Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»
материал

Неверова Светлана Васильевна

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2.docx47.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №21»

Опыт работы:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

        

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Неверова С.В.

Содержание

Раздел 1

1.1

Условия возникновения и становления опыта…………………….

3

1.2

Актуальность опыта…………………………………………………

4

1.3

Ведущая педагогическая идея опыта…………………………........

5

1.4

Длительность работы над опытом………………………………..

5

1.5

Диапазон опыта……………………………………………………

5

1.6

    1.7        

Теоретическая база опыта…………………………………………

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта………………………………………………………..

6

8

Раздел 2

2.1

Технология описания опыта………………………………………

9

2.2

Методы и формы организации работы…………………………….

10

Раздел 3

3.1

Результативность опыта…………………………………………….

14

Раздел 4

4.1

Презентация к опыту работы: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»…………………………………………………………

17

Список литературы………………………………………………….

27

Приложение 1………………………………………………………..

30

Приложение 2………………………………………………………..

32

Приложение 3………………………………………………………..

35

Приложение 4………………………………………………………..

44

Приложение 5………………………………………………………..

49

             Приложение 6………………………………………………………...   54

             Приложение 7…………………………………………………………  60

2

«Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам»

                                                                                                  ( Р.Эмерсон).

Раздел 1.

1.1. История возникновения и становления опыта

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по выявлению исходного уровня познавательной активности детей средней группы, использовалась методика  «Вопрошайка»  М.Б. Шумаковой. (Приложение №1).

По результатам диагностики в средней группе оказалось только 7 % воспитанников с высоким уровнем познавательной активности, 34 % детей находились на среднем уровне, 59% на низком уровне.

Результаты данной диагностики говорят о низком уровне развития у детей познавательной активности, таких процессов, как любознательность, познавательная потребность, у них имеются частые заблуждения о

3

некоторых сторонах познаваемых объектов, не могут выявить существенные признаки объекта, при его рассмотрении; не могут сделать самостоятельно выводы и умозаключения, выдвигать гипотезы.

Таким образом, была выявлена необходимость в  создании условий для развития познавательной активности детей, поиска современных методов и приемов в решении данной проблемы.

Поэтому, наиболее конструктивным решением проблемы является  использование экспериментальной деятельности.  Так и возникла идея о развитии познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования с различными веществами.

           Был сделан вывод о необходимости создания организационно-методических условий, которые предполагают стимулирование познавательного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

1.2. Актуальность опыта

        Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши  дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить.

Ребёнок - дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей,  склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.

       ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.        

Развивающемуся уму ребёнка необходимо постоянное взаимодействие с творческими познавательно-исследовательскими задачами. Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию.

На практике взрослые больше всего используют в своей деятельности с дошкольниками  форму прямого обучения, ведь гораздо проще самим рассказать детям определенные сведения по занятию, чем спроектировать и организовать процесс, направленный на самостоятельное обследование объекта и постепенное получение дошкольником  положительного или отрицательного результата. Такое обучение можно назвать пассивным, во время которого ребенок просто слушает, запоминает, но сам в  изучении и непосредственном обследовании объекта не участвует. Если использовать  

4

способ пассивного обучения, то  у детей не имеется шансов повысить  познавательную самостоятельность. Следовательно, в дальнейшем у них будет слабо развита  познавательная активность.

Наряду с этим, наблюдается противоречие между объективной потребностью в развитии познавательной активности дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной теоретической и практической разработанностью, доступной для применения в детском саду, экспериментальной деятельности.

Содержание опыта работы по теме «Повышение познавательной активности у дошкольников посредством экспериментирования с различными веществами» поможет преодолеть вышеназванное противоречие.    

1.3.Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством  широкого внедрения в образовательный процесс детского сада экспериментирования с различными веществами в условиях реализации ФГОС ДО.

1.4.Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2018 года, когда из детей дошкольного возраста была сформирована  средняя группа, по май 2020 года.

1 этап - информационно-аналитический, или диагностический: сентябрь 2018  –  ноябрь 2018 года.

2 этап – практический: декабрь 2018 -  май 2019 года.

3 этап – заключительный: сентябрь 2019  – март 2020 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулировалась тема опыта работы, изучались и анализировались педагогические источники по выбранной проблеме. Осуществлялся подбор диагностического материала для выявления уровня сформированности познавательной активности детей.

На формирующем этапе была проведена  проверка эффективности использования метода экспериментирования в процессе развития познавательной активности дошкольников.

На заключительном этапе проводился анализ и обработка полученных результатов работы.  Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

1.5.Диапазон опыта

5

Так как в основу работы положено развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования с различными веществами, то опыт имеет широкий диапазон.  В опыте представлена система проведения экспериментов, наблюдений, опытов  на всех уровнях: индивидуальном, групповом, на занятиях, во время совместной деятельности педагога с детьми.

1.6.Теоретическая база опыта

Формирование  познавательной активности дошкольников, как один из главных факторов всестороннего развития постоянно привлекает внимание учёных и исследователей-практиков.

В процессе работы над опытом были  изучены следующие понятия:

  1. «познавательная активность»
  2. «экспериментальная деятельность».

Раскрытие понятия «познавательная активность» начинается с научного изучения термина «активность».  В толковом словаре С. И. Ожегова, активный–обозначает энергичный, деятельный.

В содержании понятия «познавательная активность» включается несколько направлений.  Так, например, педагоги прошлого, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, целостно рассматривали познавательную активность как развитие ребёнка и определяли её как естественное стремление детей к познанию.  А современные учёные, такие как Г.И.Щукина, Н.Н., Л.А. Венгер определяют «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление к познанию, но при этом качеством личности «познавательная активность» становится при проявлении устойчивого стремления к познанию.

Исследования, отражённые в педагогической литературе, показывают,  что познавательная деятельность – главная деятельность дошкольников, в ходе  которой происходит  процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений.

Исследования учёных показывают, что познавательная активность не является врождённой,  а формируется у человека на протяжении всей его сознательной жизни. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуальными особенностями и  созданной развивающей предметно-пространственной средой для всестороннего развития и воспитания. Таким образом, познавательное развитие детей может быть только лишь при условиях формирования у них познавательного отношения к окружающему миру и умений хорошо ориентироваться в разнообразии  окружающих предметов, благодаря которым,  дети получают возможность стать субъектом индивидуальной  познавательной деятельности.

Большое значение имеет способность ребёнка самостоятельно находить для себя объект познания, реализовать свой замысел, выработать своё суждение, отстаивать свою точку зрения, проявляя при этом

6

изобретательность и творчество. Познавательная активность ребёнка старшего дошкольного возраста  может проявляться в его желании что-то самостоятельно сделать, изменить, открыть, узнать что-то новое для себя.

        Понятие «экспериментальная деятельность»  состоит из:

  1. Детское экспериментирование.
  2. Деятельность.

Детское экспериментирование  Н.Н. Поддъяков рассматривал, как активно-преобразующую деятельность детей, существенно изменяющую исследуемые объекты: «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам». По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями».

Ребенок-дошкольник, по своей сути, является исследователем, проявляя активный интерес к познавательно-исследовательской деятельности, а именно к экспериментальной.

 В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «деятельность»  обозначается как  специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Академик Н.Н. Поддьяков считал, что «….в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Малыши разбирают игрушки, наблюдают за брошенными в воду предметами (тонет - не тонет), нюхают, трогают, даже пробуют языком различные  предметы, но ведь это очень опасно. Опасность такой самостоятельности состоит в том, что ребёнок еще не знаком с элементарными правилами безопасности.

Эксперимент, который организует педагог, безопасен для ребенка, но, в то же время, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их применения в собственной жизни. Первоначально, дети экспериментируют в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем нужные материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного проведения опытов и экспериментов ребенком, если это

7

безопасно для его здоровья. Именно поэтому, в детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента.

        В ходе экспериментирования ребенку нужно ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать и, что получится в результате.  Экспериментальная деятельность, зачастую, всегда вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), повышает познавательную активность и развивает любознательность ребенка, активизирует и усиливает восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с правилами жизни в обществе и т.п.

        В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

        Все исследователи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста определяют основную особенность этой познавательной деятельности: малыш обследует и  познает объект в ходе непосредственной  деятельности с ним, при этом все выполняемые им действия выполняют познавательную и исследовательскую функцию, где создаются условия, в которых  действенно открываются свойства изучаемого объекта. Практика показывает, что запоминается все надолго и прочно, когда человек это услышал, увидел и сделал сам. Участие в исследованиях и экспериментах дают ребенку- дошкольнику реальную  возможность самому ответить на вопросы «как?» и «почему?».

        Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод  о том, что необходимо расширить  знания и изучить методики экспериментальной деятельности  в детском саду более углубленно. Ведь в наше время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Отсюда вытекает необходимость расширять и обогащать знания о данном методе обучения для развития познавательной активности, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

        Новизна опыта состоит в создании системы  применения методов и приёмов экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие познавательной активности дошкольников.

1.7.Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

8

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности по познавательному развитию, независимо от определенного учебно- методического комплекта.

Раздел 2.

2.1. Технология опыта

        Целью педагогической деятельности по реализации данного опыта является развитие познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе экспериментирования с различными веществами.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством  экспериментирования с различными веществами.

2. Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

3. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментирования.

4. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, выдвигать гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

5.Создание условий для проведения экспериментов, нацеленных на развитие познавательной активности дошкольников.

В соответствии с поставленными целью и задачами педагогической деятельности, в рамках представляемого опыта, развитие познавательной активности дошкольников проходит на занятиях, прогулках, совместной и самостоятельной деятельности.    

 Работа по развитию познавательной активности была начата с детьми средней группы. В условиях детского сада с детьми 4-5 лет  проводятся элементарные опыты и простые эксперименты. Их элементарность заключается в том, что решаемые задачи неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они  безопасны,  в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов соблюдается следующая структура:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов.

9

Такая система работы помогает  активизировать мыслительную           деятельность дошкольников, направляет детей к самостоятельным исследованиям.

Для развития детской познавательной  активности в детском саду созданы все необходимые условия: оборудована предметно-пространственная среда в группе, которая развивает самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает необходимые условия, для самостоятельного развития. Оформлен уголок экспериментирования, где созданы необходимые условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития познавательной активности  детей в соответствии с ФГОС ДО.

В уголке экспериментирования имеется  следующее оборудование:

1.Приборы: увеличительные  стёкла, весы, песочные  часы, компас, магнит, микроскоп.

2.Разнообразные  по  объёму и  форме  сосуды  из  различных  материалов: пластмасса, стекло, металл.

3. Природный  материал: камешки, листья, глина, песок, мел, ракушки, шишки, мох, семена и др..

4.Бумага: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

5.Краски гуашь, акварель.

6.Медицинские  материалы: пипетки, колбы, деревянные  палочки, мерные  ложки.

7.Зеркала.

8. Воздушные  шары, сыпучие  материалы, цветные  и  прозрачные  стёкла, свечи, трубочки  для  коктейля.

9.Измерительный  материал: метр, линейка, условные  мерки.

Собранные материалы и оборудование в уголке экспериментирования способствуют расширению и активизации  познавательного опыта детей, проведению опытов и экспериментов, вызывают активный интерес к участию в данной деятельности.  

При создании и оборудовании уголка экспериментирования  учитывались следующие требования: безопасность, доступность, мобильность, достаточность материала. Материал, находящийся в уголке, соответствует уровню развития детей, их возрасту, но имеются также материалы и оборудование для проведения  и более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей, с более высоким уровнем развития. Оборудование в уголке экспериментирования постоянно пополняется, обновляется в соответствии с темой  и временем года, что позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня с учётом индивидуальных особенностей.

2.2. Методы и формы организации работы

Во время проведения экспериментов  с детьми 4-5 лет с помощью

10

игровых персонажей создаются простейшие проблемные ситуации: «утонет ли резиновый мяч?», «как спрятать от лисы колечко в воде?», «почему нельзя есть снег?», «из какого песка легче слепить фигурку?» и др. В процессе экспериментальной деятельности  ребят знакомят со свойствами  материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. Дети узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки и др.

С детьми проводятся следующие эксперименты:

-  «Лепим колобка», где они получают представления о том, что из влажного песка и глины можно лепить; 

- «С кем подружится Капелька», где знакомят детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, нужна для жизни растений, животных и людей;

- «Волшебные тени», детей знакомят с тем,  что если светить на предмет, то появляется тень.

-  «Разноцветные льдинки», даётся детям представление о том, что лед это замороженная вода, и др.

В процессе  экспериментирования ставится цель опыта, совместно с детьми составляется план его проведения, и осуществляются необходимые действия. Постепенно привлекаются дети к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?».

Детей учат подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат своей деятельности, тем самым, развивая исследовательскую активность детей. Так, например, в ходе  экспериментальной деятельности  «Спрячь колечко», дети знакомятся со свойствами воды – прозрачность, бесцветность, может менять цвет, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняется. Затем проверяет предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планирует свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняет, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаются производимые действия и то, что происходит. Затем совместно делают выводы о том, что вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет; вода была прозрачной, а стала непрозрачной и др.

Создана картотека экспериментов для проведения с детьми 4-5 лет.

В старшей группе, на 6-м году жизни, с  детьми продолжается работа  по познанию окружающего мира в процессе экспериментальной деятельности более углублённо.

Проводимые с детьми эксперименты усложняются, идет практическое освоение дошкольниками  свойств и качеств различных веществ.  Дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

 Создаются  следующие проблемные ситуации: «Как из воды сделать

11

игрушку?», «Почему глаза не мёрзнут на морозе?», «Зачем человеку нужен нос?», «Из чего можно сделать лодку?», «Как поймать солнышко», «Из чего сделан слайм?»  и др.

С детьми проводятся  эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на солнце); «Из каких материалов домик крепче?».

Исследуется состав почвы, сравниваются свойства земли, мела, песка и глины. Расширяет представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей,  узнаем о свойствах магнита «Волшебный мир магнита», увеличительного стекла «Рассмотрим ближе».

Во время совместного экспериментирования перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, ребятами самостоятельно выдвигаются  гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы. Развиваем умение детей логически мыслить, рассуждать, вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения и наводящие  вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя ехать на бумажном автомобиле?». 

Так же, учат детей, в ходе экспериментальной деятельности, задавать вопросы, выделять последовательность действий, при этом обговаривать, что делали, что получилось, почему. После каждого эксперимента  приучают детей к труду и самостоятельности,  приводить в порядок и убирать рабочие места.

В процессе экспериментальной деятельности  развивают речевые навыки и  умение договариваться со сверстниками, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения,  участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми. Для этого, во время решения проблемных ситуаций, обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь стеснительным, действовать сообща, вместе.

С детьми подготовительной группы, 6-7 лет, работа по развитию познавательной активности продолжается, углубляются представления об окружающей действительности, эксперименты усложняются по теме, содержанию и методике проведения. Теперь, зачастую, инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно даются задания по прогнозированию результатов. Например, «Сегодня мы посадили лук, подумайте и скажите, каким он станет через десять дней».  Подводим детей к самостоятельному анализу полученных результатов экспериментов, составлять отчёт о проделанной работе.

Провела с ребятами занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого использую занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать.

В настоящее время во многих магазинах появились слаймы –

12

желеобразные игрушки. Они очень яркие и приятно пахнут. Игрушки развивают мелкую моторику рук, поэтому я решила разобраться, насколько полезна эта игрушка и из каких веществ она сделана.  Изучив историю слаймов, их виды, состав, пользу и вред, я решила провести эксперимент создать слайм по трем разным рецептам и узнать, какой из них самый лучший. (Приложение №2).

Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность.

Мной была подобрана серия экспериментов «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Он в мешке»,«Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта», с объектами неживой природы и занятия, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Практика показывает, что дети седьмого года жизни выдвигают гипотезы, на первый взгляд простые для  взрослого, но достаточно сложные для дошкольников. Также у детей появляется  умение отказаться от выдвинутой гипотезы, в том случае,  если она не подтверждается. Дети самостоятельно формулируют выводы, дают полное  описание проделанной работы.

        В результате,  дети активно участвуют в предложенных экспериментах,  с большим удовольствием сами организуют действия с различными веществами, выявляя  при этом их особенности. Они активно проявляют своё желание экспериментировать как в  детском саду,  так и  в домашних условиях: исследуют  разные предметы быта, их действие, что выясняется в процессе бесед с родителями и  самими детьми.

        Таким образом, в ходе проделанной работы, собрана картотека опытов и игр - экспериментов для детей средней, старшей, подготовительной групп для развития познавательной активности.

Взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами

В рамках реализации ФГОС ДО родители являются активными участниками образовательного и воспитательного процесса в детском саду.    Именно поэтому, для повышения педагогической грамотности родителей, проводят с родителями  консультации, беседы по проведению экспериментов и опытов с детьми, для выявления причинно-следственных связей, в домашних условиях. Для этого регулярно обновляется наглядная информация в уголках для родителей, вывешиваются рекомендации о проведении исследовательской деятельности дома.

Также привлекаются родители к оформлению и обновлению уголка экспериментирования в группе необходимым оборудованием в соответствии с интересами и запросами воспитанников.

После проведённой работы родители вместе с детьми стали проводить опыты дома, что благотворно влияет на развитие познавательной активности

13

дошкольников.

Для работы с семьей мы используем следующие формы работы: тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький почемучка», фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», конкурс «Лучшее изображение снежинки»). Родители принимают непосредственное участие в проектной деятельности. Семья Неверовых разработала исследовательский проект «Удивительный мир слаймов». (Приложение №3) Состоялось родительское собрание на тему: «Развитие познавательной активности ребенка посредством экспериментирования», на котором мы предложили родителям поучаствовать в мастер-классе (Приложение № 4) по проведению экспериментов, познакомили с картотекой и лабораторией. Что способствовало активному участию родителей в пополнении мини-лаборатории материалами для исследований. Многие родители организовали экспериментальную деятельность с детьми в домашних условиях.

Родители явились для нас с детьми первыми помощникам в реализации

поставленных задач и увлеклись данной темой моего опыта работы. Я отмечу, что родители оказывали посильную помощь в развитии познавательной активности детей через метод экспериментирования опытно-исследовательской деятельности.

Консультации для родителей, рекомендации, буклеты памятки способствуют проявлению интереса и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности. Разработала материал на темы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» и другие. (Приложение № 5).

Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Провела круглый стол

 «Уголок экспериментирования в детском саду». (Приложение № 6). Разработала буклет: «Опытно - экспериментальная  деятельность». (Приложение № 7).

Раздел 3

3.1 Результативность опыта

На завершающем этапе с детьми подготовительной к школе группы проводилась диагностика для того, чтобы выявить полученный  результат, итог целенаправленной и систематической работы по развитию познавательной активности детей посредством экспериментальной деятельности.

Результаты диагностики (методика «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой) показывают, что познавательная активность у детей  подготовительной группы значительно повысилась:

52% детей – высокий уровень.

14

40% детей – средний уровень.

8% детей – низкий уровень.

Результаты диагностики по развитию познавательной активности детей (методика «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой) за три года представлены в таблице  и диаграмме.

Годы

Высокий уровень

Средний уровень

 Низкий уровень

2017-2018уч. г.

7%

34 %

59%

2018-2019уч. г.

19 %

51 %

30%

2019-2020уч. г.

52%

40%

8%

Итоги данной диагностики свидетельствуют о развитии у детей познавательной активности. У дошкольников развиты такие качества, как любознательность, сформированы познавательные интересы, познавательная потребность, большинство детей могут выделять существенные признаки предметов и явлений, делать самостоятельно выводы и умозаключения, выдвигать гипотезы.

Таким образом, положительные результаты по итогам диагностики свидетельствуют об эффективности организации экспериментальной деятельности дошкольников: разработанная и апробированная на практике система доказала свою эффективность в  развитии познавательной активности дошкольников.

15

Список литературы

  1. Волкова, Е.В., Микерин, С.Л. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во,2008.-256с.
  2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010.-192с.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 2000. – 940 с.
  4. Парамонова, Л.А. Развивающие занятия с детьми. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010г.
  5. Поддьяков, Н.Н.Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995.-48с.
  6. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: 1996.-32с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ №1155 от 17 октября 2013г. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  8. Болотина Л.Р.Дошкольная педагогика/Л.Р.Болотина,Т.С.Комарова.- М.:
  9. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр

педагогического образования, 2012

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
  2. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв.Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005 – 192 с.
  3.  Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников.
  4. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

  1. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002

  1. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности

дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и

образование. – 2005 – №2.

  1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  2. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод

обучения старших дошкольников» Москва.

  1. 13 Солодникова И. Играйте вместе с детьми. Из опыта работы психолога. //Дошкольное воспитание. – 1996 – №5.– С.27–30.
  2. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-7 лет//

Психологическая наука и образование. - 2004 - №1.- 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе экспериментирования»...

Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»

           В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»

Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...