Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Жаренова Светлана Валерьевна

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar_2.zip226.54 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

                              Выполнила:

                                                                  Жаренова Светлана Валерьевна

                                                                                  воспитатель МБДОУ-детский сад № 61г.

                                                                     г. Балаково Саратовская область                          

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ детского сада № 61 в старшей группе № 5 с мая  2012 г.  по  май   2013 г.

Необходимо отметить, что эксперимент проводился в старшей группе детского сада, им было охвачено 20 детей, в возрасте 5 - 6 лет.

Для проведения эксперимента, на основе данных полученных при изучении проблемы исследования в психолого-педагогической литературе, были определены критерии сформированности общих и специальных эстетических способностей.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Суть исследования состояла в организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников, включение в педагогический процесс ДОУ специальных театрализованных и развивающих игр во все формы педагогического процесса ДОУ приобщение к театральному искусству.

Исследовательская работа строилась в определённой последовательности и включала 3 этапа:

 I этап – констатирующий;

 II этап - формирующий;

 III этап – контрольный.

На каждом этапе выдвигались и решались определённые задачи в соответствии с гипотезой исследования.

Изучив, сущность понятий: «театрализованная деятельность» и «эстетическое воспитание» старших дошкольников в психолого-педагогической литературе, исходя из их определений,

мы пришли к выводу: 

Важнейшей стороной эстетического воспитания старших дошкольников является формирование творчества дошкольников, развитие их креативности в самостоятельных видах деятельности (Блонский, Лихачев). Сутью театрализованной деятельности является то, что при условии её правильной организации мы имеем возможность сформировать творческие способности детей.

Мы выделили для изучения два вида творческих способностей детей:

  1. Универсальные творческие способности (методика В. Синельникова, В. Кудрявцева).
  2. Специальные эстетические способности (артистические).

Мы подобрали методики для определения уровня сформированности универсальных творческих способностей, а также определили критерии сформированности специальных эстетических способностей детей; выделили три уровня характеристики специальных эстетических способностей.

Подготовили вопросы для бесед с детьми, задания (творческие) для определения уровня сформированности специальных эстетических способностей .

I – Констатирующий этап

Цель: Определения уровня сформированности универсальных творческих способностей детей старшей группы детского сада   и специальных эстетических способностей, а также выявление уровня знаний детей о театре, как виде искусства.

1) Мы провели диагностирование детей по методике (В. Синельникова, В. Кудрявцева) . Результаты диагностики мы занесли в таблицу:


Результаты диагностики универсальных творческих способностей полученные в мае 2012 г. в старшей  группе  № 5

Имя

Фамилия

Реализм воображения

(min – 1 балл

Max – 5 баллов)

Способность видеть целое раньше частей.

(min – 5 баллов

Max – 15 баллов)

Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений

(min – 1 балл

Max – 3 балла)

Экспериментирование

Абдулина Соня

4

15

3

25

Акимов Лёня

3

14

2

20

Алимова крина

2

10

1

16

Балухина Алина

3

10

1

18

Белова Ульяна

2

5

1

7

Белоусова Настя

3

10

2

10

Гопонова Вика

1

5

1

4

Гонюхов Данила

4

15

2

17

Гусева Ольга

2

15

3

8

Егорова Ксюша

3

14

2

10

Игнатова К.

4

13

3

16

Ковальчук Сергей

2

8

1

7

Карташов Артём

3

10

2

10

Лапшов Артём

2

5

2

12

Лаушкина Юля

3

12

2

19

Маркина маша

1

5

1

9

Сухов Миша

3

13

2

10

Постная Катя

3

14

2

12

Сисикина Аня

2

12

1

18

Шапенков Андрей

3

10

2

24

Уровни сформированности

Высокий

0 % / 15 %

3 ребенка выше среднего

6 детей – 30 %

3 ребенка – 15 %

3 ребенка. 15 %

Средний

9 детей – 45 %

9 детей – 45 %

10 детей – 50 %

8 детей – 40 %

Низкий

8 детей – 40 %

5 детей – 25 %

7 детей – 35 %

9 детей – 45 %

Результаты диагностики универсальных творческих способностей детей в старшей группе показали:

Сформированность реализма воображения у 45 % детей находятся на среднем уровне, 45 % имеют низкий уровень и лишь у 15 % детей уровень его сформированности выше среднего;

Способность видеть целое раньше частей сформирована на высоком уровне у 30 % детей, 45 % детей имеют средний уровень её развития, 25 % детей группы не сформирована эта способность.

