Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование»
Авторы: В.В. Русанова, А.В. Шамгина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вологодского муниципального района «Ермаковский детский сад общеразвивающего вида»
Слайд 1.
Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»
Слайд 2
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментирование.
Задачи:
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
-Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
-Для развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности.
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Слайд 3.
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, что такое детское экспериментирование. Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Профессор Академии творческой педагогики и Российской академии образования Николай Николаевич Поддьяков определяет детское экспериментирование как особую форму поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников. Цитата «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Он сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.
В процессе организации детского экспериментирования мы придерживаемся определенной структуры.
Слайд 4.
Структура детского экспериментирования:
1.Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
2.Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
5.Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
6.Формулирование выводов.
Слайд 5, 6.
Детство, это пора поисков ответов на самые разные вопросы. Познавательная активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Основная задача педагога поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые для этого условия. В нашей группе силами педагогов и родителей создан исследовательский центр «Мини-лаборатория Смешариков», где главными участниками, как вы уже догадались, являются герои популярного мультфильма. По итогам учрежденческого смотра-конкурса «Детский центр экспериментирования» мы получили грамоту за 1 место.
Слайд 7,8,9,10,11.
Для методического объединения воспитателей творческой группы по программе «Радуга» Вологодского муниципального района мы провели занятие- экспериментирование с элементами развлечения по теме «Воздух». В гости к ребятам прилетел пошалить Карлсон и посетив нашу лабораторию очень много узнал про свойства воздуха. В роли лаборантов выступили родители наших воспитанников. Педагоги высоко оценили нашу работу.
Слайд 12.
«Познание начинается с удивления.» Аристотель
«Удивление - это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью, необычностью, странностью или непонятностью.» Толковый словарь Ушакова.
Слайд 13.
Мы хотим сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые мы проводили в группе. Предлагаем вам отправиться в удивительное путешествие вместе со Смешариками.
Сегодня забавные герои Смешарики приглашают к себе в гости и хотят поделиться с вами удивительными открытиями, событиями, которые произошли с ними летом.
Слайд 14
Однажды прекрасным летним утром Крош и Ёжик торопились к пруду, они давно приметили, что в пруду плавает много загадочных цветов. Солнце уже начало всходить и им захотелось увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1 « Цветы распускаются».
Слайд 15
Наши друзья полюбовались цветами и отправились поделиться своим впечатлением с Лосяшем, который в это время удил рыбку.
Закинули они удочки в воду, сидят любуются на природу. Но вдруг в воде они увидели интересную картину.
Опыт 2 «Загадочные рыбки».
Слайд 16
Рыбку друзья наловили и решили устроить пикник на природе, но вид у Смешариков грустный, что же их расстроило?
Оказывается, погода сменилась, подул ветер, и появились тяжёлые облака, скоро начнётся дождь.
Опыт 3 «Дождь из облака».
Слайд 17
На длительное время погода оставалась дождливой, и наши друзья отправились в путешествие вокруг острова Бали. Красота и разнообразие местной природы не переставало их удивлять. Они спускались к серному озеру, встречали рассвет солнца с дельфинами в океане, прыгали с водопадов, что затаились в глубине джунглей, наслаждались красотой гор.
Но увидев это явление, они были заворожены. Оно оставило самое яркое впечатление от путешествия. Давайте узнаем о нём.
Опыт 4 «Извержение вулкана».
Слайд 18
Вернувшись из путешествия, наши герои отдыхали от ярких впечатлений, а прекрасная Нюша решила порадовать своих друзей и отправилась на чудесную поляну, где растут самые нежные, белые тюльпаны.
Она хотела сделать сюрприз и сама нарисовать красками цветы в вазе, но так была увлечена, что нечаянно уронила в воду краски.
А как были удивлены друзья Смешарики, увидев волшебный букет Нюши.
Опыт 5 «Волшебные цветы».
Слайд 19.
Смешарики прощаются с вами до следующей встречи.
Слайд 20.
На память о нашем путешествии Нюша дарит вам эти чудесные цветы.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, давайте проанализируем нашу деятельность. Если вы считаете тему мастер-класса актуальной, вам всё было интересно и понятно - поднимите вверх солнышки. Если информация оказалась для вас не нужной, скучной, было что-то непонятно – поднимите тучку. Нам очень важно знать ваше мнение, пожалуйста, на обратной стороне солнышка напишите, что было положительного, а на тучках- замечания.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
Эту презентацию я представляла на городском конкурсе "Воспитатель года -2015"....
Конспект занятия по познавательной активности детей старшей группы по ознакомлению с окружающем миром «Почему всё падает на землю»
Цель: Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.Материалы: Предметы из разных материалов (дерево, пластмасса, металл, бумага, пух), емкость с водой и песком, металличе...
Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....
Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста , через экспериментирование"
Презентация...
«Развитие познавательной активности детей младших дошкольников через экспериментирование»
Материал для воспитателей детского сада...
Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»
Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»....
Развитие речевой активности детей старшей группы через театрализованную деятельность.
quot;Что такое театр?Это чудо способное развивать в ребенке творческие задатки,стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность"К.С.Станиславски...