Консультация для родителей "Кризис трёх лет"
консультация

Путнина Татьяна Альфредовна

Что такое кризис и как реагировать на него взрослым? Основные симптомы поведения ребенка.  Самопознание, самосознание, самоутверждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_tryoh_let.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИС  ТРЁХ  ЛЕТ,  «Я  САМ» !!!!!

Я негативен и упрям,

Строптив  и  своеволен,

Средою  социальной  я

Ужасно  недоволен.

Вы  не  даёте  мне  шагнуть,

Всегда  помочь  готовы.

О, Боже!  Как же  тяжелы

Сердечные оковы.

Система  «Я» кричит  во  мне,

Хочу  кричать  повсюду:

Я - самость,  братцы, я  живу,

Хочу!  Могу!  И  буду!

Что же  такое  кризис  и  

как  реагировать  на  него  взрослым?

КРИЗИС – важный  этап  в  психологическом  развитии ребенка, который  обозначает  переход  на  новую  возрастную  ступень.

     С одной  стороны, кризисы  являются  движущей  силой развития,  этапом  смены  ведущей  деятельности  ребенка;  с  другой  -  это  сложный  период  для  малыша,  его  родных  и  персонала  дошкольного  учреждения.

     Немалую  ответственность  за  правильный  выход  из  кризиса  несут  родители  ребенка.  Им  необходимо  изменить  стиль  общения  с  ребенком  и  образ  жизни  -  всё  то,  что  замедляет  и  мешает  его  адекватному  развитию.

     Возросшие  потребности  ребенка  не  могут  быть  удовлетворены  прежним  стилем  общения. Возникают  противоречия  между  возможностями  и  желаниями  ребенка.

    Кризис  сопровождается  массой  позитивных  и  негативных  изменений  в  детском  организме.  Однако  следует  помнить,  что  все  трудности  носят  временный  и  преходящий  характер.

    В  этот  период  происходит  физиологическая  и  биологическая  перестройка  организма,  в результате  чего  у  детей  наблюдается:

  • Повышенная  чувствительность  мозга  к  воздействию  окружающей  среды.
  • Ранимость  центральной  нервной  системы  в  связи  с  отклонениями  в  перестройке эндокринной  системы.
  • Снижение  адаптационно-компенсаторных  возможностей  детского  организма (подверженность  заболеваниям,  особенно  нервно-психическим)

Взрослым  важно  вовремя  заметить  это  и  понять,  что  необходимо  менять  свои  отношения  с  ребенком,  тогда  этот  переходный  период  может  пройти  более гладко  и  безболезненно.

Основные  симптомы  поведения  ребенка

«Кризиса  трёх  лет»

  1. Яркое  проявление  негативизма  -  это  немотивириванное  поведение,  которое  проявляется  в  действиях  и  словах,  которые  намеренно  противоположны  требованиям  и  ожиданиям  взрослых.

  1. Ребенок  противится  прежним  отношениям.   В  поведении  наблюдается  строптивость – постоянное  недовольство  всем. Реже  в  поведении ребенка  наблюдаются  и  такие  симптомы:
  • Обесценивание  ребёнком личности  близких  - ребенок  часто  ссорится  со  всеми  дома, находясь  как бы  в  состоянии «войны».
  • Деспотизм – ребенок  во  что  бы  то ни стало хочет  добиться,  чтобы  исполнялось  любое  его  желание,  он  хочет  стать  «господином  положения»
  • Ревность – когда  в  семье  есть  ещё  дети,  то  ребенок  вынужден  делить  власть  над  окружающими  с  братом  или  сестрой. Такое  положение  его  не  устраивает,  он  изо  всех  сил  начинает  бороться  за  власть.  

  1. Упрямство  и  капризы.     Пик  упрямства  приходится  на 2,5 – 3 года.  Мальчики  упрямее девочек.  Девочки  капризничают  чаще.  Упрямство  следует  отличать  от  настойчивости,  когда  ребенок  добивается  своего  потому, что он так решил.  Настойчивый – стойкий  в  своих  намерениях, твердый, упорный.  В  кризисный  период  приступы  упрямства  и  капризности  наблюдаются  у  детей  по  пять  раз  в  день,  а  у  некоторых  до  19  раз.  Период  упрямства  и  капризности  заканчивается  к  3,5 – 4 годам.

Памятка  для  родителей

«Кризис  трёх  лет»

  • Капризы  и  истерика  требуют  зрителей.  Не  становитесь  ими  и  не  прибегайте  к  помощи  посторонних: «Посмотрите, какая  непослушная  девочка!»  Ребенок  только  и  ждет  этого.
  • В любой ситуации проявляйте  терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя.
  • Не подчёркивайте перед ребёнком своё превосходство и силу. Будьте с ним «рядом».

