сказанное, реагировать, выстраивать последовател...
Консультация для родителей «Как понять и принять своего ребенка»
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...