Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Квасникова Александра Витальевна

Конспект занятия «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Квасникова  А.В.

2021 г.

г.Красногорск

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

Тема: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшей группы»

Название: «Воздух»

Цель: Развитие познавательной активности детей старшего возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

-Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через экспериментирование;

-Активизировать словарь детей (лаборатория, ученые, исследователи и т.п.)

Развивающие:

-развивать память, внимание, мышление, воображение, творческие способности

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей,  не перебивать.


Интеграция образовательных областей; 

-Социально-коммуникативное развитие

-Физическое развитие

-Речевое развитие

-Познавательное развитие

-Художественно-эстетическое развитие


Оборудование: 
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, свистулька колпачки от фломастеров, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, корочки апельсина, листы бумаги по количеству детей.

Ход занятия:

Организационный момент: 

Воспитатель: Я предлагаю вам начать наше занятие. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

Воспитатель:

Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

А кто такие исследователи? (ответы детей)

Я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых.

Сегодня мы будем исследовать воздух как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория) Проходите в нашу мини –лабоарторию. Надеваем халаты.


- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

 (Слайд 1 – «Лаборатория»)

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Но надо подготовиться. Предлагаю надеть халаты, так как в лаборатории надо соблюдать правила и одно из них –халат, чтобы испачкать свою одежду.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

Вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. 

(Слайд 2 – «Правила поведения в лабораториях»)

Правила 
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. 

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. 

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. 

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место. 

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. 

В: Итак, начнем наши опыты:

Воспитатель: А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим, правда это или нет!

(Слайд 3 – «Что такое воздух?»)

Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Дети проделывают эксперимент - берут трубочку, опускают один конец в воду, а в другой дуют. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

Воспитатель: А зачем нужен воздух? (для того, чтобы дышать)

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) А почему? (ответы детей – потому, что он не видимый)

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим.

Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

(Слайд 4 «Поймай воздух»)

Эксперимент №3 «Чувствуем воздух»

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- А кто считает по-другому?

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

(Слайд 5 «Услышать воздух»)

Физкультминутка

Воспитатель: Назовите воздушный вид транспорта. Самолет.

Предлагаю вам всем побыть самолетами.

(Слайд 6 «Воздушный транспорт»)

Эксперимент №4 «Слышим воздух»

Возьми те по колпачку и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух ребята? (Ответы детей).

Вывод: воздух можно услышать.

Эксперимент №5 «Имеет ли воздух вес?» «Взвесь воздух»

(Слайд 7 «Вес воздуха»)

Нам нужны весы и два шарика. Один надутый т.е. с воздухом, и пустой не надутый. Смотрим, какой шарик перевесит. Пустой или с воздухом. Почему надутый шарик перевесил? (Ответы детей)

 Вывод: воздух имеет вес?

 

Подведение итогов: 

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, гиря) и давайте их запомним. Повторим свойства воздуха.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встрече, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Подарки -мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования....

Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широк...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...