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений только 15 % детей группы обладают на высоком уровне способностью к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию; 50 % детей имеют средний уровень, а 35 % низкий.

Экспериментирование – высокий уровень способности к экспериментированию  с преобразующими объектами у 15 % детей; 40 % детей имеют средний уровень и 45 % находятся на низком уровне.

Результаты диагностики универсальных творческих способностей показывают, что уровень сформированности недостаточен и необходимо проводить работу по их формированию у детей, имеющих низкий уровень.

2) Для проведения диагностики специальных эстетических способностей детей мы использовали разработанные нами вопросы для бесед с детьми, задания для детей, провели серию наблюдений за самостоятельными театрализованными играми, за восприятием и эмоциональной отзывчивостью детей во время просмотра спектаклей.

Проведение диагностики и бесед с детьми осуществлялась индивидуально с каждым ребенком во второй половине дня в течение 30 минут. Используемые при этом игровые приёмы, (игровая мотивация, игровая ситуация) смена содержания заданий способствовали поддерживанию внимания у детей, предотвращали признаки утомления в поведении дошкольников. Следует отметить, что в процессе диагностирования детей осуществлялся индивидуальный подход.

Это выражалось в том, что в зависимости от уровня знаний ребёнка менялось содержание и структура беседы. Так, если ребёнок не справлялся с заданием, то ему давались наводящие вопросы. Если дошкольник все равно не мог ответить, вследствие отсутствия знаний в данной области, то дальнейшие задания, направленные на выявление, этих знаний, снимались. При этом неправильные ответы или действия испытуемого не подвергались отрицательной оценке, а, напротив, оказывалась моральная поддержка (подбадривание, создание ситуации успеха), поощрение (одобрение, похвала). Это способствовало поддержанию эмоционального контакта с ребенком, позволяло создать тёплую, доброжелательную атмосферу во время диагностирования.

А также  с детьми была проведена диагностическая беседа для выявления уровня знаний о театре, выявления отношений к театру как виду искусства.

Беседа включала в себя серию вопросов касающихся четырех тем:

  1. обобщенные знания о театре;
  2. знания о театральных профессиях (режиссер, актёр, гримёр и др.);
  3. знания видов спектаклей (комедия, трагедия);
  4. знание о составляющих помещениях театра (зрительный зал, сцена, кулисы, занавес).

Анализ результатов беседы мы занесли в таблицу.


Беседа, с целью выявления осведомленности детей о театральном искусстве  май 2012 г.

И. Ф.

обобщенные знания о театре

знания о театральных профессиях

знание видов спектаклей

знания о составляющих помещения театра

уровень

Абдулина Соня

+

+

-

+

В С

Акимов Лёня

+

-

-

-

Н

Алимова Карина

+

-

+

-

С

Балухина Алина

-

+

-

-

Н

Белова Ульяна

-

-

-

-

Н

Белоусова Настя

+

+

-

-

С.

Гопонова Вика

-

-

-

-

Н

Гонюхов Данила

+

-

-

-

Н

Гусева Ольга

-

+

-

-

Н

Егорова Ксюша

+

-

-

-

Н

Игнатова К.

+

+

-

+

В С

Ковальчук Сергей

+

-

-

-

Н

Карташов Артём

+

-

-

+

С

Лапшов Артём

+

+

-

-

Н

Лаушкина Юля

+

-

-

-

Н

Маркина Маша

+

-

-

-

Н

Сухов Миша

+

-

-

-

Н

Постная Катя

+

-

-

-

Н

Сисикина Аня

+

-

-

-

Н

Шапенков Андрей

+

-

-

-

Н

Анализ результатов, полученных во время беседы, показал, что все дети этой группы ходили в театр. При этом 50 % детей посещали театр с родителями, а 50 % смотрели театральные представления в детском саду.  85 % детей ответили на первый вопрос. Среди, увиденных спектаклей, дошкольники чаще отличали следующее: «Кошкин дом», «Теремок», «Доктор Айболит», «Котофеич». Как видно, детям хорошо знакомы театрализованные представления, в основе которых лежат авторские и русские народные сказки.

