ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Котрова Екатерина Александровна

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА. 

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. 
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное и в изучении русского языка. Нужно только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы экспериментально-исследовательской деятельности

в работе учителя-логопеда

Котрова Екатерина Александровна

Цель работы логопеда: красивая, правильная речь детей с речевыми нарушениями.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди способны общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

Речь соединяет людей, помогает понять, познать мир. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.

На базе нашего ГБДОУ детский сад была открыта экспериментальная площадка по теме: "Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ"

Экспериментально – исследовательская деятельность не является основной целью в работе учителя – логопеда, а выступает как инструмент.

Однако, развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается, и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Стоит только найти это и подать детям так, чтобы побудить их самих к подобным находкам и открытиям.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так - ребенок совместно со взрослым:

  1. ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);
  2. предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно и понятно для других детей);
  3. подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

На каждом этапе работы воспитанник активно развивает свою речь. В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в дискуссию со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, используя в своей речи сложноподчиненными предложениями. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Сегодня я предлагаю рассмотреть методы и приемы организации экспериментально –исследовательской деятельности, которые я использую на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

  1.  В начале учебного года проводится опыт «Работа голосовых связок». С помощью этого опыта объясняю детям происхождение звука в голосовых связках. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.  В результате проведения опыта дети делают вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.
  2. Как сюрпризный момент на индивидуальных занятиях дети рассматривают калейдоскоп. Разноцветные узоры очень привлекают ребят. А как они удивляются, когда им показываю, как калейдоскоп устроен. (демонстрация калейдоскопа). В банку от чипсов Лейз поставить зеркальный картон, свернутый треугольником. Между двух крышек от этих чипсов помещаю различные предметы: бусины, пайетки, бисер. Таких сменных блоков можно изготовить несколько. Калейдоскоп является сюрпризным и познавательным моментом.
  3. Развитие речевого дыхания. Для правильного речевого дыхания необходим длительный выдох, мы экспериментируем с трубочками и водой. Делаем вывод, что пузыри зависят не только от силы выдоха, но и от толщины трубочки.
  4. Развитие слухового внимания. Шумовые коробочки Монтессори - это неразборные деревянные цилиндры. Ребёнок слушает звук и подбирает цилиндр из другой шумовой коробочки с таким же звуком. Но, детям всегда интересно знать, что внутри. Тут мы видим проблему, которую можем рассмотреть с помощью кейс-технологий.

Другой вариант: я предлагаю детям самим наполнять баночки, от
киндер сюрпризов и пластилина «play doo», разнообразными крупами (фасолью, рисом, горохом, манной и гречневой крупами), бусинами, бисером и другими материалами.

  1. Конструирование букв. На столах – палочки, веревочки, пуговицы, прищепки. Детям предлагается выложить заданные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
  2. Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть или добавить деталь).

«Дорисуй букву» (дорисовать сломанную букву: работаем по заданию в тетради)

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе направленной на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.
         Выполнение заданий имеет большое значение как для детей, так и для педагога.
Для детей: 
- обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;
- создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
- развивают различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь;
- закрепляют запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
- формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
- формируют навыки самоконтроля и самооценки.

  1. Игра «Слово рассыпалось».
  • На доске слово с измененным порядком букв (вариант: при этом может получиться не одно слово, а несколько).
  • Составь слово из слогов
  1. Подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из неокрашенных фишек или цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).
  2. «Буквы спрятались». Используя готовые буквы, выложить те, которые ребенок видит в схеме (или обвести пальцем). Найти заданную букву и разукрасить ее. 
  3. Образование новых слов из букв данного слова. (игра «Таинственные буквы»)
  4.  Разгадывание ребусов.
  5. «Логические упражнения для развития речи». 

«Если в сильный мороз шубу положить на снег. Снег растает?» Я задаю этот вопрос детям во время изучения темы «Одежда».

В начале прогулки воспитатель с ребятами на снег кладет меховую шкурку, в конце прогулки проверяют результат и делают вывод, что шуба не согревает, а задерживает тепло.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.

          В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.

           Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.   Через эти игры реализуются следующие задачи:

  • развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • расширять и углублять информацию об окружающем мире;
  • формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
  • развивать абстрактное и логическое мышление детей;
  • учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

Приведу еще несколько примеров игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе с ОНР, которые связаны с изучаемой лексической темой.

  1. Игры-эксперименты с мячом.

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй - из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. В одном из мячей сделаем дырочку, что произойдет?

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Делаем вывод.

 в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный, металлический: какой из мячиков будет плавать, тонуть?

C помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы.

  1. «Какими способами может передвигаться человек?» (тема «Человек. Части тела»)

Дети должны придумать разные способы передвижения и добраться до стола. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, на корточках, протанцевать, перекатиться и т.д.

  1. Игры-эксперименты во время рисования.

˗ эксперимент с обычными мелками, который оказался не только интересным, но и полезным. Сухие мелки плохо рисуют на бумаге, но, если их подержать в сладкой воде, они рисуют ярко и красиво.

˗ эксперимент с карандашами

Ребята набрали воду в полиэтиленовый пакет, я задала вопросы: «Как вы думаете, вода выльется, если пакет проткнуть карандашом? А несколькими карандашами? И другие.

  1. «Откуда берется сливочное масло?» (тема «Труд на селе зимой»)

Дети самостоятельно сбивали сливочное масло тремя разными способами:

  1. Вращали рукоятку маслобойки
  2. Взбивали сливки деревянной ложкой в миске.
  3. Трясли стеклянную банку

С детьми с общим недоразвитием речи мы предварительно на индивидуальных занятиях проговариваем и отрабатываем комментарии к различным этапам опыта.

Эти эксперименты интересны и увлекательны. Они мотивируют детей говорить. Это несколько примеров использования элементов экспериментально-исследовательской деятельности в совместной работе учителя –логопеда и воспитателей логопедической группы.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в познавательной, эмоционально-волевой сферах. Экспериментирование является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Благодаря экспериментальному виду деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Широкое применение экспериментальной деятельности в своей работе поможет нам подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи. М., Астрель-АСТ, 2001.
  2. Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2003.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.
  4. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. СПб., 1995.
  5. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. Самара, 1997
  6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования....

Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы....