Консультация для родителей "Кризис трёх лет"
консультация
Что такое кризис и как реагировать на него взрослым? Основные симптомы поведения ребенка. Самопознание, самосознание, самоутверждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ, «Я САМ» !!!!!
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даёте мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, Боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кричит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Что же такое кризис и
как реагировать на него взрослым?
КРИЗИС – важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.
С одной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой - это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.
Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка. Им необходимо изменить стиль общения с ребенком и образ жизни - всё то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.
В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:
- Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды.
- Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.
- Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим)
Взрослым важно вовремя заметить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти более гладко и безболезненно.
Основные симптомы поведения ребенка
«Кризиса трёх лет»
- Яркое проявление негативизма - это немотивириванное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которые намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.
- Ребенок противится прежним отношениям. В поведении наблюдается строптивость – постоянное недовольство всем. Реже в поведении ребенка наблюдаются и такие симптомы:
- Обесценивание ребёнком личности близких - ребенок часто ссорится со всеми дома, находясь как бы в состоянии «войны».
- Деспотизм – ребенок во что бы то ни стало хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание, он хочет стать «господином положения»
- Ревность – когда в семье есть ещё дети, то ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, он изо всех сил начинает бороться за власть.
- Упрямство и капризы. Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок добивается своего потому, что он так решил. Настойчивый – стойкий в своих намерениях, твердый, упорный. В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день, а у некоторых до 19 раз. Период упрямства и капризности заканчивается к 3,5 – 4 годам.
Памятка для родителей
«Кризис трёх лет»
- Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только и ждет этого.
- В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.
- Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».
Если ребёнок впадает в истерику:
- Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно – взять его за руку и увести.
- Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
- Не старайтесь поднять ребенка с пола.
- Не оставляйте ребенка одного.
- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат.
- Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?» - Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка.
- Следите за своим эмоциональным состоянием.
Любите своего ребенка таким, какой он есть!!!
Несколько признаков того, что происходит
САМОПОЗНАНИЕ и САМОСОЗНАНИЕ
- К трем годам дети осознали или начинают осознавать свой пол.
- Дети более жестко отстаивают свою собственность – игрушки, одежду, дом и даже родителей, Ребенок воспринимают собственные вещи как часть самого себя, слово «мое» звучит без конца.
- Если раньше ребенок говорил: «У Пети болит горло», «Маша пойдет гулять», то теперь вместо этих фраз появляется местоимение «Я»: «Я пойду гулять», «У меня болит горло», «У меня бантик».
- Дети начинают осознавать существование своего внутреннего мира. Свидетельство тому - появившаяся у ребенка избирательность, интерес, выбор предметов. Вместо простого «хочу или «не хочу» он говорит: «Мне нравится» или «Мне не нравится»
- Дети уже способны говорить о своих эмоциях. Например, после просмотра страшного фрагмента фильма ребенок может сказать: «Я весь дрожу от этого телевизора», «Я боюсь». Может прозвучать и такая фраза:»Я вас не люблю, вы плохие».
Важное проявление «кризиса трех лет» - самоутверждение.
Формы самоутверждения очень разнообразны:
ребенок может кричать, спорить, дразнить, угрожать, кривляться, целоваться, обниматься и многое другое, что нередко воспринимается взрослыми отрицательно.
Тем не менее именно эти проявления свидетельствуют о социальном росте ребенка, так складывается «репертуар» его социального поведения.
Признаками САМОУТВЕРЖДЕНИЯ являются:
- Вызывающее «НЕТ». Дети убеждаются в действенности этого слова и используют его при любой возможности: «Ты хочешь со мной пойти?» «Нет», «Хорошо, оставайся дома». «Нет! Я пойду!»
- С обогащением речевых возможностей ребенка форма сопротивления становится более утонченной. Например, ребенок, убедившись, что пользуется особым вниманием, когда у него болит голова, начинает притворяться, что у него болит живот, нога, спина. Ребенок может отказаться от еды, потому что у него «рот устал».
- Для получения желаемого эффекта дети успешно применяют и положительное воздействие на родителей. Для этой цели служат поцелуи, объятия, вежливость.
- Внезапные вспышки гнева – тоже признак самоутверждения. «Я хочу» или «Я не хочу» - требования, которые ребенок предъявляет в магазине или других местах, могут сопровождаться визгом, криком, истериками. Почувствовав «слабость» родителей, ребенок убеждается, что криком можно добиться многого. Как вести себя в этой ситуации? Все зависит от конкретного случая. Иногда стоит не подчиняться капризам ребенка, иногда ответить на его чувства, иногда – найти компромисс. Стандартных решений не существует.
- У детей возникает стремление к самостоятельности: ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Обычно они протестуют против излишней опеки, могут специально проделывать запрещенные вещи, демонстрируя независимость. Характерно, что проявление упрямства и негативизма направлено главным образом против тех взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком. Негативная форма поведения редко адресуется другим взрослым.
Особенности протекания этого периода во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых.
Ребенку важно понять, как и где можно использовать приобретенные им социальные навыки, он «на практике» изучает, какая манера поведения подходит к определенному месту и моменту.
В ситуации, когда на одно и то же поведение родители реагируют по-разному, у ребенка возникают трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/19/picture-88838-1513684764.jpg)
Консультация для родителей " Кризис трёх лет"
Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит...
Консультация для родителей: "Кризис трёх лет".
Кризис трёх лет - один из наиболее сложных периодов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения собственного "Я". Ребёнок отделяется от взрослых, п...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-1020595-1520929153.jpg)
Консультация (младшая группа) по теме: Консультация для родителей «Кризис трёх лет»
Плякова Е Ю воспитатель МДОУ ДС №20 Алёнушка.г Будённовск Консультация (младщая группа) по теме:Консультация для родителей«Кризис трёх лет»Многие родители не знают как над...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/15/picture-1066426-1692100669.jpg)
Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"
Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1306973-1611165945.jpg)
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-450314-1403030945.jpg)
Консультация для родителей:" Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"
Консультация для родителей:"Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"...