Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей"
консультация

Поезжаева Вера Валерьевна

рекомендации родителям, как развить логическое мышление у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_yanvar.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие логического мышления у детей»

Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

Согласитесь, сознание, разум, мышление – наиболее загадочные сферы жизнедеятельности человека. Где находятся мысли, и как функционирует мышление? Почему кто-то быстро соображает, а кто-то медленнее? Можно ли улучшить качество своей мыслительной деятельности и каким образом?

По сути, мышление – это оперирование имеющейся информацией. Под информацией понимаются разнообразные сведения, получаемые как от органов чувств (ощущения), так и в процессе целенаправленного обучения.

Общаясь с маленькими детьми, взрослые часто умиляются их неспособности мыслить «по-взрослому», то есть устанавливать взаимосвязи между событиями, давать оценку происходящему, иметь строгие суждения о той или иной ситуации. Но умиление заканчивается в тот момент, когда взрослым хочется, чтобы ребенок дал бы обоснованный ответ на тот или иной вопрос, либо выполнил бы просьбу взрослого. Отсутствие логического мышления у детей, которое и отвечает за умение обосновывать свои суждения и видеть связи между событиями, может стать серьезной проблемой в воспитании ребенка. А это означает, что родителям стоит уделить особое внимание развитию логики у ребенка. Самый главный помощник родителей в этой ситуации – логические и математические игры. Вам не нужно тратить время на занудные попытки объяснить ребенку, что между теми или иными событиями есть связь по такой-то причине, а между другими – нет. Лучше всего научить детей самым простым играм, в которые можно играть практически в любом месте и в любое время суток. Вы сможете играть в эти игры в машине и на улице, дома и в парке. Конечно, можно также использовать компьютерные логические детские игры, но специалисты все же рекомендуют развивать логическое мышление ребенка при помощи его вербальных игр с родителями.

Первая игра, в которую можно играть называется «Закончи высказывание». Взрослый начинает предложение, а ребенок должен будет его закончить. К примеру, вы начинаете: «На улице шел дождь, поэтому на асфальте…». Ребенок должен продолжить это предложение.

Другая игра чем-то схожа с первой. Она построена на угадывании. Вы загадываете что-нибудь, а ребенок начинает задавать вопросы. Ответы на них должны быть односложными – «да» или «нет». После нескольких загадок поменяйтесь с ребенком местами: теперь он должен загадать предмет, а вы при помощи наводящих вопросов должны угадать. Разумеется, не стоит загадывать слишком сложные для восприятия вещи, лучше всего брать примеры из окружающей нас действительности.

Очень полезно и занимательно решать логические задачи.

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию

логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).

Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).

Зимой и летом одним цветом? (ёлка).

Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Логические игры.

«Назови одним словом»

Для детей старшего возраста даётся обобщающее слово, предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

«Классификация»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

«Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«Чередование»

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,

что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

«Сравнение предметов» (понятий)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы:

"Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

«Отгадывание небылиц»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок

должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

   Представленные игры - это лишь малая часть из существующего разнообразия игр для развития умственных способностей. Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.

   Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках и нардах.

   Не гонитесь за «правильностью». Основная цель – размышления, мыслительный поиск, сам процесс мышления. Получайте от него удовольствие. Не «экзаменируйте» ребёнка, не требуйте мыслительных действий только от него.

  Активно включайтесь сами, озвучивайте свой процесс рассуждения, радуйтесь необычным находкам – и своим, и своего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Консультации для родителей по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста

в данном материале представлены советы для родителей по развитию логического мышлени детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

В консультации предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями)....

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей

Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...