Консультация для родителей "Приобщение ребенка к художественной литературе"
консультация (младшая группа)

Владимирова Людмила Владимировна

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx163.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Приобщение ребенка к художественной литературе"


Воспитатель: Владимирова Л.В.

 

http://www.russo-bellezze.ru/wp-content/uploads/2012/03/%D0%9E-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D1%85.jpg

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

https://bibliotekaostrovsk.files.wordpress.com/2014/05/kljgmljlkgh.jpg?w=600


Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

1.         Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок" (для младших дошкольников), "Василиса Премудрая", "Иван-царевич и серый волк" (для старших дошкольников).

2.         Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.

Например, взрослый читает стихотворение А. Барто "Слон":

Спать пора! Уснул бычок, Лег в кроватку на бочок. Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать Головой качает слон, Он слонихе шлет поклон.

Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.

При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

3.      Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая "Федорино горе" К. И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

4.      Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.

Примерные вопросы для литературной викторины:

• Из какой русской народной сказки эти отрывки?

Курочка кудахчет: '

"Не плачь, дед, не плачь, баба,

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое". ("Курочка Ряба".)

-  Я мышка-норушка! А ты кто?

-  А я лягушка-квакушка.

-  Иди ко мне жить!

И стали они жить вдвоем. ("Теремок".)

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку... ("Репка".)

• К каким художественным произведениям относятся эти иллюстрации?
Волк, опустивший хвост в прорубь (русская народная сказка "Лисичка-
сестричка и волк").

Слон, оживленно разговаривающий по телефону (К. Чуковский "Телефон").

Бычок, качающийся на доске (А. Барто "Бычок").

Большой ящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка (Э. Успенский "Крокодил Гена и Чебурашка").

• Вставьте недостающие слова в стихотворения А. Барто. Идет... качается, Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (Бычок.)

Я люблю свою... (лошадку), Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.

Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык, Опрокинул... (грузовик).

(Самолет)... построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.

• Назовите авторов следующих литературных произведений. "Муха-цокотуха" (К. Чуковский).

"Сказка о рыбаке и рыбке" (А. Пушкин). "Сказка о глупом мышонке" (С. Маршак). "Мойдодыр" (К. Чуковский).

5. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской "Где мой пальчик?". После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой "Наша Маша рано встала...".

Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: "О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?" и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.

 

http://tomalogy.org/wp-content/uploads/2012/02/176.jpg

Знакомство детей 2-3 лет с литературой.

Советы для родителей

На втором году жизни ребёнок начинает постигать многообразие литературных и фольклорных жанров: помимо поэзии пестования, он знакомится со сказками, короткими стихами, небольшими рассказами. Вместе с этим изменяется и содержание произведений для детей: на смену успокаивающим, забавляющим строчкам пестушек и потешек приходят произведения, требующие от маленького слушателя эмоционального сопереживания, напряжения всех его душевных сил. Так постепенно от простеньких игровых песенок ребёнок переходит к восприятию сложных поэтических образов.

Сначала первые сказки («КурочкаРяба», «Репка»«Колобок» и «Теремок») воспринимаются ребёнком как музыка, как игра, развлекают его. Затем в течение второго года жизни он начинает постигать содержание сказки, запоминать и вместе со взрослым рассказывать полюбившуюся сказку. В этот момент важно не только научить ребёнка слушать и рассказывать сказку, но и попытаться пробудить его чувства, развить его мышление. Именно в этом возрасте закладываются основы нравственного и эмоционального опыта ребёнка. Слушая сказку, ребёнок мысленно становится её участником, переживая то, что ещё не может осмыслить разумом, и тем самым поднимается на новую ступень в своём духовном развитии.

Сказочный репертуар для детей младшего дошкольного возраста не достаточно большой, но этого и не требуется. Малышу нравится по нескольку раз слушать одну и ту же сказку, с радостью узнавать её. К тому же первые впечатления от прослушанной сказки могут быть неточными, ребёнок может упустить какие-либо детали в развитии сюжета. При повторном прослушивании усиливается эмоциональное воздействие сказки и конкретизируются впечатления ребёнка.

Взрослый, рассказывая сказку малышу второго года жизни, особое внимание может уделять интонации, жестам, мимике, развивая эмоциональность ребёнка. (Например, прочитав сказку «Козлятки и волк», можно поинтересоваться у детей, каким голосом говорил волк, а каким коза.) Повторяя эти сказки ребёнку третьего года, необходимо побуждать его к размышлению: теперь он может не только определить, плохая или хорошая лиса в сказке «Колобок», но и понять, за какие поступки её считают такой. Как только малыш научится говорить, можно задавать ему простейшие вопросы: «О ком говорится в сказке?», «Какие герои встретились тебе в сказке?», «Где они жили?» и т. п. На третьем году жизни к этим вопросам можно добавить и другие, которые будут начинаться со слов «почему» и «зачем». Эти вопросы будут отвечать внутренним потребностям ребёнка, который в это время начинает вступать в возраст «почемучек».

Читая детям сказку и беседуя по её содержанию, нужно побуждать ребёнка к тому, чтобы он давал полные ответы: в дальнейшем это облегчит работу по обучению рассказыванию. Лучше использовать следующий приём. На вопрос «Как звали внучку из сказки «Снегурушка и лиса»?» ребёнок ответит: «Снегурушка». Повторите за ним: «Да, внучку звали Снегурушка». Так вы дадите пример полного ответа. В дальнейшем попросите ребёнка отвечать на ваши вопросы так же, как это делаете вы.

Нужно также иметь в виду, что сразу после прочтения или рассказывания сказки не рекомендуется пытаться её растолковать малышу, объяснять своими словами содержание или задавать детям вопросы по тексту. Это может разрушить обаяние художественного произведения. Художественный образ оказывает на ребёнка гораздо большее воздействие, чем все его разъяснения. Лучше сделать небольшую паузу, чтобы дать возможность детям разобраться в своих впечатлениях и чувствах, поддержать детские переживания (восхищение героем или осуждение отрицательных персонажей), ответить просто и ясно на вопросы ребёнка, помочь сформировать ему определённое отношение к основным персонажам и событиям. Элементы анализа могут быть усилены после повторного рассказывания произведения. Анализируя текст, нужно делать это ненавязчиво, как бы между прочим, ни в коем случае не натаскивая малыша в правильных ответах.

Ребёнку младшего дошкольного возраста нужно как можно чаще читать небольшие по объёму стихотворения и помогать ему запоминать их. Заучивание стихотворений — это одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Оно способствует не только развитию памяти, но и помогает воспринять гармонию слова, проникнуться чувством изящного. Легче всего запоминается рифма, поэтому эффективен таком приём: взрослый начинает строчку, малыш её заканчивает.

Детям второго года жизни будут близки стихотворения об игрушках, о животных, с которыми они уже встречались в сказках или в реальной жизни. Позднее начнётся знакомство с пейзажной лирикой русских поэтов XIX века. Произведения подлинной поэзии необходимы ребёнку, так как именно они способны развить у него воображение и чувства, сделать более восприимчивым к окружающей природе, к душевным переживаниям человека, воспитать внимание к слову. Перед тем как читать стихотворение, взрослым необходимо самим увидеть в нём средства выразительности, то есть не только то, что изобразил поэт (пейзаж, ситуацию, событие из жизни, описал предмет, явление), но и как (какими метафорами, эпитетами, сравнениями) подчеркнул то, что для него важно в этом описании. Например, А. Н. Плещеев в стихотворении «Осень наступила», говоря о ветре, использует слово «воет», а не «дует», и это помогает понять, почувствовать, «услышать» картину осенней природы. И здесь не так важно, что трёхлетний ребёнок мало что поймёт, — главное, чтобы он почувствовал душой музыку стиха, обаяние образа.

В этот период очень важной оказывается работа по развитию образных представлений, воображения ребёнка. Нужно как можно чаще давать ему возможность представлять, фантазировать, воображать. Например, после прослушанной сказки или стихотворения можно попросить ребёнка рассказать о том, как он представляет себе какой-нибудь предмет (теремок, колобка из одноимённых сказок или Дедушку Мороза из стихотворения С. Д. Дрожжина «Улицей гуляет...»), или о том, каким цветом он бы стал рисовать этот предмет.

Помогают развить воображение и игры в сказку, когда вместе с ребёнком последовательно проигрываются все сказочные ситуации. Например, прочитав ребёнку сказку «Теремок», можно попросить его представить себя каким-нибудь персонажем и показать, как тот будет вести себя, когда увидит теремок, с какой интонацией будет спрашивать: «Кто-кто в теремочке живёт?» Будет полезной такая работа и перед чтением некоторых сказок. Так, сказка «Заюшкина избушка» начинается со слов: «Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная». Можно предложить ребёнку построить сначала ледяную избушку, а потом лубяную и поинтересоваться, какая из них будет красивой и светлой, а в какой будет лучше жить зимой и летом. Такая работа обычно нравится ребёнку, и он с удовольствием играет в сказку, придумывая недостающие эпизоды.

Двух- трёхлетних детей приучают к научно-познавательной литературе. Эти произведения расширяют представления ребёнка об окружающем мире и удовлетворяют стремление малыша постичь многообразие живой и неживой природы. Ребёнку будет интересно узнать о внешнем виде животных и птиц, их повадках и привычках, он будет с радостью повторять звуки, которые издают разные живые существа. Особое внимание нужно обратить на названия животных, птиц и их детёнышей, поскольку это всегда вызывает затруднение у ребёнка. Например, прослушав рассказ К. Д. Ушинского «Уточки», можно попросить ребёнка рассказать, что едят уточки, какие у них носики, какие лапочки.

