Буклет "Развиваем фонематический слух"
консультация (старшая группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_razvitiyu_fonematicheskogo_sluha.docx83.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Назови слово».

  • Взрослый даёт задание: Слушай, думай, отвечай со звука [А] начинай!
  • Ведущий задаёт вопросы, игрок подбирает слова на первый звука [А]
  • 1.пассажирский транспорт
  • 2. мужское имя
  • 3. доктор, который лечил зверей
  • 4. Фрукты
  • Аналогично с другими звуками.

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

Освоение элементарного звукового анализа.

Игра "Сколько звуков?"

У ребенка несколько – одноцветных кружков или палочек. Произносить один, два или три гласных звука, например:

А, ау, иау и т.д. Ребенок выкладывает  столько кружков, сколько звуков произносилось.

Игра «Назови первыйй звук в слове».

Игра «Назови последний звук в слове».

Игра «Определи место звука в слове»

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова.

Игра «Назови картинки»

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

Запомнить!!!

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звуки мы слышим и произносим.
  • Буквы мы пишем и читаем.
  • Гласные звуки – это звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды! В русском языке шесть гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э.
  • Гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов!
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 322 «Морозко»

Развиваем  фонематический слух

Составила учитель-логопед

 Плотникова Т.Н.          

КРАСНОЯРСК, 2018г.

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи. Без развитого фонематического слуха речь не будет полноценной.

Развитый фонематический слух позволяет:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  • успешно освоить письмо и чтение.

Сенситивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако, он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 — 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее речевое развитие ребенка, тем грамотнее он будет читать и писать!

Различение слов, близких по звуковому составу.  Исправь ошибки.

  • К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).
  • У дедушки на груди педаль (медаль)
  • Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)
  • На асфальт упала лень (тень)
  • Из трубы идет дом (дым)
  • В океане живет кит (кот)
  • Спит на заборе кит (кот)
  • Дедушка с пасеки принес  лед (мед)
  • Над чайником шар (пар)
  • Любит кушать шубу соль (моль)
  • Моряки зашли в торт (порт)
  • У слона вместо носа робот (хобот)
  • Наступил новый пень (день)
  • В лесу течет печка (речка)
  • Жучка доедает будку (булку)
  • Орехи в дупло несет булка (белка)
  • Папа в трамвае взял жилет (билет)
  • На пальме растут бараны (бананы)

Хлопни, когда верно

Вам понадобятся карточки с картинками.  Показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и  так далее). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

Игры со слогами.    Хлопаем слова.

Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.

Стоп–слоги

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му – бу–бу…».

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Различение звуков.

Игра «Придумать слова на заданный звук».

 Игра «Придумай имя на заданный звук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация родителям: Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...