Мастер – класс «Театрализованная деятельность старших дошкольников , как средство познания социальных норм»
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Дубовова, Олеся, Викторовна

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста.

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». В.А. Сухомлинский.

Основной целью моей работы является развитие способностей детей и социализация их в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Театрализованная деятельность старших дошкольников , как средство познания социальных норм»

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста.

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». В.А. Сухомлинский.

Основной целью моей работы является развитие способностей детей и социализация их в обществе.

Каким образом театрализованная деятельность влияет на другие виды  деятельности? Например как она влияет на игровую деятельность- помогает формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной игры .Происходит коррекция их поведения. А как на коммуникативную деятельность - она формирует умение общаться. Дети знакомятся с чувствами героев, осваивают способы поведения в различных ситуациях. А на познавательную деятельность  театрализованная деятельность- помогает развитию разносторонних представлений о действительности. А как вы считаете, театральная деятельность влияет на конструирование?  Естественно!  Формирует интерес к конструкции. (оформление сцены, атрибутов). Театральная деятельность тесно связана с художественной литературой и фольклором. Она помогает развитию монологической и диалогической  речи, обогащается, активизируется словарный запас. Дети учатся использовать  образные выражения, сравнения, синонимы, антонимы. А каким же образом театрализованная деятельность влияет на изобразительную деятельность? Помогает развивать воображения, стимулируется  создание художественного образа и самостоятельность в творческой деятельности. А музыкальная деятельность, непосредственно связана с театрализованной деятельностью. С помощью музыки дети выразительнее исполняют свои роли. А как вы совмещаете театральную и двигательную деятельность? Да, они помогают выразительности  исполнения основных видов движения, развитию общей и мелкой моторики.

Исходя из всего этого, можно заметить, что театральная деятельность  не только присутствует во всех видах деятельности , но и стимулирует творческую, поисковую активность и самостоятельность, что соответствует целевыми ориентирами ФГОС.

3. Как вы считаете, можно ли погрузить дошкольников сразу в театральную деятельность? Нет! Ведь детей необходимо подготовить  к этому ,необходимо развивать устойчивый интерес к театральной, игровой деятельности и создать необходимые условия.  Какие вы знаете виды игр,  способствующие развитию интереса театрализованной деятельности.

1.Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Хитрая лиса», «У медведя во бору», т.е игры в которых обыгрывается образ.

2.Дидактические игры: «Изобрази животного», «Назови героя сказки»

3.С-р игры: «Мы пошли в театр», «Путешествие в лес», «В гостях у бабушке»

4. Образная игра: «Мы- летчики», «Мамины помощники», «Пожарные на учении»

5. Режиссёрская игра: Ребёнок сам придумывает правила игры  и выполняет сам.

6.Игра- драматизация: «Теремок», «Репка» «Заюшкина избушка»

4. Театрализованная игра – это игра по мотивам сказки.В каком возрасте появляется театрализованная игра? Со средней возрастной  группы, если дети к этому подготовлены. Из своего опыта, могу сказать, что в средней группе мы драматизировали  сказку «Айболит». Здесь важным является, чтобы детям понравилась -  эта сказка и чтобы было много ролей. Например в  очередной драматизации сказки «Муха-Цокотуха» , дети  самостоятельно придумывали реплики, изображая гостей Мухи- имениннице.

Список произведений по возрасту:

Средняя группа - «Курочка- Ряба», «Репка» , «Колобок», «Заюшкина избушка»,

 Старшая группа - «Волк и коза» «Сказка о глупом мышонке», «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена, «Заяц - хваста»

Подготовительная группа - «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка»,  «Хаврошечка», «Лиса и заяц», «Волк и семеро козлят»

5. На примерах театральных героев  формируются социальные нормы поведения. А какие бывают социальные нормы? Например: С младшего возраста, мы прививаем правила личной гигиены ребенку т.е аккуратность и чистоту, посредством художественной литературы. «Водичка, водичка –умой моё личико», «Расти коса до пояса», «Маша растеряша»,а затем  «Мойдодыр». А в старшем дошкольном возрасте - «Федорино горе», «Что такое хорошо- что такое плохо», «Девочка-чумазая» А. Барто

Доброта - «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк» « Три поросенка», «Дюймочка» , «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Дружелюбие  «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Бременские музыканты», «Теремок»

На сегодня одной из актуальных  социальных  норм для общества стала норма бережного отношения к природе. Береги природу и помощь – социальная норма стала интересна и моим детям. По этой теме , я написала авторскую сказку «Как зайка поссорился с речкой». И наши дети обыграли эту сказку. Посмотрите пожалуйста…

Прививая детям нормы поведения, мы опираемся на героев сказок. Например «Федору», «Машу растеряшу» и т.п. Твоё поведение Вася мне напоминает Федору.

 Иногда при постановке спектакля некоторые дети не хотят брать на себя роль отрицательных героев. Так как все дети хотят быть хорошими, добрыми, опрятными. И здесь, я стараюсь объяснить им, что такие роли в спектакле необходимы, чтобы показать всем – как нельзя поступать, потому, что это плохой поступок. Плох не герой, а плохи его поступки. Для того, чтобы это объяснить используем сказки, где герой совершает разные поступки: и плохие, и хорошие.