Если  ребёнок  впадает  в  истерику:

  • Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно – взять его за руку и увести.
  • Не берите ребенка на руки, если он этого не хочет.
  • Не старайтесь поднять ребенка с пола.
  • Не оставляйте ребенка одного.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат.
  • Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?» - Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка.
  • Следите за своим эмоциональным состоянием.

Любите  своего  ребенка  таким,  какой  он  есть!!!

Несколько  признаков  того,  что происходит

САМОПОЗНАНИЕ   и  САМОСОЗНАНИЕ

  • К трем годам дети осознали или начинают осознавать свой пол.
  • Дети более жестко отстаивают свою собственность – игрушки, одежду, дом  и даже родителей, Ребенок воспринимают собственные вещи как часть самого себя, слово «мое» звучит без конца.
  • Если раньше ребенок говорил: «У Пети болит горло», «Маша пойдет гулять», то теперь вместо этих фраз появляется местоимение «Я»: «Я пойду гулять», «У меня болит горло», «У меня бантик».
  • Дети начинают осознавать существование своего внутреннего мира. Свидетельство тому - появившаяся у  ребенка избирательность, интерес, выбор предметов. Вместо простого «хочу или «не хочу» он говорит: «Мне нравится» или «Мне не нравится»
  • Дети уже способны говорить о своих эмоциях. Например, после просмотра страшного фрагмента фильма ребенок может сказать: «Я весь дрожу от этого телевизора», «Я боюсь». Может прозвучать и такая фраза:»Я вас не люблю, вы плохие».

Важное проявление «кризиса трех лет» - самоутверждение.

Формы самоутверждения очень разнообразны:

ребенок может кричать, спорить, дразнить, угрожать, кривляться, целоваться, обниматься и многое другое, что нередко воспринимается взрослыми отрицательно.

Тем не менее именно эти проявления свидетельствуют о социальном росте ребенка, так складывается «репертуар» его социального поведения.

Признаками    САМОУТВЕРЖДЕНИЯ     являются:

  • Вызывающее «НЕТ».  Дети  убеждаются в действенности этого слова и используют его при любой возможности: «Ты хочешь со мной пойти?» «Нет», «Хорошо, оставайся дома».  «Нет! Я пойду!»

  • С обогащением речевых возможностей ребенка форма сопротивления  становится более утонченной. Например, ребенок, убедившись, что пользуется особым вниманием, когда у него болит голова, начинает притворяться, что у него болит живот, нога, спина. Ребенок может отказаться от еды, потому что у него «рот устал».

  • Для получения желаемого эффекта дети успешно применяют и положительное воздействие на родителей. Для этой цели служат поцелуи, объятия, вежливость.

  • Внезапные вспышки гнева – тоже признак самоутверждения. «Я хочу» или «Я не хочу» - требования, которые ребенок предъявляет в магазине или других местах, могут сопровождаться визгом, криком, истериками. Почувствовав «слабость» родителей, ребенок убеждается, что криком можно добиться многого. Как вести себя в этой ситуации? Все зависит от конкретного случая. Иногда стоит не подчиняться капризам ребенка, иногда ответить на его чувства, иногда – найти компромисс. Стандартных решений не существует.

  • У детей возникает стремление к самостоятельности: ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Обычно они протестуют против излишней опеки, могут специально проделывать запрещенные вещи, демонстрируя независимость. Характерно, что проявление упрямства и негативизма направлено главным образом против тех взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком. Негативная форма поведения редко адресуется другим взрослым.

Особенности протекания этого периода во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых.

Ребенку важно понять,  как и где можно использовать приобретенные им социальные навыки, он «на практике» изучает, какая манера поведения подходит к определенному месту и моменту.

В ситуации, когда на одно и то же поведение родители реагируют по-разному, у ребенка возникают трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Кризис трёх лет"

Я сам! Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я Ужасно недоволен. Вы не даете мне шагнуть, Всегда помочь готовы. О боже! Как же тяжелы Сердечные оковы. Система «Я» кипит...

Консультация для родителей: "Кризис трёх лет".

Кризис трёх лет - один из наиболее сложных периодов в жизни ребёнка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения собственного "Я". Ребёнок отделяется от взрослых, п...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет"

Консультация для родителей "Кризис трёх лет"...

Консультация (младшая группа) по теме: Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Плякова Е Ю воспитатель МДОУ  ДС №20 Алёнушка.г Будённовск Консультация (младщая группа) по теме:Консультация для родителей«Кризис трёх лет»Многие родители не  знают как над...

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"

Консультация для родителей "Кризис трёх лет или кризис "Я САМ!"...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей:" Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"

Консультация для родителей:"Кризис трёх лет у детей,как вести себя родителям"...