Способы и направления поддержки родительской инициативы
материал

 

 Способы и направления поддержки родительской инициативы

Поддержка образовательных инициатив детей в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования. Однако не следует забывать о том, что для решения задач ООП ДО большое значение имеет поддержка образовательных инициатив родителей. Какие формы взаимодействия с семьями воспитанников можно использовать с этой целью, рассмотрим в данной статье.

Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.

Основания для поддержки образовательных инициатив в ДОО 

К сожалению, часто родители придерживаются мнения, что с момента поступления ребенка в ДОО весь образовательный процесс ложится на педагога. Они интересуются только уходом за ребенком, уверены, что детский сад — место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители на работе. Кроме того, многие мамы считают, что даже формирование у ребенка элементарных навыков по уходу за собой (умение надевать и застегивать одежду, мыть руки, пользоваться носовым платком) — задача воспитателя, что они отдают ребенка в детский сад, чтобы его там «всему научили». Родители аргументируют эту точку зрения тем, что у работников ДОО соответствующее образование и «им за это платят».

 

Что говорит закон о поддержке образовательных инициатив?

Однако согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка). По мнению известного педагога Л.А. Никитиной, «надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

 

Поддержка образовательных инициатив родителей

Кроме того, важной задачей педагогов является сегодня поддержка образовательных инициатив родителей. Например, если они выступают с предложением организовать совместное с детьми мероприятие или поездку, поддержите их, помогите продумать содержание, решить организационные вопросы. Важно вовремя заметить желание родителей подробнее изучить какой-либо вопрос, включиться в образовательный процесс. Не нужно ждать, когда будет соответствующее мероприятие по плану. Гибкость планирования работы в группе, продиктованная современными требованиями, дает возможность педагогам учитывать особенности ситуации. При таком подходе к взаимодействию с семьями и воспитанники становятся более уверенными в себе, эмоционально отзывчивыми, инициативными, у них формируется положительное отношение к окружающему миру. Они чувствуют себя ближе к воспитателю, т. к. наблюдают его тесное общение с родителями. Они радуются и испытывают чувство гордости, когда родители участвуют в совместных играх и занятиях, видят их интерес и активную позицию.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляется путем решения следующих задач:

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, в ДОО используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность. Остановимся подробнее на некоторых из них.

 

 С чего начинается поддержка образовательных инициатив семьи в ДОО?

Как правило, знакомство с вновь пришедшими детьми и их родителями начинается с беседы и наблюдения за их общением. Родители заполняют опросный лист «Будем знакомы» и анкету «Детский сад: что вы от него ждете?». На основе полученных данных планируется дальнейшее взаимодействие, подбираются такие формы, которые помогут родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка, оценить его достижения, понять сам процесс воспитания. Помимо традиционной доски объявлений, в группе оформляется стенд «День за днем» с краткой информацией о том, чем ребенок был занят в течение дня, с рекомендациями для родителей. Приложение к стенду — рубрика «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, пальчиковыми и словесными играми и т. д., которые могут повторить дома вместе с детьми. Традицией стало оформление родителями фотоальбома «Будем знакомы», на страницах которого они рассказывают о своем ребенке. Альбом помогает не только педагогу поближе узнать своих воспитанников, но и всем родителям группы познакомиться с другими детьми.

Есть и «Родительская почта», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем служат темами для консультаций и родительских собраний, круглых столов по обмену опытом семейного воспитания. Кроме этого, совместно с родителями было решено выпускать групповую газету «Дочки-сыночки».Если в младшей группе инициаторами оформления выступили родители и воспитатель, то в старших группах газета оформляется совместно с детьми. Цель выпуска газеты — сплочение детско-родительского коллектива посредством совместной деятельности. Названия рубрик говорят сами за себя: «Родительские хитрости» (обмен опытом), «Мамочку и папочку поздравляем с праздничком» (поздравления от детей), «Детский лепет» (детские высказывания), «Наши будни» (фотоколлаж). Газета служит также средством обратной связи: родители размещают в ней статьи о развитии детей, идеи по семейному воспитанию, обмениваются друг с другом опытом. Совместно с членами семей воспитанников был создан альбом «Почемучка», в котором родители в доступной форме (рисунок и пояснение) дают ответы на детские вопросы: «Почему опадают листья?», «Почему радуга разноцветная?» и т. д. Этот альбом дошкольники рассматривают не только в группе, но и берут домой для обсуждения интересных вопросов с родителями. В нетрадиционной форме проходят групповые родительские собрания: с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказываниями воспитанников, а также в форме мастер-классов, чаепития с угощениями, приготовленными детьми и т. п. Это способствует созданию доверительной атмосферы. Цель родительских собраний не только ознакомительно-организационная. В ходе таких встреч освещаются разные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста. Кроме того, в группах, начиная с младшей, проводятся «Встречи с интересными людьми»,в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, сферой деятельности и дают полезные советы по выбору будущей профессии (учитель, стоматолог, военный, библиотекарь и т. д.). Совместно с детьми родители участвуют в групповых занятиях: «Путешествие в сказку», «Поле чудес», «Морское путешествие» и т. д. Одна из интересных находок — участие родителей в тех режимных моментах детского сада, куда обычно их не пускают. Например, дети очень любят слушать в аудиозаписи «Мамину песенку»,которая звучит в ходе подготовки к дневному сну. Колыбельные, исполненные мамами воспитанников, помогают им не только заснуть, но создают ощущение, что родители рядом и любят их. Среди эффективных форм взаимодействия можно выделить «Маршрут выходного дня». Родители воспитанников выступают инициаторами совместных экскурсий и походов: в пожарную часть, библиотеку, а также просто прогулок. В настоящее время родители воспитанников являются активными участниками различных мероприятий, проводимых как в отдельной группе, так и в ДОО в целом («День именинника», «Театральная неделя», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Ай да папы!»). Совместно с детьми они участвуют в экологических акциях («Елочка — зеленая иголочка», «Берегите первоцветы», «День Земли»), выставках художественного творчества («Осенняя и зимняя фантазии», «Война глазами детей» и т. д.). Кроме этого, принимают участие в различных конкурсах («Двор, в котором я мечтаю жить», «Кормушка для птиц», «Новогодняя игрушка»), всероссийских (фотоконкурс «Моя семья») и даже международных («Бабушка рядышком с дедушкой»), занимая в них призовые места. Семьи воспитанников занимаются благоустройством и озеленением территории ДОО (посадкой деревьев, оформлением клумб и т. д.)

Поддержка образовательных инициатив позволяет сблизить детей и родителей

Совместные мероприятия сближают не только родителей и детей, но и взрослых между собой. Однако не все родители осознают значение своего включения в жизнь ДОО, несмотря на масштаб проводимой педагогами работы. Некоторые из них, ссылаясь на усталость или занятость, отказываются участвовать в совместной с детьми деятельности. В таких случаях возникает необходимость использовать нестандартный подход к решению проблемы. Например, можно организовать акцию «Гость группы»: члену семьи предлагается прийти в группу как гостю, чтобы посмотреть со стороны на повседневную жизнь своего ребенка, понять интересы его и других детей. На такое приглашение многие отвечают согласием, ведь от них ничего не требуется, только найти для этого время. Наблюдая за ребенком в условиях группы, у родителей возникает желание пересмотреть отношение к своей занятости и чаще приходить в детский сад, участвовать в различных мероприятиях. Нередко приходится прибегать и к «педагогической хитрости». Тем родителям, кто особенно сторонится участия в образовательном процессе, предлагаются на первый взгляд незначительные поручения, без выполнения которых «невозможно» провести то или иное мероприятие (убрать тяжелую ширму во время театрализованного представления, вынести необходимые атрибуты на праздновании дня рождения кого-либо из детей и т. п.). Выполняя такие маленькие просьбы, поручения и видя результат своего вклада в общее дело, взрослые начинают активно проявлять интерес к жизни ДОО, выступать с предложением о помощи, а впоследствии и со своими творческими идеями. Подводя итог, можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями создает позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Мамы и папы осознают, что вовлечение родителей в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития ребенка. Тем самым начинают проявлять больше инициативы. Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Способы и направления поддержки родительской инициативы

Поддержка образовательных инициатив детей в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования. Однако не следует забывать о том, что для решения задач ООП ДО большое значение имеет поддержка образовательных инициатив родителей. Какие формы взаимодействия с семьями воспитанников можно использовать с этой целью, рассмотрим в данной статье.

Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.

Основания для поддержки образовательных инициатив в ДОО  

К сожалению, часто родители придерживаются мнения, что с момента поступления ребенка в ДОО весь образовательный процесс ложится на педагога. Они интересуются только уходом за ребенком, уверены, что детский сад — место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители на работе. Кроме того, многие мамы считают, что даже формирование у ребенка элементарных навыков по уходу за собой (умение надевать и застегивать одежду, мыть руки, пользоваться носовым платком) — задача воспитателя, что они отдают ребенка в детский сад, чтобы его там «всему научили». Родители аргументируют эту точку зрения тем, что у работников ДОО соответствующее образование и «им за это платят».

Что говорит закон о поддержке образовательных инициатив?

Однако согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Таким образом, взаимодействие ДОО с семьей должно быть основано на сотрудничестве и при условии открытости детского сада внутрь (у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе) и наружу (у педагогов должна быть информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка). По мнению известного педагога Л.А. Никитиной, «надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Поддержка образовательных инициатив родителей

Кроме того, важной задачей педагогов является сегодня поддержка образовательных инициатив родителей. Например, если они выступают с предложением организовать совместное с детьми мероприятие или поездку, поддержите их, помогите продумать содержание, решить организационные вопросы. Важно вовремя заметить желание родителей подробнее изучить какой-либо вопрос, включиться в образовательный процесс. Не нужно ждать, когда будет соответствующее мероприятие по плану. Гибкость планирования работы в группе, продиктованная современными требованиями, дает возможность педагогам учитывать особенности ситуации. При таком подходе к взаимодействию с семьями и воспитанники становятся более уверенными в себе, эмоционально отзывчивыми, инициативными, у них формируется положительное отношение к окружающему миру. Они чувствуют себя ближе к воспитателю, т. к. наблюдают его тесное общение с родителями. Они радуются и испытывают чувство гордости, когда родители участвуют в совместных играх и занятиях, видят их интерес и активную позицию.

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников осуществляется путем решения следующих задач:

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, в ДОО используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность. Остановимся подробнее на некоторых из них.

 С чего начинается поддержка образовательных инициатив семьи в ДОО?

Как правило, знакомство с вновь пришедшими детьми и их родителями начинается с беседы и наблюдения за их общением. Родители заполняют опросный лист «Будем знакомы» и анкету «Детский сад: что вы от него ждете?». На основе полученных данных планируется дальнейшее взаимодействие, подбираются такие формы, которые помогут родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка, оценить его достижения, понять сам процесс воспитания. Помимо традиционной доски объявлений, в группе оформляется стенд «День за днем» с краткой информацией о том, чем ребенок был занят в течение дня, с рекомендациями для родителей. Приложение к стенду — рубрика «Повторяем вместе», где родители знакомятся со стихами, загадками, пальчиковыми и словесными играми и т. д., которые могут повторить дома вместе с детьми. Традицией стало оформление родителями фотоальбома «Будем знакомы», на страницах которого они рассказывают о своем ребенке. Альбом помогает не только педагогу поближе узнать своих воспитанников, но и всем родителям группы познакомиться с другими детьми.

Есть и «Родительская почта», куда члены семей воспитанников опускают просьбы и пожелания, которые в дальнейшем служат темами для консультаций и родительских собраний, круглых столов по обмену опытом семейного воспитания. Кроме этого, совместно с родителями было решено выпускать групповую газету «Дочки-сыночки».Если в младшей группе инициаторами оформления выступили родители и воспитатель, то в старших группах газета оформляется совместно с детьми. Цель выпуска газеты — сплочение детско-родительского коллектива посредством совместной деятельности. Названия рубрик говорят сами за себя: «Родительские хитрости» (обмен опытом), «Мамочку и папочку поздравляем с праздничком» (поздравления от детей), «Детский лепет» (детские высказывания), «Наши будни» (фотоколлаж). Газета служит также средством обратной связи: родители размещают в ней статьи о развитии детей, идеи по семейному воспитанию, обмениваются друг с другом опытом. Совместно с членами семей воспитанников был создан альбом «Почемучка», в котором родители в доступной форме (рисунок и пояснение) дают ответы на детские вопросы: «Почему опадают листья?», «Почему радуга разноцветная?» и т. д. Этот альбом дошкольники рассматривают не только в группе, но и берут домой для обсуждения интересных вопросов с родителями. В нетрадиционной форме проходят групповые родительские собрания: с показом презентаций, включением аудиозаписи с высказываниями воспитанников, а также в форме мастер-классов, чаепития с угощениями, приготовленными детьми и т. п. Это способствует созданию доверительной атмосферы. Цель родительских собраний не только ознакомительно-организационная. В ходе таких встреч освещаются разные вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста. Кроме того, в группах, начиная с младшей, проводятся «Встречи с интересными людьми»,в процессе которых родители знакомят дошкольников со своей работой, сферой деятельности и дают полезные советы по выбору будущей профессии (учитель, стоматолог, военный, библиотекарь и т. д.). Совместно с детьми родители участвуют в групповых занятиях: «Путешествие в сказку», «Поле чудес», «Морское путешествие» и т. д. Одна из интересных находок — участие родителей в тех режимных моментах детского сада, куда обычно их не пускают. Например, дети очень любят слушать в аудиозаписи «Мамину песенку»,которая звучит в ходе подготовки к дневному сну. Колыбельные, исполненные мамами воспитанников, помогают им не только заснуть, но создают ощущение, что родители рядом и любят их. Среди эффективных форм взаимодействия можно выделить «Маршрут выходного дня». Родители воспитанников выступают инициаторами совместных экскурсий и походов: в пожарную часть, библиотеку, а также просто прогулок. В настоящее время родители воспитанников являются активными участниками различных мероприятий, проводимых как в отдельной группе, так и в ДОО в целом («День именинника», «Театральная неделя», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Ай да папы!»). Совместно с детьми они участвуют в экологических акциях («Елочка — зеленая иголочка», «Берегите первоцветы», «День Земли»), выставках художественного творчества («Осенняя и зимняя фантазии», «Война глазами детей» и т. д.). Кроме этого, принимают участие в различных конкурсах («Двор, в котором я мечтаю жить», «Кормушка для птиц», «Новогодняя игрушка»), всероссийских (фотоконкурс «Моя семья») и даже международных («Бабушка рядышком с дедушкой»), занимая в них призовые места. Семьи воспитанников занимаются благоустройством и озеленением территории ДОО (посадкой деревьев, оформлением клумб и т. д.)

Поддержка образовательных инициатив позволяет сблизить детей и родителей

Совместные мероприятия сближают не только родителей и детей, но и взрослых между собой. Однако не все родители осознают значение своего включения в жизнь ДОО, несмотря на масштаб проводимой педагогами работы. Некоторые из них, ссылаясь на усталость или занятость, отказываются участвовать в совместной с детьми деятельности. В таких случаях возникает необходимость использовать нестандартный подход к решению проблемы. Например, можно организовать акцию «Гость группы»: члену семьи предлагается прийти в группу как гостю, чтобы посмотреть со стороны на повседневную жизнь своего ребенка, понять интересы его и других детей. На такое приглашение многие отвечают согласием, ведь от них ничего не требуется, только найти для этого время. Наблюдая за ребенком в условиях группы, у родителей возникает желание пересмотреть отношение к своей занятости и чаще приходить в детский сад, участвовать в различных мероприятиях. Нередко приходится прибегать и к «педагогической хитрости». Тем родителям, кто особенно сторонится участия в образовательном процессе, предлагаются на первый взгляд незначительные поручения, без выполнения которых «невозможно» провести то или иное мероприятие (убрать тяжелую ширму во время театрализованного представления, вынести необходимые атрибуты на праздновании дня рождения кого-либо из детей и т. п.). Выполняя такие маленькие просьбы, поручения и видя результат своего вклада в общее дело, взрослые начинают активно проявлять интерес к жизни ДОО, выступать с предложением о помощи, а впоследствии и со своими творческими идеями. Подводя итог, можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями создает позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Мамы и папы осознают, что вовлечение родителей в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития ребенка. Тем самым начинают проявлять больше инициативы. Чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием к окружению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

Выступление на родительском собрании по теме: «Способы и направления поддержки детской инициативы познавательно- исследовательской деятельности»

Поддержка детской инициативы реализуется в образовательной деятельности через проектную и познавательно-исследовательскую, художественно-творческую деятельность....

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...

"Способы и направления поддержки родительской инициативы"

Способы и направления поддержки родительской инициативыПоддержка образовательных инициатив детей в различных видах деятельности — один из основных принципов дошкольного образования. Однако не сл...