На следующий вопрос были получены следующие ответы:

Алина Б.: Театр – это место, где артисты показывают спектакли.

Артём К.: Театр – там показывают всяких зверей. Но по настоящему – это люди. Они играют в этих зверей.

Кристина И.: Театр – там, где показывают кукол, их, надевают на руки или держат на верёвочке.

Необходимо отметить, что трое детей (15 %) отказались отвечать на этот вопрос. А один ребёнок (5 %) пересказывать сюжет сказки, которую он смотрел в последний раз.

С большими трудностями дети столкнулись при ответах на вопрос о театральных профессиях, только 25 % смогли назвать театральные профессии и рассказать о них.

В большинстве случаев дети называли, профессию «артисты» (75 %), реже вспоминали «актеров» - 15 %. Двое (Данила Г. и Сергей К.) отказывались отвечать на этот вопрос. В этой ситуации приходилось прибегнуть к наводящим вопросам: «Кто такой режиссёр? «костюмер, сценарист, гримёр и т. д.) и чем занимаются?».

Выяснилось, что дети относительно хорошо знакомы с деятельностью режиссёров, но в сфере кино.

Другие профессии не знакомы детям, хотя многие из них давали ответы, далёкие от реальности:

Соня А.: Костюмер – меряет все костюмы».

Катя П.: «Билетёр – трёт бельё» и др.

Ещё большие затруднения вызвали вопросы о видах спектаклей, и составляющих театральных помещений.

Таким образом, только у двух детей (10 %) группы уровень знаний о театре выше среднего. (Сони А, и Кристины И.) у трех детей (15 %) уровень знаний средний, остальные 75 % детей имеют низкий уровень знаний о театральном искусстве, ограниченные, зачастую фантастические и невероятные ответы, указывают на бедность и смутность осведомления детей, и указывают на необходимость включения в педагогический процесс театральных знаний по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами театральной культуры.

Следующим этапом нашего исследования явилась проведение диагностирование специальных эстетических способностей детей у детей экспериментальной группы: Способности детей, оценивать по следующим критериям:

  1. Восприятие театрального искусства.
  2. Детское театральное творчество: а) песенное; б) танцевальное; в) музыкальное игровое; г) импровизационное музицирование; д) основы драматизации; е) основные навыки театрального мастерства.

Условия проведения диагностики соблюдались те же, что и при проведении беседы: Результаты мы оформили в таблицы:


Диагностирование специальных эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Имя Фамилия

Устойчивый интерес к театральному искусству, эмоциональная отзывчивость на средства т. исп.

Определяет эмоциональное состояние персонажа спектакля

Умеет давать оценку поступкам действующих лиц спектакля

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на их поступки

Уровни

Абдулина Соня

+

+

+

+

В

Акимов Лёня

+

+

-

+

ВС

Алимова Карина

+

-

-

+

С

Балухина Алина

+

-

-

+

С

Белова Ульяна

-

-

-

-

Н

Белоусова Настя

+

-

-

+

С

Гопонова Вика

-

-

-

-

Н

Гонюхов Данила

+

-

+

-

С

Гусева Ольга

+

-

-

+

С

Егорова Ксюша

+

+

+

+

В

Игнатова К.

+

+

-

+

ВС

Ковальчук Сергей

-

-

-

-

Н

Карташов Артём

+

-

-

+

С

Лапшов Артём

-

-

-

+

Н

Лаушкина Юля

+

-

+

+

ВС

Маркина Маша

-

-

+

+

С

Сухов Миша

+

-

-

+

С

Постная Катя

+

-

+

+

ВС

Сисикина Аня

+

+

-

+

ВС

Шапенков Андрей

+

+

+

+

В

В – высокий – 15 % детей

ВС – выше среднего – 25 % детей

С – средний – 40 % детей

Н – низкий – 20 % детей

Анализ диагностики специальных эстетических способностей май 2012 г.

