Консультация для родителей будущих первоклассников "Что должен знать и уметь ребёнок при выпуске из детского сада"
консультация (подготовительная группа)

Попова Нелли Геннадьевна

Консультация для родителей (можно использовать в работе с родителями как на родительском собрании, так и определить материал в папку -передвижку) по всем образовательным областям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_budushchih_pervoklassnikov.docx71.12 КБ

Предварительный просмотр:

  • Окружающий мир (предметное окружение, явления общественной жизни)

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику  необходимо:

  • Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
  • Иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещениях и на улице.
  • Определять материал, из которого сделан предмет: ткань (хлопок, шёлк, драп, трикотаж, шерсть, лён и т.д.), стекло, металл, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).
  • Знать дату своего рождения, отчество, домашний адрес и домашний телефон (если он имеется), имена и отчества родителей, их профессии.
  • Иметь представление о воинских наградах прадедов, дедушек, бабушек, родителей; о героях космоса, о воинах – защитниках Отечества.
  • Свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.
  • Соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение.
  • Иметь представление о родном крае, о людях разных национальностях, о русских

традициях, фольклоре, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете.

  • Иметь представление о школе, библиотеке, музее.
  • Знать историю возникновения родного города, достопримечательности города.
  • Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, государственных праздниках, узнавать президента.
  • Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

Формирование элементарных экологических представлений

  • Иметь представление о сезонных изменениях в природе;  определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
  • Уметь различать и называть некоторые виды деревьев (лиственные и хвойные), кустарников, травянистых растений; растения луга, сада, леса.
  • Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать  связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать  лекарственные растения (подорожник, крапива и др.).
  • Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателей уголка природы,  диких животных.  Иметь представления о способах питания животных (травоядные, всеядные, хищники), об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
  • Иметь представления о природе родного края, Красной книге, о некоторых животных и растениях, занесённых в неё.
  • Иметь представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга; относиться бережно к животным и растениям.
  • Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)
  • Иметь представления об особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — и дуплах, ульях). Различать  по внешнему виду и правильно называть некоторые виды бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, майский жук, жук-носорог) и других насекомых. Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Называть и различать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь, снегопад, гололёд, заря, роса и т.д. Уметь оценивать природные явления, их влияние на погоду.
  • Устанавливать  причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью живых организмов (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
  • Правильно  вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
  • Определять  свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
  • Иметь представление о нашей планете (Земля – это огромный шар, на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др.), о планетах солнечной системы и звёздах                    (Солнце - -это большая горячая звезда, его роли в жизни человека).

  • Развитие речи

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • Высказывать  предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь  отстаивать свою точку зрения.
  • Различать  на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно  и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Называть  слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, середине, конце)
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  • Согласовывать слова в предложении.
  • Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • Уметь правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).

Связная речь

  • Быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
  • Составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его.
  • Составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.
  • Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
  • Уметь наизусть читать любимые стихотворения, считалки, загадки.
  • Уметь  называть  любимые сказки и рассказы,  последовательно  передавать содержание  сказки;  называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

Подготовка к обучению грамоте

  • Знать буквы и звуки алфавита, их отличие (что такое буква, что такое звук; гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), соединять звуки в слоги.
  • Иметь представление о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения, членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
  • Делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
  • Составлять слова из слогов (устно).
  • Выделять  последовательность звуков в простых словах.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения.

  • Формирование элементарных математических представлений

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

Количество и счет

  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Называть  числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному числу или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Раскладывать  число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Иметь представление о монетах  достоинством 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
  • На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=).

Величина

  • Объединять группы предметов и удалять из группы часть предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
  • Считать  по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить круг, квадрат, прямоугольник на 2 - 8 равных частей, сравнивать целый предмет с его частями, обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей.
  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры.
  • Измерять  объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.

Форма

  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны) и некоторых их свойств.
  • Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
  • Распознавать  фигуры независимо от их пространственного положения.  Изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга - круг и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств)

Ориентировка в пространстве    

  • в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку); располагать предметы и их изображения в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  •  «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз.

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Знать и называть последовательность времён года и месяцев, дней недели.
  • Пользоваться  в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Определять  время по часам с точностью до  1 часа.

  • Социально-коммуникативное развитие

  • Договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.
  • Ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Давать оценку своим поступкам и поступкам других людей, своих сверстников, литературных персонажей; спокойно отстаивать своё мнение, выражать своё отношение к окружающей действительности.
  • Бережно и уважительно относиться к культуре своего народа и к культуре других народов.
  • Использовать при общении формулы словесной вежливости.

Трудовые навыки

  • Старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать  в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.
  • Поддерживать  порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
  • Наводить  порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
  • Самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.
  • Знать профессии родителей и место их работы.

Самообслуживание

  • Самостоятельно  и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить  при  необходимости мокрые вещи.
  • Относить  после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
  • Замечать  и устранять непорядок в своем  внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

  • Художественно-эстетическое воспитание

Аппликация и ручной труд

  • Складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных    

направлениях; делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы  

(мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

  • Пользоваться ножницами, аккуратно вырезывать по контуру; аккуратно пользоваться клеем.
  • Создавать  предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать  объемные игрушки в технике оригами.
  • Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания.
  • Создавать сюжетные и декоративные композиции.
  • Вдевать  нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу. Делать  аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
  • Создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).
  • Аккуратно и экономно использовать материалы.

В рисовании

  • Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства произведений искусства.
  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения

    В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения.
  • Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа.
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

    Конструирование

  • Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
  • Сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
  • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

https://bilim-pavlodar.gov.kz/files/content/2060001453.jpg

  • Игровая деятельность
  • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.
  • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
  • Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
  • Моделировать предметно-игровую среду.
  • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
  • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
  • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок в три года»

http://detstvogid.ru/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebyonok-v-tri-goda/.htmlКонсультация для родителей«Что должен знать и уметь ребёнок в три года»...

Памятка для родителей ДОУ "Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет"

В памятке представлены критерии оценки развития детей дошкольного возраста 5-6 лет....

Работа с родителями (для будущих первоклассников) «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу»

Это будет познавательно и интересно для родителей, чьи дети пойдут в первый класс. Они узнают минимальный уровень знаний, которыми должен овладеть ребенок для поступления в первый класс....

Прохождение ТПМПК. Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада?

Конспект родительского собрания на тему "Прохождение ТПМПК. Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада?".Многие родители наших воспитанников при выпуске из детского сада с...

Что должен знать и уметь ребенок при выпуске из детского сада.

К концу года ребенок 6 -7 лет должен:Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»В ФГОС ДОУ представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).1. Социально-коммун...

Буклет для родителей "Мы будем уметь" - Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет

В буклете предствалена информация о тех навыках и умениях, которые может приобрести ребёнок на возрастном этапе от 4 до 5 лет. Данный материал можно использовать на родительском собрании в начале учеб...

консультация для родителей в детском саду на тему:"Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет"

Помочь и подготовить детей,отвечатьна вопросы касающиеся ребёнка: назватьсвоё имя, фамилию,имя своих родителей, домашний адрес, название района, название Родины и т.д....