Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников по средствам метода проектирования».
материал (старшая группа)

Радионова Регина Владимировна

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования».

 

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментальную, поисково– исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности через экспериментальную, поисково– исследовательскую деятельность.

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательных способностей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования».

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментальную, поисково– исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности через экспериментальную, поисково– исследовательскую деятельность.

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательных способностей дошкольников.

Ход мастер – класса

1 часть мастер – класса

   Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Развитие познавательных способностей у детей в экспериментальной деятельности».

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное. А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Экспериментальная, исследовательская, поисковая деятельность - позволяют ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. уверена, что эксперимент – необходимое условие развития личности ребёнка.

Проблема эта актуальна в связи с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ведь именно ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте наряду с игрой.

Приступая к работе с детьми в этом направлении, я изучила методику экспериментально - исследовательской деятельности детей Н. Н. Поддьякова, также решила использовать в работе методы и приемы ТРИЗ – технологии Г.С. Альтшуллера.

Если цель моя была глобальна - практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. То задачи я определила более конкретно:

Развивать у детей познавательные способности.

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.

Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, как основу социализации и личностного развития будущего школьника.

Для решения поставленных задач  мною в группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. На слайдах вы видите фото зоны экспериментирования, фотографии детей, занимающихся исследовательской, экспериментальной деятельностью. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон.(ФОТО).

Теоритической базой детского экспериментирования стал ТРИЗ, его основные принципы:

- обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде;

- почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем»;

- размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты;

- воспитывать любознательность и творческое воображение у дошкольников во всех проявлениях. И

Использую в работе следующие методы, игровые приемы ТРИЗА: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков».

В ходе совместной образовательной деятельности прошли апробацию следующие методы и приёмы, формы работы с детьми: наблюдения, трудовые поручения, моделирование, дидактические игры, беседы, опыты, проблемные ситуации, экскурсии, прогулки, трудовая деятельность, наблюдения.

Моя работа показала, что толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию я даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?» «Почему?», «Зачем?» и т.п. Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая сейчас в нашей группе, Утенок-удивленок, вечно любопытная Каркуша и т.п. Выдуманные герои маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значимость, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».

Диагностика познавательно-исследовательской активности в процессе экспериментирования показала, что дети стали проявлять инициативность – 79% детей, самостоятельность – 71%, активность в познании свойств и назначений предметов и окружающего мира – 67%, вырос уровень овладения экспериментальной деятельностью с 43% до 93%. (Мониторинг начало-конец).

Выросла речевая активность детей, причем речевые высказывания ребят не только грамотны, логичны, но и очень красочны. (Аудиозапись «Объяснялки»).

Убеждена, что развитие познавательных способностей у детей в экспериментальной деятельности возможно при условии тесного взаимодействия с родителями. Анкетирование родителей показало, что большинство из них заинтересованы в экспериментировании дошкольников. Семинар – практикум «Необычное рядом», помог на практике убедиться в эффективности экспериментальной и исследовательской деятельности. После родители получили рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома», памятки «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». С интересом проходят заседания в творческой мастерской «Горошенка». (ФОТО) Родители не только вовлекаются в образовательный процесс; но и помогают развивать материальную базу уголков экспериментирования.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует развитию у детей познавательных способностей, развивает их коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, действительно способствует социализации и личностному развитию будущих первоклассников.

Как видите, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мы с вами, уважаемые коллеги, все услышим, увидим и сделаем сами.

Сегодня в игровой форме на основе сказки мы представим вам и с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Участники мастер- класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим имеет эффект увеличительного стекла.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Опыт №2

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Опыт № 3.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 4

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Утенок так внимательно наблюдал за рыбк5ами, что не заметил как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок добрался до берега и решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? чьи это следы?

Опыт № 5

Определите, чьи это следы? Почему следы остаются на песке?

Вывод: мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему же распускаются кувшинки?

3. Почему плавают рыбки?

4. Почему идет дождь?

5. Почему остались следы на песке?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование"

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объек...