(Старшая группа).

Детское театральное творчество

Ф. И. ребенка

танцевальное

Самостоятельные театрально-игровое

Артистические умения и навыки

Творчество в изодеятельности

песенное

Импровизация в танце

Подбор движений под характер музыки

Активность в играх

Обыгрывание роли

Отношения в игре

Умение прочит. наизусть стихотворный текст

Умение сочинять этюды по сказке

умение строить диалог

дикция потешки, скороговорки

Образ жесты, мимика

Создание атрибутов масок

Создание декорации

Импровизация, подбор интонации на характер

Абдулина Соня

С

В

В

С

С

В

Н

Н

С

С

Н

Н

В

Акимов Лёня

С

С

С

С

С

В

Н

Н

С

С

Н

Н

Н

Алимова Карина

Н

Н

С

С

С

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Балухина Алина

С

С

С

С

С

С

Н

С

Н

С

С

С

В

Белова Ульяна

С

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

Белоусова Настя

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

Гопонова Вика

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

Гонюхов Данила

С

В

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

В

С

Н

Гусева Ольга

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Н

С

Н

С

С

Н

Егорова Ксюша

Н

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

Н

В

В

Н

Игнатова К.

Н

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

С

С

Н

Ковальчук С.

С

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

С

С

Н

Карташов Артём

С

С

Н

Н

Н

С

Н

Н

Н

С

В

С

Н

Лапшов Артём

С

В

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

В

Н

Лаушкина Юля

С

С

С

Н

С

С

Н

Н

С

Н

С

С

Н

Маркина Маша

В

В

В

С

С

С

Н

Н

С

Н

В

С

С

Сухов Миша

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

Н

С

С

Н

С

С

Постная Катя

Н

С

Н

Н

С

В

Н

Н

Н

С

Н

С

Н

Сисикина Аня

В

С

С

С

С

В

Н

Н

С

С

Н

С

С

Шапенков А.

Н

С

С

   С

С

В

Н

Н

Н

С

Н

Н

В

II  этап – Формирующий.

Цель: Формирование универсальных креативных способностей детей и специальных эстетических способностей, как основных составляющих эстетического воспитания старших дошкольников.

Суть: Организация системы театрально-игровой деятельности старших дошкольников в ДОУ, при которой осуществляется максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности каждого ребёнка.

Апробация на практике комплекса театральных занятий, процесс которых строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на формирование психомоторных и эстетических способностей детей.

Если игра для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественно-эстетической деятельности.

Театральные игры, которые мы использовали в работе с детьми, рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса, Во всех формах театрализованной деятельности мы старались преподносить знания детям в виде проблемных ситуаций, которые, требовали от нас (педагогов) и детей совместных активных поисков. Согласно разработанному нами плану театрализованной деятельности старших дошкольников мы провели работу:

Театрализованная деятельность включала в себя два направления:

  1. организация восприятия детьми театра, как вида искусства. (Спектакли, выбранные для просмотра детьми, были наполнены содержанием эмоционально значимым и понятным детям старшего дошкольного возраста – это различные интерпретации русских

народных и авторских сказок, рекомендованных для изучения в данном возрасте «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А.

  1. организация собственной театрально-игровой деятельности старших дошкольников, которая включает следующие виды деятельности:
  2. театральные игры (они составляют основу всех театрализованных занятий, праздников, развлечений в ДОУ, а так же были ежедневно включены во все формы организации педагогического процесса как её неотъемлемая часть, что в результате делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

Содержание НОД по театрализованной деятельности, согласовано с темами других НОД:

  1. Ознакомление с окружающим (в них включаются темы ознакомления с «основами театральной культуры».);
  2. Ознакомлением с художественной литературой (в них включаются «Нетрадиционные методы работы со «сказкой»);
  3. Развитие речи (упражнения по «Культуре и технике речи»;
  4. Конструирование, изобразительная деятельность (изготовление костюмов, атрибутов, декораций, афиш к спектаклям и т. д.);
  5. Музыкальных и физкультурных (в них включается «Ритмопластика»);
  6. ФЭМП (используются игры и упражнения в виде «физминуток», «релаксации» и т. д.

