Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Русанова Виктория Валерьевна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование»

Авторы: В.В. Русанова, А.В. Шамгина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вологодского муниципального района «Ермаковский детский сад общеразвивающего вида»

efimovskaja.o@yandex.ru

Слайд 1.

Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»

Слайд 2

 Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментирование.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментирование;

-Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

-Для развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.

- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Слайд 3.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, что такое детское экспериментирование. Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Профессор Академии творческой педагогики и Российской академии образования Николай Николаевич Поддьяков определяет детское экспериментирование как особую форму поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников. Цитата «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Он сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному.  В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.  
В процессе организации детского экспериментирования мы придерживаемся определенной структуры.

Слайд 4.

Структура детского экспериментирования:

1.Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

6.Формулирование выводов.

Слайд 5, 6.

Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Познавательная активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Основная задача педагога поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые для этого условия. В нашей группе силами педагогов и родителей создан исследовательский центр «Мини-лаборатория Смешариков», где главными участниками, как вы уже догадались, являются герои популярного мультфильма. По итогам учрежденческого смотра-конкурса «Детский центр экспериментирования» мы получили грамоту за 1 место.

Слайд 7,8,9,10,11.

  Для методического объединения воспитателей творческой группы по программе «Радуга» Вологодского муниципального района мы провели занятие- экспериментирование с элементами развлечения по теме «Воздух». В гости к ребятам прилетел пошалить Карлсон и посетив нашу лабораторию очень много узнал про свойства воздуха. В роли лаборантов выступили родители наших воспитанников. Педагоги высоко оценили нашу работу.

Слайд 12.

«Познание начинается с удивления.» Аристотель

«Удивление - это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, необычностью, странностью или непонятностью.» Толковый словарь Ушакова.

Слайд 13.

 Мы хотим сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе. Предлагаем вам отправиться в удивительное путешествие вместе со Смешариками.

Сегодня забавные герои Смешарики приглашают к себе в гости и хотят поделиться с вами удивительными открытиями, событиями, которые произошли с ними летом.

Слайд 14

Однажды прекрасным летним утром Крош и Ёжик торопились к пруду, они давно приметили, что в пруду плавает много загадочных цветов. Солнце уже начало всходить и им захотелось увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1 « Цветы распускаются».

Слайд 15

Наши друзья полюбовались цветами и отправились поделиться своим впечатлением с Лосяшем, который в это время удил рыбку.

Закинули они удочки в воду, сидят любуются на природу. Но вдруг в воде они увидели интересную картину.

Опыт 2 «Загадочные рыбки».

Слайд 16

Рыбку друзья наловили и решили устроить пикник на природе, но вид у  Смешариков  грустный, что же их расстроило?

Оказывается, погода сменилась, подул ветер, и появились тяжёлые облака, скоро начнётся дождь.

Опыт 3 «Дождь из облака».

Слайд 17

На длительное время погода оставалась дождливой, и наши друзья отправились в путешествие вокруг острова Бали. Красота и разнообразие местной природы не переставало их удивлять. Они спускались к серному озеру, встречали рассвет солнца с дельфинами в океане, прыгали с водопадов, что затаились в глубине джунглей, наслаждались красотой гор.

Но увидев это явление, они были заворожены. Оно оставило самое яркое впечатление от путешествия.  Давайте узнаем о нём.

Опыт 4 «Извержение вулкана».

Слайд 18

Вернувшись из путешествия, наши герои отдыхали от ярких впечатлений, а прекрасная Нюша решила порадовать своих друзей и отправилась на чудесную поляну, где растут самые нежные, белые тюльпаны.

Она хотела сделать сюрприз и сама нарисовать красками цветы в вазе, но так была увлечена, что нечаянно уронила в воду краски.

А как были удивлены друзья Смешарики, увидев волшебный букет Нюши.

Опыт 5 «Волшебные цветы».

Слайд 19.

Смешарики прощаются с вами до следующей встречи.

Слайд 20.

На память о нашем путешествии Нюша дарит вам эти чудесные цветы.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги, давайте проанализируем нашу деятельность. Если вы считаете тему мастер-класса актуальной, вам всё было интересно и понятно - поднимите вверх солнышки. Если информация оказалась для вас не нужной, скучной, было что-то непонятно – поднимите тучку. Нам очень важно знать ваше мнение, пожалуйста, на обратной стороне солнышка напишите, что было положительного, а на тучках- замечания.

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов  (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»

Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»....

Развитие речевой активности детей старшей группы через театрализованную деятельность.

quot;Что такое театр?Это чудо способное развивать в ребенке творческие задатки,стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность"К.С.Станиславски...