Мастер - класс на тему: «Театральная деятельность старших дошкольников, как средство познания социальных норм»
материал (подготовительная группа)

Пальшина Ольга Николаевна

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Хочется также заметить, что ребёнок «лепит» образ своего героя в зависимости от собственного жизненного опыта, а уже потом от музыкальных, пластических, творческих способностей и уровня развития воображения.                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_teatralnaya_deyatelnost.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Мастер-класс по теме: «Театральная деятельность старших дошкольников, как средство познания социальных норм»

В своей педагогической работе с детьми я на протяжении многих лет отдаю предпочтение театрализованной деятельности. Почему? Потому что вижу, что данный вид занятий пользуется у детей неизменной любовью.

        Исходя из своего опыта работы, я заметила, что дошкольники с удовольствием включаются в театрализованное действо, сопереживают, смеются вместе с героями сказок. Привлекая детей к театрализованной деятельности, я стараюсь знакомить их с окружающим миром через образы, краски, звуки, так как это оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка, позволяет чувствовать себя раскованно и свободно, а умело поставленные вопросы, заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Таким образом, я стараюсь подготовить каждого ребёнка к последующей жизни в обществе.

        В процессе обучения  детей социальным навыкам  я ставлю следующие задачи:

  • развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни;
  • влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам;
  • расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.          

        Следовательно, каждый ребёнок должен овладеть определенными социальными навыками поведения такими как: самостоятельность, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, толерантность, способность видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, способность учиться новому в жизни, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде.  

        Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Хочется также заметить, что ребёнок «лепит» образ своего героя в зависимости от собственного жизненного опыта, а уже потом от музыкальных, пластических, творческих способностей и уровня развития воображения.                                                                                                    Могу со всей уверенностью сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.

        Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.  Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умении ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Наиболее эффективными приемами с моей точки зрения являются театрализация сказок и обыгрывание различных жизненных ситуаций. Вашему вниманию представлены сказки, которые позволяют выработать у детей нравственные качества.        

Три желудя.

С дуба упали три желудя. Первый желудь заметил Кабан и сразу съел его. Второй желудь нашла Белка и спрятала его в дупле. А третий желудь отыскала Сойка и посадила его.

Весной третий желудь пророс, и в лесу появился новый дубок.

Все жители леса радовались новому дубу.

Вопросы:

1.Откуда упали три желудя?

2.Кто заметил первый желудь? Что с ним сделал?

3.Кто нашел второй? Что с ним сделал?

4.Кто нашел третий? Что с ним сделал?

5.Почему все жители были рады новому дубку? Чему эта сказка учит?

Бежал Ежик по дорожке.

Нашел Ежик кленовые листья и нацепил их на иголки. Встретил он Волчонка по елкой. Сидит Волчонок, дрожит от холода. Укрыл его Ежик листьями.

Увидел Ежик грибы и нанизал их на иголки. Встретил он Медвежонка на полянке. Ищет Медвежонок еду, а найти ничего не может. Отдал Ежик ему грибы.

Заметил Ежик яблоки и надел их на иголки. Встретил он Кабаненка. Грустно Кабаненку одному в лесу. Угостил его Ежик яблоками.

Пошел Ежик дальше. А навстречу ему Лиса. Свернулся Ежик в клубочек, иголки выставил, зафыркал. Тут и помощь поспела. Выскочили из леса Волк, Медведь и Кабан и прогнали Лису.

Вопросы:

1.Что нацепил Ежик на иголки вначале?

2.Почему он укрыл Волчонка?

3.Что еще нашел Ежонок? Почему он отдал грибы Медвежонку?

4. Что еще заметил Ежонок? Почему он отдал Кабаненку яблоки?

5. Какая опасность грозила Ежику? Кто пришел ему на помощь?

Предлагаю Вам обыграть некоторые ситуации из жизни.

1.Ситуация. Представьте, на остановке стоят: пожилая женщина, мама с маленьким ребенком, женщина с тяжелыми сумками, школьник, мужчина, женщина. Кто в какую дверь будет входить? (разыгрывается ситуация).

                                                 Автобус

2.Ситуация. Представьте, вы едете в автобусе и стоите не около двери, а дальше. Как вы будете выходить? (ответы детей). Необходимо сказать: « Извините, на следующей остановке вы выходите (разыгрывается ситуация).

3.Ситуация. Скажите, пожалуйста, как правильно входить в автобус? (ответы детей). Необходимо встать справа или слева от двери, пропустить вперед родителей с маленькими детьми, инвалидов, пожилых людей. Дать сначала людям выйти и автобуса, а потом спокойно, никого не толкая войти в автобус.

Герои ситуации: 

папа с ребенком,

мужчина,  женщина,

школьник, бабушка,

дедушка,  девушка,

молодой человек.

После того, как дети войдут в автобус, предлагается еще одна ситуация: У окна свободное место, а с краю занято. Вы хотите сесть у окна….

  1. История про Васю. Перечислите, какие правила поведения нарушил Вася?

Вася спешил в школу.

1. Растолкал пассажиров.

2. Не дал выйти женщине с ребенком.

3. вошел в автобус в первую дверь.

4.Стал продвигаться в середину, растолкал всех.

5. Занял место, хотя рядом стоял пожилой человек.

6. Продвигался к выходу и спрашивал у каждого: «Где вы выходите?».

7. Не держался крепко за поручень. Когда автобус затормозил, он толкнул женщину, не извинился, выбежал из салона.

Дети называют….

    Театрализованная игра «Пассажиры в автобусе»

Атрибуты: портфели, кепка для дедушки, платок для бабушки, тяжелые сумки(пакет с ручками наполнен бумагой для создания видимости тяжелой сумки), палочки для стариков.

Роли:   старушка – 1 чел.

                 мама с ребенком – 2 чел.

              старичок – 1 чел.

              женщина с тяжелыми сумками – 1 чел.

              папа с ребенком – 2 чел.

Остальные дети мужчины и женщины

Задание: показать, как будут садиться в автобус и вести себя там.

Смоделировать ситуацию таким образом, чтобы часть сидений было занято и всем места не хватило.

        Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление социального опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Для активизации их интереса я использую тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров очень разнообразна: «Любимые сказки детства», «Самая смешная история», «Сказочная викторина», «Театральная гостиная» и т.п. По мере возможности стараюсь привлекать родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей в импровизациях, взятых из жизни взрослых и детей, авторов текста, изготовлении декораций, костюмов и т.д.      

        Таким образом, театрализованная деятельность: создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков; развивает способности и творчество; позволяет вступать в контакты с разными детьми и взрослыми; расширение круга общения создаёт полноценную среду развития; помогает каждому ребёнку найти своё место, стать полноценным членом сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Театрализованная деятельность старших дошкольников , как средство познания социальных норм»

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста. «Театрализованная деятельность является неисчерп...

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников по средствам метода проектирования».

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования». Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старше...

Мастер-класс по теме: Формирование финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.

Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса  в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.Задачи: - поз...

Мастер-класс на тему: «Финансовая грамотность старших дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грамотности в усл...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....