В раннем возрасте особое развивающее воздействие оказывают упражнения с пальчиками и кистями рук. Как свидетельствуют исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной и других), развитие тонкой моторики пальцев предшествует появлению артикуляции слогов и способно улучшить произношение многих звуков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются также, по мнению М. М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Таким образом, для детей младшего дошкольного возраста предпочтительными являются следующие жанры художественной литературы: малые формы фольклора, сказки прозаические и поэтические, рассказы, стихи. При этом притягательность литературных образов для ребёнка возрастает, если соблюдаются следующие условия:

— художественное содержание доступно возрасту ребёнка, в нём рассказывается о близких и понятных ему событиях;

— литературный образ достаточно определённый;

— художественное произведение преподносится ярко и выразительно;

— ребёнок выражает смысл художественного текста во внешних действиях и импровизирует на основе литературных произведений.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка.

     С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения. 
     Книга - это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий, получает все больше разнообразной информации, необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети черпают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, которые должны открыть для своего ребёнка мир книги. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры. Эта печальная реальность должна заставить нас, взрослых, задуматься и попытаться как-то исправить положение вещей. С самого маленького возраста малышам нужно читать произведения художественной литературы, соответствующие их развитию. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил это занятие. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное - содержание.
       Характерной особенностью детей от 2 до 4 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Детский фольклор - это частушки, потешки, песенки, игры, считалки. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Их можно использовать не только с целью лучшего запоминания характера персонажа (шустрый воробей), но и в режимных моментах. При умывании: «Кран, откройся, нос умойся», при обувании: «Пяточки, пяточки - поиграем в пряточки». И т. д.  Очень важно для ребёнка 3-4 лет подбирать книгу с яркими иллюстрациями, и после прочтения отрывка, подкреплять внимание малыша красочной картинкой к данному отрывку, потешке, песенке.

Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха дошкольника, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы  осмысленным. 
     Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.
    Также дети в этом возрасте любят сказки, где один сюжет цепляется за другой "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба". Им более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных, В этом возрасте дети частенько идентифицируют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
    Ниже приведены рекомендуемые произведения для чтения детям 2—4 лет:
Сказки. Русские сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «У страха глаза велики», «Лиса и волк», «Лапти-лаптищи»,  украинская сказка «Соломенный бычок», словацкая сказка «Змей, кошечка и пёс», чешская сказка «Кум волк и кума собака», английская сказка «Три поросёнка», испанская сказка «Горшочек мёда», немецкая сказка «Бременские музыканты», французские сказки «Волк, улитка и осы», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах». Готовясь к чтению детям сказок, взрослый должен обязательно помнить, что известные сюжеты народных сказок имеют варианты в авторской обработке. С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»; В. Бианки «Колобок — колючий бок»; Б. Заходер «Птичка Ма-Тари-Кари»; Л. Куликов «Белочка-умелочка»; С. Прокофьева «Зайка и Ойка»; Г. X. Андерсен из книги «Оле-Лукойе»; А. Прёйсен «Весёлый Новый год»; А. Баллинт из книги «Гном Гномыч и Изюмка»; JI. Муур «Крошка Енот»; Б. Поттер «Ухти-Тухти» (есть пьеса в обработке И. Токмаковой). Авторские сказки также привнесут в формирование кругозора ребёнка четвёртого года жизни много новых и интересных знаний. Э. Хогарт «Ослик Мафии и его друзья»; А. Прёйсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти».
    Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. На данном этапе большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи - при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, потому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. 
    Выше было сказано об огромной роли детского фольклора, но также важным средством приобщения детей к духовной культуре является классическая литература. В первую очередь это произведения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, И. Токмаковой, Д. Хармса, Ю. Мориц. Кроме этих стихотворений, обязательно нужно читать детям и другие поэтические произведения, в которых проявляется своеобразие словесно-изобразительных средств художественной речи (стихосложение, поэтическая лексика и фонетика).
   Это далеко не весь список литературы, которую можно порекомендовать для чтения детям на данном возрастном этапе. Родители сами могут дополнить его по своему желанию. Важно, чтобы содержание соответствовало возрастному, нравственному и психическому развитию вашего ребёнка. 

Советы для родителей:
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибках не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Приобщение ребенка к художественной литературе"

Консультация для родителей"Приобщение ребенка к художественной литературе"Воспитатель: Попова Т.А. Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению,...

Консультация для родителей: «Ребенок и художественная литература».

Что такое, художественная литература и какое влияние она оказывает на воспитание и развитие детей? Художественная литература – это сказки, рассказы, стихи, басни, пословицы, поговорки, загадки.Художес...

Консультация для родителей: «Ребенок и художественная литература»

Что такое, художественная литература и какое влияние она оказывает на воспитание и развитие детей? Художественная литература – это сказки, рассказы, стихи, басни, пословицы, поговорки, загадки.Х...

Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»

      Консультация для воспитателей на тему:       «Художественная литература, как средствовсестороннего развития ребенка»...

Консультация для педагогов на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка"

Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.О. С. Ушакова отмечает, чт...