В соответствии с целью организации театральной деятельности в старшем дошкольном возрасте мы определили задачи: по всем видам деятельности:

Общие программные задачи:

Старшая группа.

  1. активизировать познавательный интерес;
  2. развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
  3. снимать зажатость и скованность;
  4. развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  5. развивать навыки общения;
  6. развивать интерес к театральному искусству;
  7. развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (приобщать и приобщаться);
  8. сочинять этюды по сказкам;
  9. импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
  10. развивать чувство ритма и координацию движения;
  11. развивать пластическую выразительность и музыкальность;
  12. развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, тестов;
  13. развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  14. учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнёра;
  15. научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  16. знакомить детей с видами театрального искусства;
  17. знакомить с театральной терминологией;
  18. знакомить с главными творцами сценического чуда (создателями спектакля);
  19. знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
  20. воспитывать культуру поведения в театре.

Согласно задачам, мы разработали план работы по организации театрально-игровой деятельности, как средства эстетического воспитания.

 Театрально-игровые занятия были организованы нами в виде кружковой работы. Был организован театральный кружок «Теремок». Участниками кружковой работы стали почти все дети старшей группы. Перед организацией кружка был проведён опрос – интервью среди родителей старшей группы детского сада, т. к. они должны были явиться непосредственными участниками деятельности кружка.

 Для интервьюирования родителей нами были подготовлены вопросы, для выяснения их отношения к театру, как виду искусства и оценке их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей;

 Результаты опроса мы занесли в таблицу:

Вопросы

Ответы

1. Как вы думаете, обязательно ли дети должны посещать театр? Почему?

1. Да¸ обязательно (80 % родителей) из них:

а) Яркое зрелище, радует детей – 15 %

б) воспитывает на примере героев – 50 %

в) учит жизни – 10 %

г) интересно – 5 %

2. Не обязательно (20 % родителей) из них:

а) отдают предпочтение мультфильмам, книгам – 10 %

б) 10 % не объяснили свой выбор.

2. Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок посещал театральный кружок (студию)? Почему?

2. 90 % - ответ «да» из них: а) 80 % считают, что это понравится ребёнку;

б) 10 % считают это отличной подготовкой к школе;

в) 10 % родителей равнодушны к театральным занятиям детей. (Если хотят то пусть посещают)

3. Готовы ли вы оказать помощь руководителю кружка по театрализованной деятельности

3. 65 % ответили «да».

25 % не знают, смогут ли помочь.

10 % нет, нет времени.

Из проведенного опроса можно сделать вывод: Большинство родителей группы понимают значение театрального искусства в жизни детей, его влияние на развитие ребёнка, почти все родители хотят, чтобы ребёнок занимался в театральном кружке; и многие готовы при этом оказывать помощь педагогу организатору работы по театрализованной деятельности.

Контрольный этап

Результаты диагностики универсальных творческих способностей

у детей старшей группы № 5

Имя Фамилия

реализм воображения

min – 1 балл

max – 5 баллов

способность видеть целое раньше частей

min – 5 баллов

max – 15 баллов

Надситуативно-преобразовательных характер творческих решений

min – 1 балл

max – 3 баллов

экспериментирование

Абдулина Соня

5

15

3

29

Акимов Лёня

5

15

3

24

Алимова Карина

3

12

2

20

Балухина Алина

3

12

2

20

Белова Ульяна

3

12

2

10

Белоусова Настя

3

13

2

10

Гопонова Вика

2

8

1

12

Гонюхов Данила

5

15

3

18

Гусева Ольга

3

15

3

12

Егорова Ксюша

3

14

2

12

Игнатова Кристина

5

15

3

20

Ковальчук Сергей

3

12

2

18

Карташов Артём

4

12

3

21

Лапшов Артём

3

7

2

15

Лаушкина Юля

3

14

3

22

Маркина Маша

2

10

1

14

Сухов Миша

3

15

2

18

Постная Катя

3

13

2

19

Сисикина Аня

3

13

2

22

Шапенков Андрей

3

14

3

27

Уровни

Высокий

4 ребёнка-20 %

9 детей-45 %

8 детей-40 %

9 детей-45 %

Средний

14 детей-70 %

7 детей-35 %

10 детей-50 %

9 детей-45 %

Низкий

2 ребёнка-10 %

4 ребёнка-20 %

2 ребёнка-10 %

2 реб. -10 %


Сводная таблица сформированности универсальных творческих способностей (методика, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).

