Консультация для родителей «Речевая среда для малышей»
консультация

Гурина Наталия Владимировна

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_sreda_dlya_malyshey.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Речевая среда для малышей»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Подлинно творческое развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.

Речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении родному языку и речи, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает разные виды детской активности (речевую, умственную, физическую, игровую), т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности.

В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Под речевой развивающей средой понимается не только предметное окружение, важно чтобы она была особым образом организована, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.

Исходя из этого, можно выделить следующие:

  • в младшей группе созданы условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);
  • организация и размещение предметов развивающей среды отвечают возрастным особенностям детей и их потребностям; динамичность среды;
  • функциональность предметов развивающей среды;
  • среда наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;
  • в младшей группе есть уютное место для отдыха детей.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в ДОУ создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

 Продуктивная деятельность (создание книжек-малышек, книжек-загадок, комиксов, «лохматых» книжек -  авторских и коллективных)

Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения, формирование умения слушать и слышать, навыков самостоятельного рассказывания

«Уголок интересных вещей»

Игры и драматизации

РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЕВАЯ СРЕДА

Взаимодействие с родителями (проекты, досуги)

Самостоятельное рассматривание книг, картинок, предметов

Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения, формирование умения слушать и слышать, навыков самостоятельного рассказывания

Индивидуальное «авторское речевое пространство»

На третьем году жизни происходит дальнейшее обогащение смыслового содержания речи. Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения. Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно. Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным обозначением.

Очень интенсивно растет словарь детей (примерно 1200 – 1500 слов). Ребёнок употребляет почти все части речи, но не всегда правильно.

В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя и допускают ошибки: «Мы завтра ходили в зоопарк».

Период третьего года жизни характеризуется большой речевой активностью. Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребёнок всё больше познаёт окружающее, ориентируются в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребёнок накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Быстрая утомляемость детей четвертого года жизни предопределяет их неспособность к вычленению существенных признаков предметов.

Вместе с тем у ребёнка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями.

Но есть и свои особенности в речи ребёнка: неверное произношение ряда звуков или их пропуски, не сформирована в полном объёме интонационная сторона речи. Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, дикции, темпа речи, силой голоса. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. При построении простых распространённых предложений они пропускают отдельные члены предложения.

Детям четвёртого года жизни доступна простая форма диалогической речи. Речь ребёнка этого возраста ситуативна.

 Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей четвёртого года жизни, можно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды:

  • организация общения детей с взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбы);
  • организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказ слова или фразы);
  • организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем; организация «уголка интересных вещей» с целью развития активной инициативной речи детей;
  • рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевая среда и дети"

Консультация Тема: «Речевая среда и дети»...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насы...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входитв наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речьпомогает понять друг друга, формирует взгляд...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгл...

Консультация для родителей "Речевая предметно-развивающая среда в домашних условиях"

Речевая предметно-развивающая среда – это совокупность объектов, окружающих ребенка, которые способствуют речевому развитию воспитанника.Стремительное развитие речи детей напрямую зависит от сре...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие ребенка"

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входитв наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речьпомогает понять друг друга, формирует взгляд...

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и её влияние на развитие речи дошкольников»

Консультация для родителей «Речевая среда в семье и её влияние на развитие речи дошкольников»...