Главные вкладки

    мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.
    методическая разработка на тему

    Мошкова Марина Леонидовна

    Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Активность познавательная - это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_-_klass_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc45 КБ
    Microsoft Office document icon modeli.doc49.5 КБ
    Microsoft Office document icon obratnaya_svyaz.doc29.5 КБ
    Microsoft Office document icon situatsii.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Развитие познавательной активности у старших                                                дошкольников посредством метода проектирования.

    Задачи мастер-класса:

     - Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

     - Способствовать профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

    Ход мастер-класса:

    - Добрый день, уважаемые коллеги!

    Рада приветствовать вас на моем мастер – классе.

    Тема которого «Развитие познавательной активности у старших                                                дошкольников посредством метода проектирования».

    Я попрошу сейчас выйти ко мне 6 человек, чтобы помочь в проведении мастер – класса.

    Пройдите, пожалуйста, к столу и возьмите понравившийся вам лист бумаги. (С одной стороны листа напечатано название этапа («персонажа») проекта ПРОБЛЕМА, ПОИСК, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОДУКТ, ПОРТФОЛИО, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, а с другой стороны напечатан текст каждого «персонажа») А сейчас пройдите на стулья и ознакомьтесь с текстом, который вы в дальнейшем озвучите.

    2. Теоретическая часть.

           Предлагаю вспомнить определение познавательной активности

    Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Ведь каждый ответ на вопрос ребенка порождает новый вопрос. В этом проявляется его познавательная активность.

    Чтобы развивать познавательную активность и поднимать ее интенсивность, нам педагогам необходима эффективная технология. И такой технологией я считаю -  проектный метод. В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов.

            Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний. Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, чего так часто не хватает детям. На сегодняшнем мастер-классе мы постараемся разобраться во всех тонкостях проектного метода.

    3. Сказка

    Мы часто детям рассказываем сказки, а сегодня я хочу рассказать сказку вам.  

    (Выходят шесть «персонажей» проекта и в определенное для них время читают свой текст).

    Жили, были дед и баба, и была у них взрослая внучка. А работала она воспитателем,  да в дошкольной организации. И пошла она как-то с ребятишками на прогулку, ребятишки по участку бегают да резвятся, а она приглядывает за ними во все глазоньки. Вот проходит мимо песочницы и слышит   разговор такой.

    Говорит один мальчишечка, будто слыхивал, что группа ученых одна собирается в Арктику – землю далекую, чтоб исследовать ту землю дальнюю. Что за Арктика такая, где находится, не смог сказать он товарищам.

    Услыхала она случайно разговоры те детские. И увидела она тут ПРОБЛЕМУ.

     

    Проблема – «Ой бедные детушки, да не знают они про земли те далекие Арктические, да не близкие, да как попасть туда, и кто живет на них.

    И решила она помочь детушкам, да включить их в познавательную деятельность, чтоб отправить их в путешествие да познать ту землю холодную.

    Попросила она вежливо: «Ты ступай Проблема к ПЛАНИРОВАНИЮ, пусть подскажет, что делать то дальше нам».

    И пришла ПРОБЛЕМА к ПЛАНИРОВАНИЮ, поклонилась и молвила:

     

    Проблема – Цель я ставлю пред тобою следующую: формирование у детей представления об особенностях Арктики.

    Планирование: – Помогу, конечно, детишечкам, но сначала скажи, что знают уже, да чего еще хотят узнать.  Ты рассказывай, а я записываю. Модель заполнять будем вместе мы, так называемый «Тремя вопросами». Без нее не спланировать путешествие в те земли холодные, арктические.

    - Записали они все вопросы те, и план составили как пойти, да куда пойти, где правильные ответы на вопросы те детские найти.

    И тут молвило ПЛАНИРОВАНИЕ.

    Планирование. – Пусть займутся детушки поиском, пусть походят поспрашивают у родных батюшек и мамушек, посетят пусть библиотеки и музеи разные, да не забудут и «Гугл» заморский. 

    Обратились они с этим к ПОИСКУ. Тут и ПОИСКА наступил черед.

    Поиск. – Да работы предстоит больше большего, в один день     не управимся. Работа предстоит долгосрочная. Пусть узнают они все, что задумали.

    Вот и начали  детушки   поиски. По музеям по библиотекам хаживают, у бабушек и дедушек все выспрашивают, вечерами да с родителями у «гугла» все выведывают. Глобус, да карты изучивают, путь и длинный, короткий прокладывают. На чем лучше добраться подыскивают. Опыты проводят, да экспериментируют: знать хотят, почему же вода то в море-океане соленая?

    А воспитатель то тоже старается: книги умные им читает, и кинофильмы про Арктику показывает. Интересного много узнали, да с родителями на бумагу записали, а потом сверстникам рассказали, да всякие разные красивые картинки   показали.

    - Тут ПРОДУКТ наконец появился.

    Продукт – Материалу, у нас больше большего. Все покажем тут, весь товар лицом: тут и выставки, и альбомы есть, и макеты с арктической флорой и фауною. Но проблема у нас и не малая, как мне это все людям - представить.

    - А тут на помощь пришла ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Вся красивая, да парадная.

    Презентация: Я конечно помогу, все что вы наработали на электронные носители запишу, потом красиво покажу, кратко, но понятно расскажу! Приглашайте гостей, да родителей, да законных детей представителей!

    - А когда вся работа закончилась, да детишки узнали много нового, появилось в группе детской «деловое" ПОРТФОЛИО.

    Портфолио: – Вы собрали все материалы на хранение, да коллегам и проверяющим на рассмотрение. Да как много всего, ай спасибо вам! Вот проект, дак проект, загляденье.

    - А воспитатель то не нарадуется. Получили детушки знания, о природных условиях Арктики, про животных ее обитателей. И увидела она, что помог тот метод проектный развить активность у детишек познавательную, научил он их находить связи насущные, что между вещами и явлениями.

    Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

    Практическая часть

    Коллеги делятся на группы по  6 человек, каждая группа получает определенную ситуацию. Необходимо найти проблему и спланировать проектную работу. Каждая группа презентует свой проект. (Приложение 1)

    На каждом столе находятся подсказки – шпаргалки для работы над проектом.

    Оставшиеся участники

    Заключительная часть

    На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

    А закончить эту часть мастер-класса мне хотелось бы высказыванием китайского философа Конфуция:

    «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!».

     Я показала вам технологию,

    Так подходящую к нашим условиям,

    В ней все понятно, и все логично

    Она помогает мне в работе отлично!

    Рефлексия

    «Плюс – минус – интересно» (Приложение 2)



    Предварительный просмотр:

    Модель трех вопросов

    Что уже знаем?

    Что хотим узнать?

    Как узнать,

    источники.

    Саша. Вода течет.

    Почему она не течет вверх?

    Спросить у родителей.

    Маша. Она мокрая и протекает.

    Ну почему она мокрая?

    Найти в интернете.

    Даша.  Она вкусная, ее можно пить.

    А в яблоке или в арбузе есть вода?

    Провести дома опыты с мамой.

    Оля. Вода попадает на Землю с неба.

    Почему она не кончается?

    Спросить у бабушки.

    Рома. Вода – это море, река, лужа.

    Почему она замерзает?

    Найти ответ в энциклопедии.

    Лера. Она может менять цвета и температуру.

    Почему так говорят: вода нужна всему живому?

    Спросить у взрослых.

    Глеб. Она берется из под земли.

    Почему люди на море не тонут, а могут держаться на воде?

    Найти в интернете или в книгах.

            

    Модель трех вопросов

    Что уже знаем?

    Что хотим узнать?

    Как узнать,

    источники.

    Саша. Динозавры – древние животные.

    Когда они жили?

    Кто еще тогда жил на Земле?

    Спросить у родителей.

    Маша. Они были морские, наземные и летающие.

    Откуда люди про них узнали?

    Найти в интернете.

    Даша.  Про них снимают и показывают мультики.

    Почему они погибли в ледниковом периоде?

    Провести дома опыты с мамой.

    Оля. Они тоже рожали детенышей.

    Они свои яйца высиживали как курицы?

    Спросить у бабушки.

    Рома.  Хищные и травоядные.

    Зачем они ели друг друга? Коровы же не едят друг друга.

    Найти ответ в энциклопедии.

    Лера. Они были очень большие, выше деревьев.

    Почему они снова не появляются?

    Спросить у взрослых.

    Глеб. Они умерли.

    Они могли бы жить вместе с нами в доме?

    Найти в интернете или в книгах.

    Модель трех вопросов

    Что уже знаем?

    Что хотим узнать?

    Как узнать,

    источники.

    Саша. Новый год – это праздник, который заканчивает старый год.

    Почему он зимой?

    Спросить у родителей.

    Маша. Праздник этот проходит зимой.

    Раньше чем украшали елку?

    Найти в интернете.

    Даша.  Украшают елки все и дарят подарки друг другу.

    А почему украшают елку, а не сосну или березу?

    Спросить у маминой подруги – она учитель в школе. .

    Оля. Дед Мороз – это родной дедушка Снегурочки, а Снегурочка – это его внученька.

    А кто у Снегурочки мама и папа?

    Спросить у бабушки.

    Рома.  В Америке тоже есть Санта Клаус.

    Это его имя и фамилия?

    А у нашего деда Мороза есть имя?

    Найти ответ в энциклопедии.

    Глеб. Дед Мороз живет в Лапландии.

    А куда он прячется летом?

    Найти в интернете или в книгах.

    Модель трех вопросов

    Что уже знаем?

    Что хотим узнать?

    Как узнать,

    источники.

    Саша.  В зоопарке живут животные.

    Какие животные могут летать?

    Спросить у родителей.

    Маша.  Белки живут на деревьях, но у них нет крыльев.

    У слона большие уши, почему он ими не машет как крыльями?

    Найти в интернете.

    Даша.  Летучие мыши живут только в скалах.

    Почему они такие страшные?

    Спросить у маминой подруги – она учитель в школе. .

    Оля. Я видела летучую мышь по телевизору, она страшная, ее все боятся.

    А ползать или ходить они умеют?

    Спросить у бабушки.

    Рома.  А я видел белку с крыльями в мультике «Ледниковый период».

    Чем питается летающая белка?

    Найти ответ в энциклопедии.

    Глеб.  Крылья из перьев, а у белки и мыши мех.

    А может еще и летающая собака есть?

    Найти в интернете или в книгах.



    Предварительный просмотр:

          ПЛЮС

         МИНУС

         ИНТЕРЕСНО

          ПЛЮС

         МИНУС

         ИНТЕРЕСНО

          ПЛЮС

         МИНУС

         ИНТЕРЕСНО



    Предварительный просмотр:

    Ситуация 1

    Воспитатель получил предложение принять участие с обучающимися в конкурсе «Лучший проект»  на муниципальном уровне на тему:

    «Вода – самый удивительный минерал Земли»

    1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)

    Возраст детей

    Вид проекта

    Проблема:                                                                                                             Цель:

    Задачи:

    2 этап - Планирование. 

    Воспитатель использует различные методы:

    • «Модель трёх вопросов»
    • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
    • Планирование проектов (конечный продукт)

    3 этап - Реализация проекта. 

    Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

    4 этап - Завершение проекта.

    Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).

    Ситуация 2

    Дети играют и общаются между собой. Воспитатель находится рядом с детьми и становится невольным свидетелем разговора между несколькими детьми.                                                                    Диалог:                                                                                                                               1 ребенок – Я с родителями в выходные ездил в Екатеринбург и мы были в зоопарке.                                                                                                                  2 ребенок – И что ты там видел интересного?                                              1 ребенок – Я видел летающую белку и летающую мышь!                                 3 ребенок – Да ты придумал! Ведь белки и мыши не умеют летать!

    1 этап – Выбор темы проекта                                                                                                       Возраст детей                                                                                                                       Вид проекта                                                                                                   Проблема:                                                                                                             Цель:                                                                                                                                Задачи:

    2 этап - Планирование. 

    Воспитатель использует различные методы:

    • «Модель трёх вопросов»
    • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
    • Планирование проектов (конечный продукт)

    3 этап - Реализация проекта. 

    Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

    4 этап - Завершение проекта.

    Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).

    Ситуация 3

    Календарное тематическое планирование

    Тема 2 недели декабря «Новый год у ворот»

    Воспитатель принимает решение реализовать работу по этой теме посредством проектного метода.

    1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)

    Возраст детей                                                                                                                   Вид проекта                                                                                                               Проблема:                                                                                                             Цель:                                                                                                                                          Задачи:

    2 этап - Планирование. 

    Воспитатель использует различные методы:

    • «Модель трёх вопросов»
    • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
    • Планирование проектов (конечный продукт)

    3 этап - Реализация проекта. 

    Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

    4 этап - Завершение проекта.

    Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).

    Ситуация 4

    Подходит ребенок к воспитателю и задает вопрос.

    - Нина Степановна, а почему динозавры не живут сейчас на Земле? Где они сейчас живут? Куда они подевались?

    1 этап – Выбор темы проекта (если отсутствует на начальном этапе)

    Возраст детей                                                                                                                   Вид проекта                                                                                                               Проблема:                                                                                                             Цель:                                                                                                                                          Задачи:

    2 этап - Планирование. 

    Воспитатель использует различные методы:

    • «Модель трёх вопросов»
    • Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
    • Планирование проектов (конечный продукт)

    3 этап - Реализация проекта. 

    Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (формы работы с детьми и родителями по образовательным областям), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

    4 этап - Завершение проекта.

    Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление (форма). Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности (форма).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР

    Игровые упражнения «Глаз – мысль – рука» в системе работы по развитию познавательной активности у старших дошкольников с ЗПР...

    Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности

    Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...

    Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

    Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

    Мастер класс для педагогов ДОУ "Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками".

    Позновательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяет ребенку под руководством педагога и самостоятельно добывать информацию и овладеват...

    Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие познавательных интересов через игры с песком»

    Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных сетодов работы с разными видами песка в условиях детского сада...