Тренинги для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"
консультация

Сигаева Алена Александровна

Цель: познакомить родителей с играми способствующих развитию театрально – игровой деятельности и речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_i_vospitanii_rebenka.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Тренинги для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Целевая аудитория: родители.

Цель: познакомить родителей с играми способствующих развитию театрально – игровой деятельности и речи детей.

Используемые методы: показ, объяснения, практические упражнения.

Используемое оборудование: предметным  картинкам, сюжетные картинки, отрывки из мультфильмов.

Методические рекомендации: родителей посадить по кругу, так чтобы все участники встречи были на одном зрительном уровне. Перед каждой игрой объясняется правило. В одну игру играют 5-6 человек, группы чередуются.

Ход проводимого мероприятия:

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения  по предметным  картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Методическая литература:

1. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

2. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

3.Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. – М.: Педагогика, 1984.

4.Игра дошкольника / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.; под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.

5. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей? – Н.Н.: 1992. - 40 с.

6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: 1996. - 160 с.

7. Кравцова Е.Е., Нурахунова А.А., Степанова В.В. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. - Смоленск.: 1992.- 51 с.

8. Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения.- Н.Н.: 1999.- 79 с.

9. Лещинская-Гурова О.В. Психологическая готовность детей к игровой деятельности. – Н.Н.: 2009. - 115 с.

10. Миллер С. Психология игры. СПб., 1999.

11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А Как играть с ребенком. – М., 1990.

12.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: 2001. - 89 с.

13.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997.

14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., Воронеж, 1995.

15. Юрская Н.М. Игра ребенка. СПб., 2000.

16. Яковлева Ф.Д. Учимся играть. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры, содержащиеся в этом материале....

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Консультация рассказывает родителмя о роли сказки в жазни ребенка...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка".

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенкаДети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природ...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.Сказка для ребен...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".

Семейный  клуб : «В гостях у сказки».               Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....