Для привития доброты, мы используем противоположность поведения героев сказки. Например: Волк, в сказке «Красная шапочка»- злой и коварный, а  в сказке «Иван Царевич и Серый волк»- добрый и отзывчивый. Я использую в своей группе пересказ  сказок на новый лад. Например: баба Яга в сказках  страшный персонаж, а вот в сказке «Летучий корабль» бабки  Ёжки  весёлые и озорные. Просмотрев этот фильм, мы с детьми поставили зажигательный танец бабок Ёжик. Дети с удовольствием принимали в нем участие. Предлагаю вашему вниманию наш танец…

7.Для создания театрального образа в своей работе, мы применяем следующие приемы:

8.1. Работа над выразительностью речи героя.

1. Алгоритм, подборки героев. Кого мы сегодня будем изображать.

2. Фраза подготовка должна быть понятной  и не большой,  чаще всего не более 2- 3 слова  и для каждого героя нужно подобрать свою фразу. А сейчас мы поиграем. Вот картинки и фразы. А вы повторите фразу героя сказки.(волк- «Козлятушки - ребятушки»; лиса- «спой песенку мне»;  мышка-«нет-твой голос не хорош», а затем необходимо поменять героев и фразы).

9.2. Работа над выразительностью движений

Посмотрите на доску, читаем фразу , затем показываем жесты и движения по фразе.( мишка-мишка по лесу идет, зайка- зайка скачет на полянке, лиса- крадётся к курятнику)

3. Работа по мимическим этюдам

(задание «Я в образе клоуна»)

А сейчас , я вам предлагаю взять зеркало в руки и изобразить весёлого клоуна. Затем грустного. Сердитого. Обиженного. Усталого. Дети очень любят смотреть на себя в зеркало. (5 зеркал). А можно ли это сделать в сказке?  Предлагаю детям попробовать.

10. Детям очень интересны игры драматизации.

1.Подбираю сказку по данному возрасту или пишу авторскую сказку.

2.Читаю детям. Понравиться ли она им.

3.Разбор социальных норм т.е поведение героев сказки, характер героев.

4.Дети выбирают себе роли по желанию.

5.Проблема не хватает ролей для всех желающих.

(вводим дополнительные роли неодушевлённых предметов- берёзки, облако…

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.

- Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

Сколько же героев в сказке?

А можно ли привлечь к драматизации этой сказки больше детей? Да.

Какие  роли мы дадим им, тогда?  (деревья, цветы, птицы в лесу, грибы, ягоды, избушка, солнце).

4.Уточняем с детьми, какие нужны атрибуты к сказки

5. Привлекаю родителей к изготовлению атрибутов и костюмов .

6.Заучиваем роли и обыгрываем их.

11. В каждой театральной игре ребёнок осваивает определённую социальную норму.

Давайте с вами поиграем в игру. Я называю сказку, а вы называете социальную норму.

Репка - помощь

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка-послушание

Иван Царевич и Серый волк – дружба

Гуси-лебеди-послушание и помощь

Мойдодыр – чистота опрятность

Айболит-помощь

Лиса, заяц и петух- помощь

Царевна-лягушка- послушание и трудолюбие

Теремок- дружелюбие

Сказка о попе и его работнике Балде - справедливость

Вывод: Роль театрализованной игры неоспорима, ведь дети становятся участниками разнообразных, социальных ситуаций, осваивают социальные нормы, преодолевают трудности в общении и  получают социальный опыт.


Муниципальное казённое Дошкольное учреждение

Слободской детский сад «Пряничный домик»

Общеразвивающего вида

Конкурс «Педагогический Олимп.

Дошкольное образование»

Номинация «Педагог – педагогу»

Мастер – класс:

«Театрализованная деятельность старших дошкольников,

как средство познания социальных норм»

  Автор мастер - класса: воспитатель

 старшей группы «Улиточки»

 Дубовова Олеся Викторовна

2016 год

Сопроводительное письмо

Дубовова Олеся Викторовна – воспитатель старшей группы

Муниципальное казённое дошкольное учреждение Слободской детский сад «Пряничный домик»  общеразвивающего вида

Мастер – класс на тему: «Театрализованная деятельность старших дошкольников , как средство познания социальных норм»

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность мастер – класса заключается в том, что театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании.

Недостаточное внимание родителей и детей к театру, приводят к мало сформированному «актёрскому мастерству».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружелюбие). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Исследовательская работа по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Цель исследования: выявление эффективных форм и методов организации театрализованной деятельности, способствующих формированию эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Мастер-класс "Исследовательская деятельность старших дошкольников"

Развитие познавательной активности дошкольников. через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер-класс «Театрализованная деятельность с дошкольниками»

Мастер-класс направлен на повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей...

Мастер - класс на тему: «Театральная деятельность старших дошкольников, как средство познания социальных норм»

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Хочется также заметить, что ребёнок «лепит» образ своего геро...

Мастер класс «Экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности....