Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения ребенка"
консультация

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание навыков и привычек культурного поведения ребёнка»

(в семье, общественных местах)

Уже в первые годы жизни малыш усваивает простейшие правила нравственного поведения. С возрастом эти правила усложняются. Постепенно с помощью взрослых ребёнок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой плохим.

Взрослые должны учить детей понимать хорошие поступки, воспитывать на положительных примерах жизни, которыми богата наша действительность. Это необходимо для того, чтобы дошкольники постепенно могли узнавать, что такое «хорошо», «красиво», «прекрасно». Без этого ребёнок не может проявлять отрицательное отношение к плохому.

В зависимости от условий воспитания ребёнка в семье, от индивидуальных его особенностей нравственное поведение вырабатывается у одних детей быстрее, у других медленнее. У одних положительные навыки устойчивые, у других – менее устойчивее. Поведение ребёнка будет более правильным, если в подходе к нему взрослые проявляют известный такт и умения. Окрик заставляет ребёнка подчиняться, но не убеждает его в необходимости поступить именно так, как этого требуют взрослые. Бесконечные уговоры вызывают капризы, содействуют проявления упрямства. Спокойный, ровный, требовательный тон лучше всего воздействуют на ребёнка.

В семье педагогические требования к поведению ребёнка предъявляются в виде словесных указаний, распоряжений взрослых, в виде чётко сформулированных правил поведения, советов, разъяснений.

Воспитанию правильного поведения содействует строго установленный режим дня. Дети постепенно приобретают навык поведения в коллективе, у них развиваются ростки сознательной дисциплины, умение согласовывать свои желания с интересами окружающих людей. Несмотря на присущую детям импульсивность, от них можно добиваться умения сдерживать свои желания. Конечно, это не всегда удаётся, так как поведение ребёнка отличается большой эмоциональностью, ему трудно действовать в разрез со своими желаниями, трудно руководствоваться «чувством долга». Именно поэтому нужно, чтобы ребёнок с самого раннего возраста был знаком с понятием «можно» и «нельзя».

Дети, не приученные к слову «нельзя» обычно отличаются лёгкой возбудимостью, неорганизованным поведением, неумением жить в коллективе. Они доставляют много хлопот взрослым, не умеют вести себя и в общественных местах. Кому не приходилось видеть в магазине, на улице, как раздосадованные родители никак не могут унять своего ребёнка, без конца требующего «купи», «дай», «сделай», «я хочу».

Надо с самого раннего возраста приучать ребёнка понимать слово «нельзя». Однако не следует злоупотреблять запрещениями, иначе ребёнок перестаёт разговаривать на них. Там, где необходимо запрещение, оно должно звучать твёрдо, требовательно и поддерживаться всеми членами семьи.

От родителей требуется гибкость в применении воспитательных приёмов, разумное умение их в зависимости от обстоятельств. Иногда удаётся добиться послушания, создавая у ребёнка впечатление, что он действует сам, по собственному побуждению.

Малыши очень чутко воспринимают установившиеся взаимоотношения между членами семьи и отражают их в своём поведении. Если взрослые относятся друг другу внимательно, вежливо, то и ребёнок будет следовать их примеру. В ответ на благодарность взрослого за оказанную услугу он с удовольствием отвечает «пожалуйста», умеет сам благодарить за услугу, вежливо просить о чём- либо, извиниться за нечаянно доставленную неприятность. О том, какое большое значение имеет пример взрослых в воспитании у детей вежливости, то очень хорошо сказал Ян Каменский: «Что касается вежливости, то родители могут обучать ей настолько, насколько сами в состоянии быть вежливыми».

К сожалению, многие дети не умеют вести себя в присутствии взрослых. Они бесцеремонно вмешиваются в разговор, перебивают говорящего или без всякой застенчивости слушают, о чём говорят все взрослые между собой, хотя знают, что так вести себя не полагается. Такое поведение – результат неправильного воспитания в семье, по первому требованию все его желания и капризы.

Нужно приучать дошкольника сдерживать свои желания, считаться с интересами других членов семьи. Это уже можно требовать от ребёнка.

С самых ранних лет надо приучать ребёнка к тому, чтобы указания родителей выполнялись точно и безоговорочно. Это достигается в том случае, если указания даются с достаточной требовательностью, если ребёнок за этими указаниями чувствует вежливость.

Иногда взрослые допускают огромную ошибку «покупая» у детей хорошие поступки: «Если ты будешь хорошо вести себя, я куплю тебе воздушный шар». «Извинись перед бабушкой, ты за это получишь что- то вкусное» т.д. Ребёнок постепенно делает вывод, что каждый хороший поступок он должен получить он должен получить вознаграждение. Дети в таких семьях вырастают избалованными и, уже став взрослыми продолжают постоянно предъявлять требования к родителям, не считаясь с их возможностями, забывая при этом о своих обязанностях. Не подавляя активности малыша, надо с малых лет воспитывать у него послушание, дисциплинированность, умение подчиняться требованиям взрослых. Выполняя указания старших, дети со временем начинают сами предъявлять к себе определённые требования, осознанно относиться к своим поступкам.

А. С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко от грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – что говорить».

Дети должны усвоить доступные их пониманию правила:

  • Если к тебе обратились с вопросом, отвечай вежливо, полным ответом.
  • Чётко произноси слова и звуки, говори достаточно громко, чтобы всем было понятно и слышно.
  • Здоровайся при встрече с друзьями и знакомыми, слово «здравствуйте» произноси доброжелательно и достаточно громко, чтобы тебя слышали.
  • Взрослых называй на «вы», приветствуя, смотри в глаза и называй по имени и отчеству.
  • Уходя, не забывай прощаться. Слово «до свидания» произноси приветливо.
  • Благодари за оказанную тебе помощь, внимание, заботу.
  • Если обращаться с вопросом, просьбой, извинением, не забудь о слове «пожалуйста». Помни, что не всякая просьба может быть исполнена. Если тебе отказывают, не настаивай.
  • Во время разговора веди себя скромно, спокойно, не размахивай руками, не гримасничай, не допускай крикливости.
  • Вежливо разговаривай с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, со старшими.
  • Умей молчать, когда это необходимо - на занятиях, во время разговора или отдыха взрослых, когда спят маленькая сестричка, братик.
  • Не разговаривай громко там, где взрослые читают, занимаются своими делами, а также в транспорте, на улице. Этим ты нарушаешь их покой, показываешь им своё неуважение. За это и тебя не станут уважать.

Этим не сложным правилам нужно учить ребёнка. К сожалению некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Всё придёт с возрастом, а пока что с него спросишь». А ребёнок тем временем растёт, не зная самых элементарных законов приличия, например: не подозревает о том, что, встретившись в дверях со взрослыми, надо посторониться, уступить место, в вагоне, пробираясь к выходу, расталкивать руками людей неприлично, с бутербродом или мороженым заходить в общественные места, где много народу, нельзя – можно посторонним нечаянно испачкать одежду, привлекать внимание окружающих громкими разговорами – признак воспитанности, и ещё много ребёнок не знает…

Поэтому перед нами, педагогами и родителями, стоит очень важная задача: формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников"

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников"...

Консультация "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей: "Воспитание навыков и привычек культурного поведения"

Консультация для родителей: "Воспитание навыков и привычек культурного поведения"...

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей."

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения детей."...

Консультация для родителей. Воспитание навыков и привычек культурного поведения для детей.

Консультация  для родителей.Воспитание навыков и привычек культурного поведения для детей. Уважаемые родители!Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интелли...

Консультация для родителей (стенд) "Воспитание навыков и привычек культурного поведения"

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится ...