Роль игры в развитии и воспитании дошкольников.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_semenara._igra.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в воспитании и развитии дошкольников.

Воспитатель  высшей категории ГБДОУ№8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Егорова Анна Михайловна

Игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра учит общению детей друг с другом, учит договариваться друг с другом, обеспечивать совместные действия, контакт. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка (подчинение правилам), развитию мотивационно-потребностной сферы, возникают новые мотивы и цели, он постепенно может контролировать свои желания, становятся для него осознанными»

В педагогической практике различают дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры. Ко всем таким играм применим термин «учебная игра». Учебная игра - это особая форма деятельности, которая направлена на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является инструментом обучения.

«Главным педагогическим смыслом коллективных игр является создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта.»

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении  ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, которые отражают реальное взаимодействие взрослых.

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей.

В этой связи ряд воспитателей - практиков самостоятельно разрабатывают сюжеты игр, в которых персонажи действуют как родители, учителя, врачи, представители других профессий, о которых ребенок дошкольного возраста уже имеет четко представление.

Во время игры ребенок активно импровизирует, поскольку он еще не может самостоятельно составить четкий план игры, разработать правила. Однако, если игра проводится под руководством взрослого, то дошкольники уже достаточно четко следуют предложенным правилам.

Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является ее творческий характер. Дети сами модифицируют содержание игры, адаптируются к заданиям и условиям игры. «Наблюдая за тем, какие сюжеты разыгрывают дети, воспитатель получает возможность достаточно полно представить себе социальные знания и социальный опыт ребенка, условия его воспитания в семье. В сюжете игры сочетаются воспоминания о реальных событиях из жизни детей и фантастические элементы из сказок, кинофильмов и мультфильмов.

Особенно заметно игры детей насыщаются фантастическими компонентами в период внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми (беседы, рассказы, ответы на вопросы, чтение книг, экскурсии и прогулки, совместные игры), когда очень быстро расширяется запас знаний дошкольников об окружающей действительности не ограничивается непосредственной житейской ситуацией. После такого общения персонажи сюжетно-ролевой игры включаются в различные трудные и рискованные ситуации, происшествия и приключения»

Это дает основание как к разработке развивающих и формирующих социальную готовность ребенка игр, так и к проведению анализа влияния таких игр на процесс социализации дошкольников.

Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с его игровой активностью. Для оптимального развития личности необходимы сюжетные игры, поскольку именно в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Задачи дошкольного развития детей состоят также в том, что им необходимо помочь осознать свою роль в окружающем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить стойко и без психологических стрессов переносить любые неудачи.

В развитии детей дошкольного возраста следует учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни. Перечислим эти пять важнейших аспектов:

1.Психическое развитие детей. Оптимальным инструментом такого развития называют специальные тренинги.

2.Эмоциональное развитие. На него влияет абсолютно все, но в максимальной степени и целенаправленно - именно игры «Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями».  Эмоциональное  развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

3.Познавательное развитие. Оно определяется потоками информации, которая должна быть доступна ребенку, вызывать ее интерес. И здесь соответствующим возрасту интеллектуальным играм отводится ведущая роль.

4.Психологическое развитие. Под ним понимается самопознание ребенка, его соотнесение с окружающим миро. Такое развитие невозможно получить вне коллектива. Семья, разумеется, обеспечивает такое развитие, но коллектив сверстников способствует более высокому уровню социализации.

5.Речевое развитие. Речевое развитие оценивается как приоритетное. Общение с детьми и взрослыми - важнейший стимулирующий фактор. Игры также требуют речевой коммуникации, а очень многие игры поддерживают рост словарного и понятийного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников.

Подобравнный материал раскрывает роль, значение праздников в жизни ребёнка-дошкольника....

Роль взрослого в развитии и воспитании дошкольников.

В статье рассматриваются основные параметры развития дошкольников, освоения им социального опыта.   Автор статьи отмечает особую роль родителей в организации помощи своему ребенку в освоении окру...

Индивидуальный план по самообразованию на 2016-2017 учебный год по теме: « Роль загадки в развитии и воспитании дошкольников"

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в  развитии и воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений  фольклора....

Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подч...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

Консультация для воспитателей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»

В консультации предлагается подбор дидактических игр для лучшего запоминания и перессказа содержания сказок....