Тонет? Не тонет?
опыты и эксперименты

Ирина Вячеславовна Романова

Опыты и эксперименты в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_eksperimenty_tonet_ne_tonet_dlya_semi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 «Колокольчик»

города Белёв Тульской области

Занятия (эксперименты)

в лаборатории

«Хочу  всё знать»

на тему

«ТОНЕТ? НЕ ТОНЕТ?»

Подготовлены воспитателем

Романовой Ириной Вячеславовной

Занятия в лаборатории (эксперименты)

Тема: «ТОНЕТ? НЕ ТОНЕТ?»

Эксперимент 1.

«Тонет — не тонет»

       Предлагаю ребенку проверить, какие из окружающих его предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности.

       Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детальки от «Лего» и прочая бытовая мелочь.

       По одному опускаем эти предметы в таз с водой и наблюдаем за происходящим.

       Результаты лучше сразу занести в таблицу.

Предмет

Материал

Тонет

Плавает

Ложка

Пробка

Зубочистка

Бусина

Металл

Пробка

Дерево

Стекло

+

-

-

-

-

+

+

-

       Понаблюдаем за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды.

       Они плавают одинаково?

       Какая их часть находится под водой, а какая над водой: большая или меньшая?

       Не забудьте записать свои наблюдения и заодно ненавязчиво расскажите малышу о том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью.

       Не бойтесь произносить незнакомые термины: молекулы, плотность, вещество. Нежные детские уши быстро к ним привыкают и вскоре воспринимают, как давно знакомых друзей.

       Лучше сразу вводить правильную терминологию, чем потом переучиваться, не правда ли?

       Поздравляю! Вы только что провели научный эксперимент и зафиксировали его результат в своем журнале наблюдений.

Эксперимент 2.

«Тонет? Или не тонет?»

       Как мы выяснили из первого опыта, часть предметов тонет, а часть остается плавать на поверхности.

       Попробуем усложнить задачу: соединим тонущий и не тонущий предметы, опустим их в воду и посмотрим, что из этого получится.

       Для проведения эксперимента нам понадобятся: прозрачная банка с чистой водой, пластилин, деревянные зубочистки, часы и линейка.

       Опустим в банку зубочистку и убедимся в том, что она плавает на поверхности. Затем оторвем кусочек пластилина, погрузим его в воду и пронаблюдаем за тем, как он опустится на дно.

       А теперь возьмем кусочек пластилина, закрепим его на зубочистке и поставим в банку вертикально. Наблюдаем за происходящим: зубочистка начинает тонуть, так как ее утягивает на дно пластилин, потом разворачивается горизонтально, а затем снова встает вертикально, как поплавок.

       Если вы проведете этот опыт с различными по величине кусочками пластилина, то сможете заметить, что чем больше кусок пластилина, тем быстрее конструкция тонет и хуже всплывает, а то и не всплывает вовсе.                      Если кусочек пластилина относительно мал, то зубочистка стремится развернуться из состояния поплавка в горизонтальное положение. При этом время измеряется секундной стрелкой часов, а размер пластилинового шарика — очень приблизительно — линейкой.

        

       Таким образом, вторая таблица будет выглядеть, например, так:

Размер

пластилинового

шарика,

см

Время

сек

Тонет

Всплывает

Плавает

0,5

6

-

-

+

1,0

4

-

+

-

1,5

2

+

-

-

       В заключение этого опыта можно рассказать ребенку, что вы экспериментировали с предметом, состоящим из различных по плотности веществ. Молекулы воды «чувствуют» их общую плотность.

Эксперимент 3.

 «Не тонет, как ни старайся»

       Очень мокрый и веселый, но тем не менее познавательный. Держите свой журнал наблюдений подальше от лаборатории, а саму лабораторию переносите прямо в ванну.

       Вам понадобятся тазик и воздушный шарик: в тазик наберите воды, а шарик надуйте. А теперь постарайтесь утопить воздушный шарик в тазике с водой. Постарайтесь еще раз, а потом еще раз и еще раз, и так до тех пор, пока не надоест, или не лопнет шарик, или кончится вода в тазике, или не прибегут возмущенные соседи снизу.

       Спросите ребенка, почему не удалось утопить шарик. Если в его ответе прозвучит хотя бы намек на понятие плотности — вас можно поздравить с прекрасным результатом. А если нет — не отчаивайтесь, а произнесите его сами, вам-то оно знакомо, не так ли?

       В заключение этого опыта обратите внимание ребенка на то, что на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность. Именно эта сила «чувствует» плотность вещества, погруженного в воду.

       Запишите результаты эксперимента в журнал. Ведь вы занимались серьезными научными изысканиями и подтвердили один из основополагающих физических законов.

Эксперимент 4.

«Почему он не тонет, или все зависит от формы?»

       В первых трех несложных экспериментах вы уже позволили своему малышу убедиться в том, что предметы из различных материалов ведут себя в воде по-разному. Так, например, металлическая ложка пошла ко дну, а деревянная осталась плавать на поверхности, как кораблик.

       У воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное — придать ему нужную форму. Убедиться в этом нам поможет следующий нехитрый опыт, для чего понадобятся: большая банка, пластилин и фломастер, который оставляет следы на стекле.

       Наберите воду в банку и отметьте ее уровень, затем опустите в нее кусок пластилина. Чем больше будет кусок, тем нагляднее получится опыт. Естественно, что пластилин затонет, а вода в банке поднимется. Обратите внимание ребенка на то, что вода поднялась из-за вытеснившего ее пластилина, т.е. на воду подействовала та же самая сила Архимеда, которая не дала утопить надутый шарик.

       Отметьте новый уровень воды и вытаскивайте пластилин. Предложите ребенку слепить из этого кусочка плошку и опустите ее в воду донышком вниз. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности! Ай да Архимед!

       В заключение опыта поиграйте с обычной чайной чашкой или с пластинкой фольги: чашка тонет, если опускать ее в воду бочком, и плавает, если донышко направлено вниз. Фольга тонет, если сжать ее в комочек и бросить в воду. Но если этому же комку придать форму плошки, как пластилину, она остается на поверхности. То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря на тяжелые грузы.

       Не забудьте зафиксировать результаты ваших наблюдений в журнале.

Эксперимент 5.

«Подводная лодка»

       Вам понадобятся: пустая металлическая банка из-под любого напитка, резиновая трубочка и большая емкость для воды с прозрачными стенками. Идеально подходит не используемый по назначению аквариум. За отсутствием оного можно обойтись тазом, но с прозрачными стенками сосуда опыт выглядит эффектнее.

       Опустите пустую банку со вставленной в отверстие трубочкой в таз с водой. Дождитесь, пока банка наберет в себя воду и затонет. А теперь начинайте дуть в трубку — банка всплывает. Что мы делаем? Правильно! Изменяем общую плотность так же, как и настоящие субмарины.

Эксперимент 6.

 «Плотность воды»

       Вам понадобятся: стакан с чистой водой (неполный), сырое яйцо и соль.

Поместите в стакан яйцо, если яйцо свежее — оно опустится на дно. Затем начинайте аккуратно досыпать в стакан соль и понаблюдайте, как яйцо начнет всплывать. Расскажите ребенку, что в яйце есть воздушный пакет, и при изменении плотности жидкости яйцо всплывает к поверхности на манер подводной лодки.

       Можно немного прогуляться по карте мира и рассказать малышу про Мертвое море, которое «очень-преочень» соленое, настолько, что люди в нем не тонут, а лежат на воде, как на диване.

       Можно также рассказать о том, как раньше, до изобретения холодильников, наши предки проверяли, свежее яйцо или нет: свежие яйца тонут в чистой воде, а испортившиеся — всплывают, так как внутри них образуется газ.

Эксперимент 7.

«Водоплавающий лимон»

Очень простой и наглядный опыт.

       Наберите в емкость воду и опустите в нее лимон. Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул.

       Объясните вашему малышу, что лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды.

       Наверняка вы тоже задавали себе в детстве вопрос: почему плавает лед? Расскажите ребенку о том, что во время замораживания воды в ней также замораживаются частички воздуха. Именно это позволяет замороженной воде плавать на поверхности жидкой. Опустите ледяной кубик в воду, понаблюдайте за ним. Следующий опыт позволит вам наглядно показать ребенку, как «работает» айсберг и почему он таит в себе опасность для кораблей, находящихся рядом с ним.

Эксперимент 8.

«Айсберг»

       Наполните водой воздушный шарик и положите его в морозилку. Часов через десять вода в шарике полностью замерзнет и вы сможете срезать шарик ножницами. Ледяную глыбу положите в ведро с водой. Понаблюдайте за ее конфигурацией: небольшая часть льда будет находиться над поверхностью, а все остальное — под водой. Это мини-айсберг. Замерьте линейкой выступающую часть. Наблюдайте за вашей ледяной глыбой, через одинаковые промежутки времени замеряйте подводную и надводную части айсберга, дождитесь его переворота. При желании можно составить табличку, или график, или нарисовать рисунок.