Психологическая готовность к обучению в школе
консультация (подготовительная группа)

Латышева Екатерина Вячеславовна

Материал может быть использован на родительском собрании в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, как Вы думаете, какие существуют распространенные мифы о готовности к школе? А что такое вообще готовность к школе?

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л. А.

В связи с этим хочу указать на 2 наиболее распространённых мифа о готовности к школе:

1. Чем больше готовиться, тем лучше => перенапряжение, снижение познавательной активности, личностная неготовность к школе. Необходимо отталкиваться от актуального развития ребенка, от зоны ближайшего развития, то есть от того, чем ребенок сейчас способен овладеть. Ведущая деятельность – игровая, следовательно, подготовка к школе в форме занятий не эффективна и приводит к вышеперечисленным проблемам.

2. Ребенок должен уметь писать и читать => игнорирование наиболее важных аспектов готовности к школе. Письмо и чтение – одни из наиболее сложных навыков. Для их формирования необходимы такие психические способности как:  

  • способность поддерживать тонус организма (утомляемость, невозможность усидеть на месте 20 мин.),
  • глазодвигательные координации (у многих недостаточны, в т.ч. из-за несформированности взаимодействий между полушариями - ножницы),
  • мелкая моторика (удержание карандаша, сила нажатия, отсутствие тонуса/гипотонуса в руках),
  • память (7 элементов, в том числе смысловая),
  • внимание (способность удерживать и распределять внимание),
  • произвольная саморегуляция, способность не терять строчку,
  • наличие плавности движений,
  • звукоразличение и звукобуквенный анализ=>

несформированность фонематического слуха – способность к слуховому восприятию речи. Приводит к непониманию того, что говорят ребенку (звуки перемешиваются, замещаются «пася икс», «работа над ошибками»).

  • Пространственные представления (право лево).
  • Межполушарные взаимодействия (ножницы). Поскольку все  вышеперечисленные навыки расположены в разных полушариях мозга, необходимы развитые связи между ними.

Во ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) сказано о том, каким должен быть ребенок на пороге первого класса.

физически развитый;

любознательный;

эмоционально-отзывчивый;

способный управлять своим поведением;

общительный.

Готовность к школе: физическая, психологическая и специальная.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Интеллектуальная  (психическая) готовность  ребёнка  к  школе  -  это  способность  будущего  школьника  к  овладению  такими  мыслительными  операциями,  как  анализ  и  синтез,  сравнение  и  обобщение,  сериация  и  классификация;  в  процессе  учебной  деятельности  ребенок  должен  научиться  устанавливать  причинно-следственные  связи  между  предметами  и  явлениями,  разрешать  противоречия.  Развитость памяти, внимания, сформированность пространственных представления, фонематического слуха и т.д.

Социально – психологическая готовность. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Эмоционально-волевая готовность. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия в его реализации, преодолевать препятствия и у него формируется произвольность психологических процессов.

Развитием этих компонентов психологической готовности мы будем заниматься в течение этого года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к обучению в школе

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"

Данная консультация будет интересна и  полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...

Психологическая готовность к обучению в школе

Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.   Первым условием ...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....