по результатам диагностики проведенной в старшей группе № 5

Способности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

май

2012

2013

2012

2013

2012

2013

Способности видеть целое раньше частей

25 %

20 %

45 %

35 %

30 %

45 %

Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений

40 %

10 %

45 %

50 %

15 %

40 %

Экспериментирование

45 %

10 %

40 %

45 %

15 %

45 %

Реализм воображения

40 %

10 %

60 %

70 %

0 %

20 %

Уровень сформированности УТС


37,5%


12,5%


47,5%


50%


15 %


37,5%

Сравнительная диаграмма уровня сформированности универсальных творческих способностей. (УТС)

Анализ диагностики специальных эстетических способностей май 2013 г.

(Старшая группа).

Детское театральное искусство

Ф. И. ребенка

Танцевальное

Самостоятельные театральные игры

Артистические умения и навыки

Творчество в изодеятельности

песенное

Импровизация в танце

Подбор движений под характер музыки

Активность в играх

Обыгрывание роли

Отношения в игре

Умение прочит. наизусть стихотворный текст

Умение сочинять этюды по сказке

умение строить диалог

дикция потешки, скороговорки

Образ жесты, мимика

Создание атрибутов масок

Создание декорации

Импровизация, подбор интонации на характер

Абдулина Соня

В

В

В

В

С

В

В

С

С

В

С

С

В

Акимов Лёня

В

В

С

С

С

В

С

В

С

В

С

С

Н

Алимова Карина

В

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Балухина Алина

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Белова Ульяна

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Белоусова Настя

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Гопонова Вика

Н

С

С

С

Н

С

Н

Н

Н

С

В

С

С

Гонюхов Данила

С

В

С

С

С

С

С

С

С

С

В

В

Н

Гусева Ольга

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Н

Егорова Ксюша

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Игнатова К

Н

С

С

В

Н

В

В

С

С

В

С

С

Н

Ковальчук С

С

В

С

С

С

В

С

В

С

Н

С

С

С

Карташов Артём

С

С

С

С

С

В

С

С

С

С

С

С

С

Лапшов Артём

В

С

В

С

С

С

С

Н

С

С

С

С

Н

Лаушкина Юля

С

С

В

С

С

В

С

С

С

С

С

С

С

Маркина Маша

В

В

В

В

С

В

С

С

С

В

С

Н

С

Сухов Миша

С

С

С

С

С

С

С

Н

С

С

С

Н

С

Постная Катя

В

С

С

С

С

В

С

С

С

С

С

С

С

Сисикина Аня

В

С

В

В

С

В

В

С

В

В

С

С

С

Шапенков А

С

С

В

В

С

В

В

С

С

В

С

Н

В

                                               Уровни

Май; год     низкий           средний          высокий

    2012

45 %

45 %

10 %

Способность к импровизации в свободном танце

Танцевальное творчество

2013

10 %

60 %

30 %

    2012

25 %

55 %

20 %

Умение подбирать движения под музыку, в соответствии с её эмоциональным содержанием.

2013

0 %

55 %

45 %

    2012

55 %

35 %

10 %

Активное участие в играх

Самостоятельно-игровое творчество

2013

0 %

70 %

30 %

    2012

65 %

35 %

0 %

Умение создавать и обыграть образ.

20013

0 %

75 %

25 %

    2012

45 %

55 %

0 %

Умение строить отношение по поводу игры

2013

10 %

90 %

0 %

    2012

25 %

50 %

25 %

Умение выразительно прочитать стихотворный текст

Артистические умения и навыки

2013

0 %

50 %

50 %

    2012

95 %

5 %

0 %

Умение строить простейший диалог

2013

0 %

50 %

50 %

    2012

100 %

0 %

0 %

Умение сочинять этюды по сказкам

2013

5 %

75 %

20 %

    2012

60 %

40 %

0 %

Четкая дикция потешки, скороговорки

2013

25 %

70 %

5 %

    2012

60 %

40 %

0 %

Умение создавать образ, совершенствуя его используя мимику

2013

5 %

90 %

5 %

    2012

35 %

45 %

20 %

Умение создавать атрибуты

творчество в изодеятельности

2013

0 %

70 %

30 %

    2012

20 %

70 %

10 %

Умение создавать декорации к спектаклю

2013

25 %

70 %

15 %

2012

60 %

25 %

15 %

Импровизация, интонации в заданном жанре, характере песни

песенное

2013

35%

60%

5%

   2012

          45%

          46,5%

          8,5%

Общий уровень сформированности

Специальных творческих

Способностей (СТС)

 2013

8,8%

68%

23,2%

Динамика специальных эстетических способностей (СТС)

В мае 2013 года мы провели повторный опрос среди родителей, который показал, что родители группы заинтересованы деятельностью кружка «Теремок» и хотят, чтобы дети продолжали заниматься театрализованной деятельностью в ДОУ. Результаты опроса в таблице:

Вопросы

Ответы родителей

1.Как вы думаете, обязательно ли дети должны посещать театр? Почему?

  1. Да, 90 % родителей принимают воспитательную значимость театрального искусства, дети делятся впечатлениями, после просмотра спектаклей, стали внимательнее относиться к своим родным и близким людям (по признанию многих родителей); 10 % родителей, отмечают, что детям нравится театр, им интересно, но своего мнения они не изменили.

2. Хотите ли вы, чтобы ребёнок посещал театральный кружок? Почему?

Все 100 % родителей хотят, чтобы ребёнок посещал театрализованный кружок «Теремок».

  1. ребёнок стал более самостоятельным, умеет находить себе занятие.
  2. ребёнок сочетает интересные рассказы, сказки, фантазирует.
  3. ребёнок стал изобретателен и т. д.

3. Хотели бы вы сотрудничать с педагогом в процессе организации театрализованной деятельности детей?

90 % - «да» готовы.

10 % готовы, по мере возможности.

Из результатов опроса можно сделать вывод, что родители заинтересованы театрализованной деятельностью своих детей, хотят чтобы дети продолжали занятия, готовы идти на сотрудничество с педагогами , стали более осознанно относиться к театрализованному искусству как фактору воспитания детей, отличают положительное влияние театрализованной деятельности в развитии творческой активности детей.


Май 2013 г.  Результаты повторной беседы о театре, как виде искусства.

И. Ф.

ребёнка

Обобщённые знания о театре

Знания в театральном искусстве, профессиях

Знания видов театральных спектаклей

Знания о составляющих помещениях

Уровни

Абдулина Соня

+

+

+

+

В

Акимов Лёня

+

+

-

+

ВС

Алимова Карина

+

-

-

+

С

Балухина Алина

+

+

-

+

ВС

Белова Ульяна

+

+

+

+

В

Белоусова Настя

+

-

+

+

ВС

Гопонова Вика

+

-

+

+

ВС

Гонюхов Данила

+

+

-

+

ВС

Гусева Ольга

+

-

-

-

Н

Егорова Ксюша

+

-

+

+

ВС

Игнатова К

+

-

+

-

С

Ковальчук С

+

+

-

+

С

Карташов Артём

+

+

-

-

С

Лапшов Артём

+

-

-

+

С

Лаушкина Юля

+

-

-

-

Н

Маркина Маша

+

-

+

+

ВС

Сухов Миша

+

-

+

+

ВС

Постная Катя

+

+

+

+

В

Сисикина Аня

+

+

+

+

В

Шапенков А

+

+

-

+

ВС

Анализ результатов беседы, после проведения с детьми серии театрализованных занятий по теме «Основы театральной культуры» и посещения детьми театральных спектаклей показывает, что значительно повышался уровень знаний, осведомлённости детей в театре, как виде искусства, его устройстве, профессиях, жанрах спектаклей:

20 % имеют высокий уровень знаний;

у 45 % дошкольников старшей группы уровень знаний выше среднего;

у 25 % детей – средний;

и только 10 % находятся на низком уровне.

Результаты диагностики на констатирующем и контрольном этапах работы мы занесли в сводную таблицу.

Уровни знаний

Высокий

(В)

Выше среднего

(ВС)

Средний

(С)

Низкий

(Н)

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

0%

20 %

10 %

45 %

15 %

25 %

65 %

10 %

Мы видим из результатов в сводной таблице, что целенаправленная организация работы по ознакомлению с театром как видом искусства, дала положительный результат.

Диаграмма уровня усвоения знаний о театре.


Результаты повторной диагностики эстетических способностей детей старшей группы № 5  май 2013 г.

Восприятие театрального искусства

И. Ф.ребёнка

Устойчивый интерес к театральному искусству

Умение определить эмоциональное состояние персонажа спектакля

Умеет давать оценку поступкам действующих лиц спектакля

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на их поступки

Уровни

Абдулина Соня

+

+

+

+

В

Акимов Лёня

+

+

+

+

В

Алимова Карина

+

-

-

+

В

Балухина Алина

+

+

-

+

В

Белова Ульяна

+

-

+

+

ВС

Белоусова Настя

+

-

+

+

ВС

Гопонова Вика

+

-

-

+

С

Гонюхов Данила

+

+

+

+

В

Гусева Ольга

+

+

+

+

В

Егорова Ксюша

+

+

+

+

В

Игнатова К

+

+

+

В

Ковальчук С

+

+

+

+

В

Карташов Артём

+

+

+

-+

В

Лапшов Артём

+

-

-

+

С

Лаушкина Юля

+

+

+

+

В

Маркина Маша

+

-

+

+

ВС

Сухов Миша

+

+

-

+

ВС

Постная Катя

+

+

+

+

В

Сисикина Аня

+

+

+

+

В

Шапенков А

+

+

+

+

В

Анализ полученных результатов, показывает, что у детей группы значительно повысился уровень восприятия театрального искусства. Появилась ярко выраженная заинтересованность, эмоциональная отзывчивость, умение распознавать состояние персонажа, сопереживание.


Динамику развития способности к восприятию театрального искусства мы можем проследить в таблице:

Способность к восприятию театрального искусства

Низкий уровень

Средний уровень

Высший уровень

Высокий

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

20 %

0 %

40 %

10 %

25 %

20 %

15 %

70 %

Заключение.

Проблема влияния театрального искусства для детей и их собственный театрально-игровой деятельности на процесс эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы:

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний, опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Занятия по театрализованной деятельности не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастия, сострадание, развивают различные способности детей.

Воспитательное значение театрального искусства огромно, поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать его как сильное, но в тоже время не навязчивое педагогическое средство.

В тоже время подлинное эстетическое воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность – результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в театре, искусстве, и действительности. В системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ эстетическое воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование эстетических качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.

Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии.

Анализ проблемы в психолого-педагогического литературе показал, что в последнее время произошло осознание и актуализация осуществления эстетического воспитания в ДОУ и в тоже время понимание воспитательных возможностей театрализованной деятельности позволяет педагогам практикам все чаще обращаться к поиску наиболее эффективных форм и методов её организации в детском саду в качестве средства эстетического воспитания.

Данные факты свидетельствуют об актуальности изучения данного вопроса. Изучая, проблему в литературе, мы сделали вывод, что театрализованная деятельность старших дошкольников её правильная организация в ДОУ будет являться эффективной средством эстетического воспитания. Исследование, проведённое нами на практике, в детском саду, показало, что при использовании в работе с детьми таких форм и методов которые обеспечивают максимальную, творческую активность ребёнка совместной с педагогами и родителями деятельности, у детей легко формируются эстетические способности, которые способствуют проявлению творчества детей в различных видах деятельности. Это свидетельствует о том, что. действительно театрализованная деятельность старших дошкольников, организуемая систематически, планомерно в ДОУ является эффективным средством эстетического воспитания старших дошкольников.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанную на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность старших дошкольников , как средство познания социальных норм»

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста. «Театрализованная деятельность является неисчерп...

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах

Особенности содержания работы по развитию театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада....