Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида

Калининского района

Санкт-Петербурга

       

Статья

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

                                 Составитель: 

                                                                        Виноградова Т.А.

                                                                         

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

                                  Ральф Эмерсон

 По своей природе дети - исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как  способ  освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность детей, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие  определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознaтельность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, прострaнственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные предстaвления в целостную картину.

Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная деятельность  вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

         Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  Из этого  следует, что в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Современный обрaзовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

Дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес  различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности  поисково - исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,  развивающая  продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым  заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому  особый интерес для детей представляет экспериментирование.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Учитывая огромную  практическую значимость экспериментальной деятельности  для всестороннего развития ребенка, выделены  следующие цели и задачи.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
  2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  3. Развитие у детей познавательных способностей:
  4. Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, самоконтроля  своих действий.

Принципы:

  1. Принцип научности:

( Подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками.)

  1. Принцип доступности:

(Построение процесса обучения  дошкольников  в игровой форме)

  1.  Принцип систематичности и последовательности:

(Повторяемость тем во всех возрастных группах)

  1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

(Психологическая защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

  1. Принцип целостности:

(Решение программных задач в совместной деятельности  педагогов, детей и родителей)

  1. Принцип активного обучения:

(Организация  экспериментальной  деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач)

  1. Принцип креативности:

(Способность переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

(Получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей)

Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Вывод:  

 В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам  обобщения, умозаключения, абстракции, все это включает в себя экспериментирование.

 Исследовательская  деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Требования к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:

  1. У детей должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями.
  2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.
  3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей.
  1. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Направления:

  • живая природа 
  • неживая природа 
  • человек 

Выборе темы:

  • Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.  

Структура проведения опытов:

  • Постановка проблемы;
  • Поиск путей решения проблемы;
  • Проверка гипотез, предположений;
  • Обсуждение увиденных полученных результатов;
  • Формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Уголк экспериментирования:

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
  2. Мерные ложки.
  3. Сита и воронки разного материала, объема.
  4. Резиновые груши разного объёма.
  5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от      наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
  6. Резиновые или пластиковые перчатки.
  7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
  8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
  9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
  10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
  11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
  12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
  13. Контейнеры с песком и водой.
  14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
  15. Часы песочные.
  16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
  17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.    

Формы работы:

  • специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
  • совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

Основной формой  детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, сообщaем  им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даем время на обдумывание, и затем привлекаем  детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы  поощряем  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаем   из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делaть в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

 Дети работают самостоятельно. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

  • Особенностями изучаемого явления,
  • Наличием свободного времени,
  • Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
  • Если дети устали, эксперимент  прекращаем  заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Совместная  деятельность взрослого с детьми является основновой в формировании у детей опытно - экспериментальных  навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Методы и приемы  работы:

  • Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
  • Словесные   (беседы, чтение   художественной   литературы, использование фольклорных материалов).        
  • Практические  методы. Большое значение отдается ведущей форме  деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры.
  • Использование  инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» - К.А. Тимирязев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....

СТАТЬЯ на тему: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование

Китайская пословица гласит: «Расскажи–и я забуду, покажи–и я запомню, дай попробовать, и я пойму»....

Система работы по развитию познавательной активности старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Развитие познавательной активности детей невозможно без такого вида деятельности как экспериментирование. В формировании представлений об окружающем мире необходимо как игровая деятельность, так и экс...