Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черникова Любовь Петровна

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_proekt.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития - детский сад № 10 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области

 

Метод экспериментирования

как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

   Подготовила:

Черникова Любовь Петровна, воспитатель,

высшая квалификационная категория

город Россошь

2018 год

Актуальность:

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

В 2017-2018 учебном году (октябрь-декабрь) мы работали над развитием познавательной активностиу детей подготовительной группы. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной активности детей.

Цель работы: Формирование и расширение представлений детей о живой и неживой природе через экспериментирование.

Деятельность, направленная на формирование научных знаний через экспериментирование предполагает решение следующих задач:

  • Научить детей анализировать.
  • Правильно задавать вопросы.
  • Доказывать свою точку зрения.
  • Расширить и углубить знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

С детьми старшего дошкольного возраста была проведена диагностика, которая позволила нам определить:

  • Предпочтение к виду деятельности.
  • Степени проявления интереса.
  • Активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

1.Отношение детей к экспериментальной деятельности.

        Методика "Маленький исследователь».

Разработанная методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг,  центр  изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям  осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы   фиксируются в протоколе цифрами 1, 2,3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.  

  • Центр экспериментирования с разными материалами и предметами  - 4 балла.
  • Чтение книг -3 балла.
  • Центризодеятельности  -2 балла.
  • Игровой центр -1 балл.

Результаты  предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей  распределились следующим образом:

1 место - игровой центр (40%).

2 место - центр изодеятельности (25%)

3 место - чтение книг (20%)

4 место - экспериментирование (15%)

Результаты показали, что экспериментирование заняло последнее место.

2. Уровень развития любознательности, познавательной активности.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности была составлена анкета, где мы на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.Основой послужила анкета "Изучение познавательных интересов" (В.С.Юркевича).

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто – 5;

б) иногда – 3;

в) очень редко -1.

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно – 5;

б) когда как –3;

в) получить готовый ответ от других – 1.

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?        

а) очень эмоционально – 5;

б) когда как – 3;

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими     ситуациями) – 1.        

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?         

а) часто - 5

б) иногда  -3  

в) очень редко - 1        

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать):        

а) часто - 5

б) иногда - 3

в) очень редко - 1        

Проявляет интерес к познавательной литературе?        

а) часто  -5

б) иногда - 3

в) очень редко- 1

30-22 баллов - потребность выражена сильно;

21 -18 баллов - потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов - потребность выражена слабо.

10% детей - познавательная потребность выражена сильно.

75% детей - познавательная потребность выражена умеренно.

15% детей - познавательная потребность выражена слабо.

3. Для определения уровня знаний о неживой природе мы составили следующие вопросы в соответствии с разделами программы по детскому экспериментированию.

Результаты оценивались на основании показателей уровня овладения детьми раздела программы «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович) «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. М.В. Крулехт»и показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенной авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.:

1.Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи).

2. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д. - покажи).

3. Сравни свойства песка, глины, почвы.

4. Расскажи о свойствах магнита.

5. Сравни  свойства стекла и пластмассы, их назначение.

6. Сравни свойство дерево и железо, их назначение.

9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10.Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Высокий уровень: Ребёнок  составляет развёрнутый рассказ на вопрос воспитателя. Ответ полный со всеми пояснениями, хорошо проводит сравнительный анализ между свойствами предметов. Знает назначение предметов и объектов окружающего. Видит 2-3 звена причинно - следственных связей. Может подтвердить свои ответы опытом или рассказом как его провести.

Средний уровень: Ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Знает несколько свойств и назначений предметов и объектов действительности. При сравнении объектов находит в большинстве только различия. Видит 1-2 звена причинно - следственных связей. Затрудняется подтвердить свои ответы практическим способом.

Низкий уровень: Ребенок составляет короткий  рассказ с помощью воспитателя. Знает небольшое количество свойств и назначений предметов и объектов действительности. Затрудняется провести сравнительный анализ между свойствами предметов. Понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи. Не может практически подтвердить свои высказывания.

На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка   и общий уровень знаний детей о неживой природе:

Высокий уровень - 10%

Средний уровень - 45%

Низкий уровень – 45%

Таким образом, по результатам  мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. А именно, дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности; отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно. Дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Поэтому мы разработали занятия с использованием экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста.

  •  С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован центр экспериментирования «Юный эколог» для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. В данном центреесть различные материалы для исследований:

– образцы песка, глины, чернозёма;

– полезные ископаемые нашего края: известняк, ракушечник;

– камни – галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;

– семена цветов, образцы деревьев: шишки, жёлуди, крылатки;

– зерновые культуры.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование: разнообразные трубочки, воронки, сито, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ложки, шприцы, пипетки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы.

  • Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
  • Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему?

Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

1 блок занятий: экспериментирование с песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. "Песочный конус"

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Эксперимент 2. "Свойства мокрого песка"

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Эксперимент 3. "Где вода?"

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

2 блок занятий: экспериментирование с воздухом.

Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. "Поиск воздуха"

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. "Живая змейка"

Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвещанный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к.ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Эксперимент 3. "Реактивный шарик"

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

- знания детей о неживой природе.

Вывод: Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний

ЛИТЕРАТУРА

1.Дощицена З.В.  Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М.,1994г.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.

3.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003, №3. С.4-12.

4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

5.Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....