Консультация для родителей о трудовом воспитании девочек и мальчиков в семье.
консультация

Бурцева Любовь Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ»

Всем известно, труд способствует полноценному воспитанию ребенка в семье. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. Но стоит обратить внимание, что существуют различия в приобщении мальчиков и девочек к труду.

Труд помогает сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения мальчика или девочки – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций, аккуратность, основательность, эстетичность и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе и окружающих.

Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т. д.)

Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Так, наблюдение мальчика за работой отца с инструментами обязательно отразиться в его игре, пусть это будет ремонт игрушечной машинки или детской мебели, но зато какой опыт приобретет ребенок, почувствовав себя причастным к общей мужской деятельности. Или присутствие на кухне маленькой девочки и минимальная помощь по хозяйству – стереть со стола, вытереть посуду, пускай пока еще игрушечную, обязательно остануться в памяти ребенка как яркие впечатления совместной работы с мамой. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым

Можно выделить основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

-приобщение к труду через самообслуживание;

-постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

-постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

-тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

-организация обучения выполнению трудовых операций;

- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня дошкольника.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. И в этом на помощь родителям придется призвать всю свою смекалку, чтобы сын или дочь поверили в искренность слов папы или мамы.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.

Вот, например, ваш сын, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке. Для девочки это может звучать по-другому: «Посмотри, сколько интересных сказок про прекрасных принцесс и волшебниц валяется на полу. Мне кажется, им было бы не очень приятно знать, что их хозяйка (которая считает себя, естественно, принцессой) любит беспорядок. Вспомни сказку про Золушку или Белоснежку, ведь только трудолюбивые девочки становятся принцессами!»

Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности. Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще вытираешь стол? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее. Тем более, что они только учатся трудолюбию.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером.

Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями старших дошкольников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.

Дети этого возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. \

Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей дошкольного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональных характер.

Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности и становится доступным в младшем школьном возрасте

Родителям не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл, т. е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот уберешь игрушки, тогда пойдем гулять"). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание". В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: "Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде". Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-либо задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

Очень полезным для мальчика станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Для девочки удовольствие от труда будет значимым, если она сможет проявить себя, как заботливая хозяйка, аккуратная, умеющая делать со вкусом.

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека (гиперопека). Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.

Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т. д. ; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.

Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. В раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проверять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.

Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требование "Я сам", значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности и гендерные различия.

Приложение

Рекомендации по трудовому воспитанию детей в семье:

• Будьте последовательны в своих требованиях.

• Учитывайте индивидуальные, возрастные, гендерные особенности своих детей.

• Хозяйственно-трудовые поручения по дому могут одинаково выполнять как девочки, так и мальчики.

• Не стоит строго разграничивать обязанности сына и дочери, лучше их чередовать.

• Никогда не оценивайте при ребенке, чей труд важнее – мужчины или женщины. Воспитывайте уважение к труду обоих полов.

• Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

• Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. Делайте акцент на труд с учетом различий в играх мальчиков и девочек.

• Закрепляйте навыки трудового воспитания с помощью примеров из художественной литературы: А. Барто, С. Михалков, С. Маршак,

Е. Пермяк, И. Токмакова С. Баруздин, Л. Квитко, Д. Родари

Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, профессии, профессиях других людей.

Тактично оценивайте результаты труда сына или дочери, никогда не сравнивайте их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

Советы для родителей о подходе к воспитанию девочек и мальчиков....

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами о...

Консультация для родителей «Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье»

Важной задачей гендерного воспитания является формирование личности ребёнка членами его семьи. Они прививают детям определённую модель поведения, которой ребёнок будет следовать в будущем....