Консультация Организация театрализованной деятельности с дошкольниками.
консультация

Кудерышкова Ирина Александровна

Консультация рассказывает об роли театрализованной деятельности в жихни ребенка и способах ее организации родителями совместно с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_teatr_v_zhizni_doshkolnikov.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация театрализованной деятельности с дошкольниками»

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»

Вольтер

 Ежедневная жизнь дошкольников наполнена разными видами деятельности: игровой, образовательной, двигательной и др. каждый из них выполняет сразу несколько важных для развития ребенка функций. Одним из наиболее насыщенных видов деятельности является театрализованная. Она позволяет выполнить одновременно несколько задач:

• развивает воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

• совершенствует игровые навыки и творческую самостоятельность;

• обогащает и активизирует словарь;

• развивает диалогическую и монологическую речь;

• воспитывает гуманные чувства у детей.

Театрализованная деятельность создает для детей возможность максимально погрузиться в любую ситуацию, получить не только познавательный, но и эмоциональный опыт. Занимаясь театрализацией, ребенок преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ему предоставляется шанс высказать свое отношение к добру и злу, свое видение на те или иные жизненные ситуации.

Организация театрализованной деятельности ребенка дошкольного возраста может быть условно разделена на два блока: игры-драматизации (успешно реализуются уже с младшей группы дошкольного возраста) и режиссерские игры (организуются с детьми старшей и подготовительной групп).

 Во время постановки игр-драматизаций ребенок выступает в роли артиста. При организации режиссерских игр в качестве «артистов» выступают игрушки или их заместители, а ребенок выступает в качестве сценариста и режиссера, управляя «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Игры – драматизации для детей дошкольного возраста (адаптированы к использованию дома)

«Петушок» (игра-имитация)

Взрослый: Ребята, давайте все превратимся в петушков и пойдем, погуляем.

Ребенок принимает позу петушка (голова прямо, грудь вперед, руки чуть назад ладошками вверх, идут высоко поднимая ноги.)

Взрослый: Вышел петушок со двора погулять … и забрел в лес, а навстречу ему мишка. Как медведь ходит и рычит? (Ребенок показывает.) «Не пугай меня медведь!» - сказал ему петушок и пошел дальше… Идет, а навстречу ему зайка. Покажите, как зайка скачет. (Ребенок показывает.) «А я тебя, зайка не боюсь!» - сказал петушок и продолжил путь. … Шел он, шел и пришел к себе во двор, нашел зернышки и стал клевать их…. Наелся петушок, радостно захлопал крыльями … и закричал… (ребенок изображает изображает).

Эту игру можно усложнять, добавляя в рассказ других персонажей: волка, лису, лягушку на болоте, цаплю на одной ноге и т. п. и использовать для среднего и старшего дошкольного возраста.

«Цветок» (игра-имитация)

Взрослый: Сегодня мы попробуем превратиться в цветы (ребенок приседает на корточки, положив голову и руки на колени и закрывает глаза).

Взрослый: Из земли появился маленький росток. Он рос медленно, неспеша, словно тянулся к солнцу, и вот появился бутон. Цветок раскрыл один лепесток (движение правой руки снизу в сторону, затем раскрыл другой лепесток (движение левой руки снизу в сторону, потянулись к солнцу еще два лепестка (движение обеих рук снизу вверх) и цветок раскрылся. Подул слабый теплый ветерок и цветок закачался от легкого дуновения. Мимо пролетала пчела и с радостью села на цветок.

(Ребенок имитируют жужжание пчелы, показывая «маленькие крылышки», и присаживается на корточки.)

Такие игры-рассказы можно сочинить и про дождь, под которым дети промокли, и про маленького гномика, который любил рисовать, и отправиться в путешествие на поезде, и про многое другое.

«Путешествие в космос» (сюжетно-ролевая игра)

Ребенок объявляется капитаном космического корабля и совершает полет на Луну. Сначала нужно построить космический корабль (из стульев или мягких модулей), собрать в дорогу припасы. Когда всё готово, капитан командует: «Поехали!», и путешествие начинается. Ребенку предлагается представить и рассказать о том, что он видит в воображаемый иллюминаторах, показывает действие в невесомости. Внезапно случается поломка, корабль совершает посадку на ближайшей планете, космонавт исследует неизвестную территорию.

Активному развитию личности дошкольников с разных сторон способствуют игры – импровизации. Для их проведения детям предлагается послушать и изобразить услышанное (можно предложить стихотворение или музыкальный фрагмент, передающий определенное настроение). Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему. Этюды могут сопровождаться музыкальными зарисовками, как классической музыки, так и динамической или музыкой.

Для организации режиссерских игр с детьми дошкольного возраста подойдут любые виды театра, которыми интересно управлять ребенку. Это может быть:

  • Театр на фланелеграфе
  • Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани, прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света. Это может быть либо настольная лампа, либо яркий солнечный свет.
  • Настольный театр, плоскостной и объемный.
  • Театр ложек. Самый простой и доступный для детей театр.
  • Театр на палочках;
  • Конусный театр;
  • Театр кукол Би-ба-бо (Или театр «Петрушки»). Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
  • Пальчиковый театр. Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из ниток. Кукол ребенок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображенного на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
  • Шагающий театр. У каждой куколки есть прорези или кармашки сзади для указательного и среднего пальцев. Таким образом кукла «ходит», повторяя движение пальцев.
  • Перчаточные куклы;
  • Куклы из носка;
  • Театр марионеток. Кукловод управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепятся куклы.

Список использованной литературы и ЭОР:

  1. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: «ВАКО», 2007. – с. 16-19.
  2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  3. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015.
  5. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

https://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou-986348.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/12/03/vidy-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-dou

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-imitaci.html

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/syuzhetno-rolevyie-igryi-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах

Особенности содержания работы по развитию театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада....

Консультация для педагогов «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»

1. Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побу...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...

Организация театрализованной деятельности младших дошкольников.

Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрал...