Система работы по развитию познавательной активности старшего дошкольного возраста через экспериментирование
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Белых Наталия Вячеславовна

Развитие познавательной активности детей невозможно без такого вида деятельности как экспериментирование. В формировании представлений об окружающем мире необходимо как игровая деятельность, так и экспериментирование. Оно увлекает ребенка и раскрывает перед ним волшебный мир творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Необычный одуванчик»

Цель: знакомство с необычными свойствами частей одуванчика.

Задачи:

  1. Познакомить детей, как изменяется полоска стебля в разных растворах.
  2. Развивать интерес к экспериментированию.
  3. Воспитывать положительное отношение к практической деятельности.

Материал: желтые и «седые» одуванчики, пластмассовые стаканчики с раствором соды, лимонной кислоты, воды, стаканы с колой, молоком, солью, сахаром, яйцом, растительным маслом, минеральной водой.

Ход занятия.

Послушайте загадку:

Золотой и молодой –

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Отгадайте, что это? Правильно, это одуванчик.

Сегодня мы с вами будем проводить опыты с одуванчиками. Рассмотрите, что у вас лежит на столах (стебли одуванчиков, стаканчики с разными растворами). Итак, сейчас мы начнем работу в нашей лаборатории.

Первый опыт. Слегка раскрыть стебель одуванчика пополам и опустить его в первый стаканчик, наполненный содовым раствором. Понаблюдаем, что произошло с полоской. Полоска выгнулась дугой наружным слоем.

Второй опыт.  Слегка раскрыть стебель одуванчика пополам и опустить его во второй стаканчик, наполненный раствором с лимонной кислотой. Понаблюдаем, что произошло с полоской. Полоска изогнулась дугой наружным слоем вниз.

Третий опыт.  Слегка раскрыть стебель одуванчика пополам и опустить его в третий стаканчик, наполненный растворенным в воде сахаром. Понаблюдаем, что произошло с полоской. В сахарном растворе полоска осталась без изменений.

Четвертый опыт.  Слегка раскрыть стебель одуванчика пополам и опустить его в четвертый стаканчик, наполненный водой. Понаблюдаем, что произошло с полоской. Полоска ожила и образовалась «кудряшка».

Таким образом, самая благоприятная жидкость для жизнедеятельности стебля одуванчика – вода.

Пятый опыт. А теперь проведем опыт, который показывает, в каком растворе дольше простоит одуванчик (опят рассчитан на несколько дней). Возьмём стаканы, наполненные колой, разбитым сырым яйцом, молоком, минеральной водой, солевым и сахарным раствором и водой. Через несколько дней дети увидели, что дольше всего простоял одуванчик в стакане с водой. Вывод: в чистой воде одуванчик может сохраниться намного дольше.

Шестой опыт. На территории детского сада сорвать седой одуванчик и опустить его в стакан с водой, через несколько минут вынуть одуванчик и потрогать семена, они оказались сухими. Вывод: семена одуванчика отличаются особенностью, что после воды они не становятся мокрыми и не тонут.

Рефлексия. Ребята, что нового вы сегодня узнали и о чем хотели бы рассказать своим друзьям и родителям про сегодняшний эксперимент?

Конспект занятия «Кола и чипсы – вредные продукты. Проведение опытов»

Цель: формирование представлений у детей о вреде колы и чипсов.

Задачи:

  1. Показать на примере опытов, что кола и чипсы – вредные продукты.
  2. Развивать любознательность и наблюдательность.
  3. Воспитывать аккуратность при работе с продуктами.

Оборудование: муляжи овощей, кола, чипсы, салфетки, йод, молоко, яйцо, стаканы.

Ход занятия.

Ребята, мы снова с вами в нашей лаборатории. Стук в дверь. Кто-то к нам пришел. Вы узнали, кто это? Правильно, это кукла Незнайка. Незнайка принес с собой пакет с продуктами и просит вас помочь разобраться, какие продукты полезные, а какие – вредные. В пакете находятся овощи, чипсы и кола. Давайте выложим все на стол и отделим полезные продукты от вредных. Почему овощи мы называем полезными продуктами? (Ответы детей). А какие продукты вредные? Почему вы так считаете? Давайте проведем опыты с вредными продуктами и поможем Незнайке в этом разобраться.

Первый опыт. На салфетку положить 2 штуки чипсов и сверху накрыть второй салфеткой, слегка придавить рукой. Рассмотреть верхнюю салфетку и спросить у детей, что они видят на ней (жирные желтые пятна). Какой вывод можно сделать? В чипсах есть жиры и красители – это вредно для желудка.

Второй опыт. Капнуть на чипсы 2-3 капли йода и посмотреть, что произойдет. Чипсы стали синими, произошла реакция, которая показывает большое содержание крахмала в чипсах. Сам крахмал не опасен, но если есть чипсы каждый день, то это может привести к болезни (ожирению).

Третий опыт. Нальём в стакан колу и положим в нее яйцо. Через несколько минут вынем яйцо. Что с ним произошло? Яйцо потемнело, а скорлупа стала шершавой на ощупь. В коле содержатся красители.

Четвертый опыт. Налить полстакана колы, а потом добавить молоко, понаблюдать, что произойдет. Верхний слой в стакане стал прозрачным, а нижний – мутный, и образовались хлопья. Нельзя колу смешивать с другими жидкостями, это опасно для здоровья.

Пятый опыт. Налить колу в стакан и оставить ее на две-три недели. Затем посмотреть, что с ней произошла, как она изменилась. Жидкость уменьшилась в объеме, а на дне образовалась тягучая консистенция. В коле было много сахара, что вредно для организма.

Сфотографировать, что произошло с колой и отправить Незнайке.

Рефлексия. Что мы посоветуем Незнайке? Кола и чипсы – вредные продукты и увлекаться ими нельзя. Незнайка благодарит ребят.

Конспект занятия «Глаз – орган зрения.                                            Опыт иллюзия обмана зрения»

Цель: знакомство детей с моделью глаза и явлением оптической иллюзии.

Задачи:

  1. Познакомить детей с моделью глаза.
  2. Учить наблюдать за своими глазами и глазами других людей.
  3. Развивать интерес к экспериментированию.

Оборудование: модель глаза, лист бумаги формата A4, нарисованные контуры двух одинаковых животных, два круга на листе бумаги, зеркало.

Ход занятия.

Ребята, послушайте загадку.

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

Что это? (Глаза) Как вы узнали? Как вы думаете, может нам не нужны глаза? Достаточно ушей, носа? Давайте проверим. Закройте глаза, скажите, что я держу в руках. Правильно. По мнению ученых, большую часть информации мы получаем через орган зрения. А сейчас поиграем в игру «Водяной».  (Водяному завязать глаза)

 Водяной, Водяной, что сидишь под водой.

Выходи на чуточку, на одну минуточку. Угадай, кто это?

Водяной должен на ощупь узнать своего сверстника. Посмотрите, если вы ничего не видите, то сделать это сложно. А теперь давайте подойдем к столу и рассмотрим модель глаза. На что похожа модель глаза? (на яблоко) Какой она формы? Природа оберегает глаза, они расположены в глазницах, а закрывают их специальная дверка – веки. Давайте, посмотрим, как работают веки (брызгать водой из пульверизатора). Что делают веки? (Они закрываются.)  Рассмотрим модель глаза.

Посмотрите белой стенкой окружен

Впереди кружочек тонкий –

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло –

В мир чудесное окно

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца

Глаз бывает синий, серый:

Впереди пред белой склерой

Яркой радужки кружок

В центре радужки – зрачок.

Черный маленький кружок.

А за радужкой лежит маленький хрусталик

Он такой имеет вид, как стеклянный шарик

Показать на модели глаза все его элементы. 

А теперь садитесь на места. Давайте рассмотрим свои глазки. Возьмите зеркало и посмотрите, какого цвета у вас радужка? Расскажите. А теперь рассмотрите маленький темный зрачок. Проведем опыты.

Первый опыт. Попробуйте, не двигая головой, посмотреть вверх, вниз, вправо, влево.

Второй опыт. Показать друг другу только глазами удивление, печаль.

Третий опыт. На листе бумаги карандашом обвести по контору первую собаку с открытыми глазами, а вторую – с закрытыми.

Четвертый опыт. На листе бумаги нарисованы два круга. Поставить точку в середину первого круга открытыми глазами. Закрыть один глаз, и на втором круге поставить точку в середину. Сравнить два круга. Где точка стоит более точно?

Пятый опыт. Сверните лист А4 в трубочку. Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу приставьте левую руку так, чтобы трубочка лежала между большим и указательным пальцами.  Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры мозга, то возникнет иллюзия обмана (в левой ладони образуется дырка).

Рефлексия. Расскажите, что мы сегодня узнали. Нужны ли нам глаза, почему вы так думаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, ...

«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)

Программа по развитию познавательной  активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...