Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе»
консультация

Сизова Ирина Анатольевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Воспитание бережного отношения к природе».


Воспитание бережного отношения к природе у детей нужно начинать с дошкольного детства. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Главными помощниками в воспитании у детей любви к природе и научиться беречь природу педагогам должны стать родители. Кажется, вечна природа и вечна её красота. Но так ли это? Сломал кто-то просто так тонкоствольную берёзку, выдернул с корнем подснежник, спугнул с гнезда птицу - и вот уже потеряла лесная поляна всю свою прелесть. Но только ли в красоте дело. Меньше стало на земле одним цветком, одним деревом, одним выводком птиц. Чтобы  оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать, незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детств, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Природа - не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают -«ласкают» котёнка и пр.).Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка. Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), там не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Полезно в доме иметь кого – то  из животных; собаку, кошку, рыбок и др. С животными ребёнок может эмоционально общаться: играть и разговаривать. При этом родители являются для детей примером заботливого, внимательного отношения к животным, объясняют им зависимость благополучия животного от выполнения ребёнком поручения по уходу за ним. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребёнку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её. Во время прогулок интересно показать детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомить с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, подорожник и др. После таких бесед они бережнее относятся к растениям, даже широко распространённым. Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Только тогда ребёнок научится восхищаться и любоваться поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Мы должны научить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Хочется верить, что наши дети, будут бережно хранить всё живое. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз несорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир остаётся таким же ярким, праздничным, каким мы его получили в наследство.

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/konsultaciya-dlya-roditeley-vospitanie-b.3064680/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе".

Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза эколог...

Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе»

laquo;Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и ...

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Воспитание высокой ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование и умножение - долг каждого гражданина. Очень важно с самого раннего детства ввести ребенка в мир природы...

консультация для родителей "Воспитание бережного отношения к природе"

материал для родителей о привитии детей к бережному отношению ко всему живому, учить заботиться о растениях и животных....

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Воспитание ответственности за сохранность природных богатств, разумное их использование и умножение - долг каждого гражданина. Очень важно с самого раннего детства ввести ребенка в мир природы, научит...