Консультация для родителей: "Воспитание навыков и привычек культурного поведения"
консультация

Пинигина Ольга Викторовна

Консультация для родителей: "Воспитание навыков и привычек культурного поведения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитание навыков и привычек культурного поведения

С  самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему  взаимоотношений  с окружающими  людьми  (дома,  в  дет/саду   и   т.д.)   и приобретает  опыт  общественного  поведения.  Формировать  у  детей  навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к  порученному  делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало  возможностей.  В  процессе  повседневного общения со  сверстниками  дети  учатся  жить  в  коллективе,  овладевают  на практике  моральными  нормами  поведения,  которые   помогают   регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию  их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех  педагогических  ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
   В силу того, что дети годами  посещают  дет/сад,  появляется  возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это  способствует  выработки привычек.
   Каждый день дети здороваются и  прощаются,  убирают  после  игры  игрушки, умываются,  одеваются  на  прогулку   и   раздеваются.   Ежедневно   ребенку приходится  аккуратно  вешать  одежду,  ставить  обувь и т.д.  Во  всех  этих ситуациях дети  не  только  практически  овладевают  различными  навыками  и  умениями,  но  и  осваивают  определенные  нормы  поведения   в   коллективе сверстников. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель  использует  и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с другом,  заведующей, муз.руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают  ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот  день  впервые». Такая постоянная связь формирует у детей  положительную  привычку. Имеет значение и то, как будет сказано  детьми  «Здравствуйте»  или  «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает  уважение  и  доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются  охотно  и  приветливо,   другие  – только  после  напоминания,  третьи -  не  здороваются   совсем   или  здороваются  нехотя.   Однако   не   стоит   каждый   случай   приветливости рассматривать как факт проявления  невежливости.  Лучше  разобраться,  почему ребенок не поздоровался, и помочь ему  справиться.  Часто  дети  здороваются формально, не понимая смысла этого правила. Например: мальчик  входит  в  группу  и  сразу  направляется  к  игрушкам. Воспитатель напоминает мальчику, что сначала  нужно  поздороваться.  Ребенок отвечает: «Я  уже  здоровался   там…»  и  рукой  показывает  на  дверь.  Это свидетельствует,  что  мальчик  не   понимает,   почему   при   входе   надо  приветствовать друг друга. Воспитатель объясняет,  что,  здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и  настроения.  Только  в  единстве моральных знаний и поведения можно решать  задачи  нравственного  воспитания дошкольников. Важен также пример взрослых  –  сотрудников  детского  сада  и родителей – их приветливость и доброжелательность  при  встречах  передаются детям.
   Любой  из  моментов  режима  дня  в   детском   саду   содержит   огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы  промежуток  времени,  когда  дети находятся в раздевальной  комнате.  В  раздевальной  комнате  дети  остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения  со  сверстниками.
   В  этих   взаимоотношениях   складывается   свой   микроклимат,   происходит автоматизация» норм поведения.  Поэтому  пребывание  детей  в  раздевальной комнате  воспитатель  может  использовать, чтобы   поупражнять   детей   в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать,  приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
   Нередко  во  время  одевания  можно  увидеть,  как  дети  выстраиваются  к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить  детей  вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не  хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят  выглядеть  перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость  и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в  повседневной  и  бытовой деятельности,  чтобы  на  практике  показать  детям,  что  и  товарищ  может застегнуть пуговицы, развязать шарфик  и  т.д.,  только  надо  его  об  этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.  Взрослые  должны  с  самого  детства   воспитывать   у   детей   чуткость, отзывчивость, готовность прийти на  помощь  друг  другу.  «Если  товарищу трудно, помоги ему»,  «Если  тебе  трудно  –  обратись  за  помощью»  -  вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
     Воспитатель  на  конкретных  примерах  объясняет  детям  необходимость   и целесообразность каждого правила поведения. Осознав  ценность  правил,  дети начинают активно ими пользоваться, и  постепенно  следование этим правилам становиться для них нормой поведения.  Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение  к  вещам.  Решение  этой  задачи  требует  от  педагога  большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи.  Часто  можно  видеть, как дети в младших группах старательно  складывают  кофточки,  шорты…,  а  в средних группах небрежно заталкивают свои вещи в шкафы. Некоторые воспитатели в  средних  группах,  меньше  внимания  обращают  на формирование у детей навыков и умений самообслуживания.  Воспитатель  вводит правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролирует его  выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям,  как  важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на  месте,  можно  быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников"

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников"...

Консультация "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей."

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей."...

Консультация для родителей. Воспитание навыков и привычек культурного поведения для детей.

Консультация  для родителей.Воспитание навыков и привычек культурного поведения для детей. Уважаемые родители!Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интелли...

Консультация для родителей (стенд) "Воспитание навыков и привычек культурного поведения"

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится ...