Консультация Растим гражданина
консультация (подготовительная группа)

Афонина Вера Александровна

Консультация посвящена нравственно-гражданскому воспитанию дошкольника в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_grazhdanina_konsultatsiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Растим гражданина»

                                                                     Подготовила: воспитатель

                                              Афонина В.А.

Саранск 2019 г.


 Работу по социальной адаптации следует начинать как можно раньше, так как  качества, привитые с детства,  всегда оказываются очень прочными и  активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности. То, что мы заложим в душу ребенка, проявится позднее, станет его жизнью.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения,  высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы, т.е. становится социально компетентным. Педагогу важно уметь поддерживать ребенка в разных ситуациях успех и неудач, помогать верить в свои силы.

Процесс подготовки социально адаптированной личности  включает в себя и нравственно-гражданское воспитание. В детстве усвоение социальных норм общества происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Патриотическое чувство, чувство Родины… . Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей  дошкольного возраста. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, и родной край. Позже – не только малая, но и большая многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребенок является. Воспитание любви к Родине выстраивается в логическую цепочку, от близкого к  дальнему, от любви к семье, детскому саду, улице, городу – до любви к Отечеству. И, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я – горжусь своей страной!».

Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание ребенка – гражданина – это главная цель работы воспитателя. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель – создатель нашего государства, от которого во многом зависит будущее нашей страны.

Большое влияние на формирование социальной адаптации дошкольника к жизни в обществе оказывает семья. На социальное развитие ребенка влияет атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. Именно в семье  удовлетворяются потребности ребенка в тепле, любви, заботе, сочувствии, защищенности. Если у ребенка в семье превалируют отрицательные эмоции (страх, недоверие, злоба, мстительность), его вхождение в социальный мир может стать социально опасным. Семья является генетически первой социальной группой, с которой ребенок на протяжении многих лет жизни находится в тесном контакте

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка. Разнообразная деятельность дошкольников в детском саду является важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности, обеспечивает возможность активно познавать окружающий мир.  Совместная деятельность взрослого (воспитателя) и ребенка является своего рода школой передачи  социального опыта. Общаясь с педагогами, сверстниками, ребенок получает и углубляет свои знания об отношениях людей, об общественной жизни.

Взаимосвязь всех видов деятельности является важным компонентом развития ребенка и социализации личности.  Расширение имеющихся знаний дошкольника  происходит параллельно с развитием интереса к миру взрослых. Педагогам обязательно нужно рассказывать детям о профессиональной деятельности взрослых, о значении их труда для других, о его результатах. Ознакомление с трудом взрослых помогает подвести детей к пониманию общественных мотивов деятельности человека, показать ценность, значимость и необходимость труда. Например, в повседневной жизни внимание детей обращается на пользу, которую приносит всем работа сотрудников детского сада.

Все взрослые, которые работают в детском саду, заботятся о детях; каждый из них очень важен, дети без них не могут обойтись, а они не могут обойтись друг без друга. Для того чтобы повар приготовил обед, шофер привозит продукты;  медсестра составляет меню, чтобы еда была вкусной, полезной и каждый день разной; электрик проверяет, как работает электроплита, электромясорубка; слесарь вовремя чинит краны. Для того, чтобы воспитатель проводил интересные занятия, методист помогает подобрать нужные книжки, игрушки, картинки, которые привозит в детский сад шофер; чтобы воспитателю было удобно заниматься и играть с детьми на прогулке, дворник каждый день наводит порядок на участке; для того чтобы все взрослые хорошо себя чувствовали, медсестра следит за их здоровьем, дает витамины. Чтобы все работали дружно, вовремя уходили в отпуск, отдыхали, учились, детским садом руководит заведующая. Она следит за тем, чтобы вовремя делали ремонт, красили постройки на участках, принимает детей в группы, работает с родителями. Воспитатели в группах проводят разные занятия (по изобразительной деятельности, по математике, по развитию речи, по знакомству с природой); инструктор по физической культуре проводит занятия по физкультуре, которые помогают ребенку быть сильным, ловким, здоровым; музыкальный руководитель учит детей петь, слушать музыку. Взрослые, которые работают в детском саду, понимают, как они нужны друг другу; они внимательные, заботливые, потому что все они делают одно дело: воспитывают Человека.

Заботу о детях, которые ходят в детский сад, проявляют не только те люди, которые в нем работают, но и те, которые работают в других местах: строили детский сад каменщики, крановщики, маляры, штукатуры; продают в магазинах свежие продукты - продавцы; выращивают хлеб - хлеборобы; приносят журналы и газеты – почтальоны.

Так у детей зарождаются предпосылки общественно полезной направленности труда, склонности к труду, которая становится одной из форм проявления трудолюбия. Труд ребенка – дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для дальнейшего социально-личностного развития его как члена общества, в котором он будет жить. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада.

Педагогам следует систематически организовывать в детском саду труд с общественной мотивацией. Для этого нужно организовать такой  вид трудовой деятельности, где можно показать детям результаты труда. Лучше всего в этом может помочь практическая трудовая деятельность. Например, мы посадили с детьми старшей группы семена тыквы, вырастили, собрали урожай. Повара сварили для всего детского сада пшенную кашу с тыквой.

Если спросить у детей, кем они хотят быть, когда вырастут, то девочки предпочитают быть врачами, учительницами, воспитательницами, а мальчики – космонавтами, шоферами, милиционерами. Чаще всего дети выбирают для себя профессии своих родителей. Например, дети старшей группы так отвечали на вопрос о своей будущей профессии:

Влад: «Когда я буду взрослым, буду работать пожарным, как папа».

Аня: «Моя мама работает медсестрой в детской больнице. Она делает уколы, дает таблетки больным детям и дети быстро выздоравливают. Я вырасту и буду работать детским врачом, потому что мне очень жалко всех детей, которые болеют».

Современный дошкольник на вопрос о том, кем и каким он хочет быть, когда станет взрослым, часто отвечает: бизнесменом, самым богатым человеком, банкиром... Хорошо или плохо, что так изменилась ориентация? Не будем судить, такова реальная действительность. Наверное, важнее, чтобы ребенок учился понимать, каким образом его мечта может быть осуществлена. Быть богатым очень даже хорошо, но для этого нужно научиться не грабить, а зарабатывать деньги, принося пользу себе и людям. В сегодняшней ситуации такие представления довольно трудно формируются, слишком много отрицательных примеров вокруг, а дети, как известно, не изолированы от социальной жизни. Задача педагога - поддержать мечту ребенка и связать стремление к ней с желанием трудиться. Не мешает привести в пример богатых людей, которые помогают инвалидам, осиротевшим детям, вкладывают деньги в благоустройство города, в оборудование больниц.

Кто я? Какой я? С поисков ответов на эти вопросы начинается социально-личностное развитие ребенка. Наша цель – помочь сформировать у ребенка представление  об окружающем мире, о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. Наша задача – воспитать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям. Именно таким должен быть человек XXI века.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация (старшая группа) для родителей "Растим гражданина"

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Быть гражданином- значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед о...

" РАСТИМ ГРАЖДАНИНА" Консультация для родителей

   Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданский долг перед обществом, Родиной обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к ...

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина»

Дошкольный возраст — доступны ли в этот период жизни первые чувства патриотизма?...

Консультация для воспитателей" Растить гражданина"

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина»       Дошкольный возраст — дост...

Консультация для воспитателей «Растить гражданина»

Консультация для воспитателей «Растить гражданина»...

Проект патриотического воспитания «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!»

Реализуем проект «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!» в рамках нравственно-патриотического воспитания для старших дошкольников. Проект рассчитан на год....

Отчет по работе над проектом ДОУ «Растим Патриота! Растим Гражданина! Растим Человека!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей ответственности за свои действия, воспитание у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной...